Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:02, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – изучить образ реального и идеального родителя у подростков, воспитывающихся в полной и неполной семье.
Задачи исследования:
1. Изучить основные концептуальные подходы по изучаемой проблеме.
2. Выявить личностные качества «реального» и «желаемого» родителя у подростков из полных и неполных семей.
3. Выявить взаимосвязь образа «реального» и «желаемого» родителя с отношениями, которые складываются у подростка с отцом и матерью.
4. На основании полученного эмпирического материала определить рекомендации для подростков и их родителей по гармонизации отношений друг с другом.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Возрастно-психологические особенности подростков 6
1.2. Подходы к формированию образа родителя у подростков 10
1.3. Детско-родительские отношения как фактор определяющий образ «реального» и «желаемого» родителя 14
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ 28
2.1. Методика исследования 28
2.2. Описание результатов исследования 29
2.3. Рекомендации по гармонизации межличностных отношений и формированию позитивного образа родителя 40
ВЫВОДЫ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51

Файлы: 1 файл

Диплом_итог_30.05.2011.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

При рассмотрении проблемы дистанции в отношениях мы опирались  на работы [30; 45]

В нашем исследовании будем придерживаться следующего определения. Социально-психологическая дистанция – «это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости  (отдаленности) между субъектами, регулирующаяся внешними (социальными и средовыми) факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов» [27].

Изменение дистанции  отражается на характере межличностных отношений. Так, чрезмерное сокращение или увеличение дистанции может приводить к неудовлетворенности межличностными отношениями [27]. И, соответственно к изменению образа родителя. 

На основании данных приведенных в работе  [27], дистанция включает в себя следующие составляющие: когнитивную, эмотивную, коммуникативную, поведенческую и деятельностную составляющую.

● Когнитивная дистанция – это, прежде всего, степень взаимопонимания.

● Эмотивная дистанция – соотношение силы сближающих и удаляющих чувств.

● Коммуникативная дистанция – степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.

● Поведенческая дистанция – готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.

● Деятельностная дистанция – готовность совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче деятельностная дистанция.

Межличностная дистанция  выполняет инструментальную функцию  в том плане, что позволяет субъекту удовлетворять свои потребности, достигать цели, решать задачи. Близкая или дальняя дистанция не выступает самостоятельной ценностью. Достижению разных целей могут благоприятствовать разные по величине дистанции. Например, близкая дистанция позволяет человеку быть более откровенным, открыто выражать широкий спектр чувств, ожидать большего к себе доверия и т.п. Дальняя дистанция может выступать понятным основанием большей закрытости, сдержанности в чувственных проявлениях, меньшего доверия и т.п. [97].

Проведенный теоретический анализ позволяет сделать следующее  обобщение. Основной идеей работы является то, что образ «реального» «желаемого» родителя у подростков определяется отношениями подростка с матерью и отцом.

На основании проведенного теоретического анализа, и для достижения поставленной цели, нами было проведено психологическое исследование, результаты которого будут представлены в следующей части дипломной работы.

 

Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗА РЕАЛЬНОГО И  ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ У ПОДРОСТКОВ

2.1. Методика  исследования

 

В исследовании приняли участие мальчики и девочки подросткового возраста. Возраст испытуемых 15-16 лет (верхняя граница подросткового возраста). Было обследовано 100 подростков, среди них 50 подростков (25 девочек и 25 мальчиков) проживающих в полных семьях, и 50 подростков (25 мальчиков и 25 девочек), проживающих в неполной семье (с матерью). Среди обследованных ???? обучаются в ???? классе, а ??? – классе.

В качестве психодиагностических методик использовали:

● Методика «Диагностика межличностных отношений» - модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, адаптированный Л.Н.Собчик. Методика использовалась нами для изучения реального и желаемого (идеального) образа родителя.

● Методика «Профиль чувств в отношениях» (ПЧО) [42]. Использовались нами для оценки реального и предполагаемого чувственного тона в отношениях с родителями.

● Методику «Определение социально-психологической дистанции  в отношениях» (СПД) [28]. Методика использовалась для оценки реальной и желаемой дистанции подростков в отношениях с родителями.

● «Анкета обследование семьи», разработанная А.Н.Волковым [28]. Анкета использовалась для изучения семьи, в которой проживает подросток.

Методики были выбраны  по следующим соображениям. Во-первых, не вызывает сомнения их психометрическая проверка, что позволяет получить более надежные данные. Во-вторых, они в наибольшей степени соответствуют цели и задачам исследования.

В качестве методов математической статистики использовали: анализ первичных  статистик (критерий t-Стьюдента). Его выбор обусловлен: а) нормальностью распределения, б) достаточным объемом выборки.

Исследование проходило  в два этапа. На первом мы использовали «Анкету обследования семьи» (см. раздел Приложения), которую заполняли подростки. На втором использовали стандартизированные опросники, описание которых представлено выше.

Ниже будет представлено описание результатов исследования.

2.2. Описание  результатов исследования

 

Анализ начнем с «Анкеты  обследования семьи». В результате пороса установлено следующее.

Так, 97,3% подростков из полных семей и 95,1% из неполных - проживают в отдельной квартире. 3,6% подростков из полных семей и 5,6% из неполных проживают в собственном доме. На основании этого можно заключить, что жилищные условия обследованных подростков являются благополучными.

Общий доход семьи 74,3% подростков из полных семей оценивают как средний, а 25,6% как высокий. Среди подростков из неполных семей 82,0% опрошенных оценивают доход семьи как низкий, и 17,9% - как средний. Представленные данные говорят о том, что материальное (финансовое) обеспечение подростков из неполных семей является более неблагополучным, что на наш взгляд, оказывает существенное влияние как на восприятие мира, отношения и восприятие родителей, и психологическое благополучие подростка в целом. 

Семейную атмосферу 53,1% подростков из полных семей и 44,2% подростков из неполных семей оценивают как «бывает всякое». Считают семейную атмосферу «теплой, душевной» 35,6% подростков и полных семей и 46,7 – из неполных. 11,3% подростков из полных семей и 9.1% из неполных оценивают семейную атмосферу как дискомфортную. Здесь мы видим интересный факт – у подростков из неполных семей климат в них более благополучный, чем в полных.

Среди тем конфликтов в семье 76,6% подростков из полных семей и 75,8 из неполных указывают на понимание и отношения с родителями, а 23,3% подростков из полной семьи и 24,1% из неполных говорят о досуге. На наш взгляд такие данные обусловлены психологическими особенностями подросткового возраста, когда между родителями и детьми встает «конфликт интересов», отсюда и проблема в понимании друг друга, что безусловно влияет на отношения. Именно факт непонимания, и дисгармонии в отношениях и повлиял на выбор методик «ПЧО» и «ПЧО-П», а также «СПД» и «СПД-П».

На вопрос – «Кто осуществляет контроль за Вашей учебой» 59,0% подростков из полных семей и 45,0% из неполных - ответили родители. 39,9% подростков из полных семей и 54,9 % из неполных указали на то, что контроля нет. На наш взгляд это обусловлено чрезмерной занятостью родителей в целях материального обеспечения семьи в современных условиях (обследование проводилось в период октябрь – ноябрь 2010 года).   

На вопрос – «Что хотят видеть, воспитать в Вас родители» подростки ответили следующее. 56,1% подростков из полных семей и 55,9% подростков из неполных отметили «приспособленность к жизни», тогда как 43,7% подростков из полных семей и 43,9% из неполных, указали на «активность, пробивные способности».

Для 32,0% подростков из полных семей и 33,3% из неполных «наказания в семье» не применяются. Тогда как профилактические беседы родителями ведутся с 68% опрошенных подростков из полных семей и 66,5% из неполных.

Считаем что семейная атмосфера, отношения в семье  существенным образом влияют на восприятие родителей – каким видят и  каких хотят видеть отца и мать дети. Ниже будет представлены результаты полученные по методике «Диагностика межличностных отношений» - модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири, адаптированный Л.Н.Собчик. В таблице ниже мы видим, какие психологические качества отмечают обследованные подростки в своих родителях.

Таблица 1

Средние значения полученные по методике «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т.Лири подростками из полных и не полных семей

 

 

№ ок

танта

 

 

Шкалы методики «ДМО»

Средние значения

Полные семьи 

Неполные семьи 

Мать 

Отец 

Мать 

Р

Ж

Р

Ж

Р

Ж

1.

Властный – лидирующий

9,3

6,0

5,7

8,4

12,2

6,0

2.

Независимый – доминирующий

9,1

8,0

6,0

8,1

10,4

9,9

3.

Прямолинейный – агрессивный

7,9

6,0

6,3

6,2

11,3

7,5

4.

Недоверчивый – скептический

6,7

6,5

6,0

6,2

12,7

6,5

5.

Покорно – застенчивый

5,6

7,9

8,3

6,0

7,7

7,2

6.

Зависимый – послушный

7,3

9,0

8,3

6,4

8,0

6.5

7.

Сотрудничающий – конвенциональный

7,0

8,7

9,0

8,5

9,7

1,2

8.

Ответственно – великодушный

6,3

7,9

8,7

6,1

12,6

5,8


Примечание: Р – оценки «реального» родителя, Ж – оценки «желаемого» (идеального) родителя

 

Результаты представленные в таблице 1 говорят о следующем. Подростки из полных семей оценивают  образ «реальной (воспринимаемой)»  матери, обладающей следующими психологическими характеристиками: нетерпимостью к критике, переоценкой собственных возможностей (показатели по 1 октанту по методике ДМО); самодовольством, выраженным чувством собственного превосходства, тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения других людей – семьи (показатели по 2 октанту по методике ДМО); несдержанностью и вспыльчивостью (показатели по 3 октанту по методике ДМО).

Отметим, что похожая  картина имеет место и в  образе «реальной (воспринимаемой)»  матери и у подростков, воспитывающихся в неполных семьях – матерью.

Интересно, что показатели образа «реального (воспринимаемого)»  отца у подростков из полных семей  полученные по первым трем октантам методики ДМО, более низкие, чем показатели у матерей. У подростков из полных семей при оценке образа «желаемого» отца имеется тенденция к увеличению показателей по шкалам «властный-лидируюущий», «независимый-доминирующий» и «прямолинейный-агрессивный». Соответственно, можно предположить, что они хотят видеть своих отцов более уверенными в себе, умеющими быть хорошим советчиком и наставником; независимыми; искренними и непосредственными.

Общим для подростков из полных и неполных семей является снижение показателей по шкалам «властный-лидируюущий», «независимый-доминирующий» и «прямолинейный-агрессивный» при оценке образа «желаемой» матери.

Полученные данные соотносятся  с показателями шкалам «зависмый-послушный» (6 октант), «сотрудничающее-конвенциональный» (7 октант) и «отвественно-великодушный» (8 октант) по методике ДМО.

Так у подростков из полных семей имеет место увеличение показателей по данным октантам в образе «желаемой (воспринимаемой)» матери. Похожая картина наблюдается и у подростков воспитывающихся матерями. Тогда как при оценке образа «желаемого» отца у подростков из полных семей отмечается снижение показателей по данным октантам, по сравнению с оценкой образа «реального (воспринимаемого)» отца.

На основании данных описанных выше правомерно сделать  следующее заключение.      

Как в полных, так и  не в полных семьях оценки образа «реальной (воспринимаемой)» матери говорят о том, что она занимает ведущую, активную, доминирующую позицию по сравнению с отцами (в полных семьях). Тогда как дети, исходя из оценок образа «желаемой матери», хотят видеть её более заботливой, мягкой, внимательной, ориентированной на сотрудничество.  

Информация о работе Эмпирическое исследование образа реального и идеального родителя у подростков