Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

      Задания к игре:

      а) расположи растения правильно;

      б) Почему части растений следует расположить  именно так, а не по-другому?

      в) Зачем растению листья, стебель, корень, цветки?

      Так же мы выявили уровень знаний детей  о сезонных изменениях в природе  и географических объектах. Нам было важно определить:

      а) знания детьми основных признаков сезонных изменений;

      б) знания детей об основных географических объектах (река, море, озеро, лес, роща, поле, горы и т.д.).

       На  втором этапе эксперимента в ходе беседы мы изучали уровень сформированности у старших дошкольников чувств и оценок экологического характера (стремятся ли дети сохранить красоту живой природы, проявлять заботу к бездомным и диким животным, осуждают ли негативное поведение человека в природе и т.п.).

      На  третьем этапе исследования с  помощью наблюдений и специальных  заданий мы диагностировали уровень  сформированности элементарных норм и правил поведения в природе (бережное отношение к объектам окружающей живой природы: подкормка птиц в зимнее время года, уход за домашними животными, экономное использование природных богатств, соблюдение чистоты и т.п.).

      Полученные данные мы анализировали по следующим критериям:

      1. Полнота (объем) знаний - многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.

      2. Существенность и обобщенность  знаний - выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).

      3. Полноценность чувств и элементарная  объективность оценок.

      4. Системность навыков - проявление совокупности объективных элементарных норм и правил поведения; целостное восприятие объектов окружающей природы, воспроизводящее умение соблюдать позитивное созидательное отношение к природе.

       Также мы обращали внимание на умения детей  пользоваться общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков объектов природы.

      В соответствии с выделенными критериями мы делили детей на уровни развития экологической культуры. К низкому уровню развития мы отнесли Лешу В., Свету К., Сашу В., Лену Ч., Машу Н. Знания о природе Леши В., Светы К. были неадекватными, в рассуждениях присутствовали заблуждения. Уровень сформированности чувств и оценок экологического характера был также очень низок. У Леши В., Светы К. не возникало стремления к сохранению красоты живой природы, они не проявляли заботу по отношению к бездомным и диким животным, оставались равнодушными к негативному поведению человека в природе и т.п. У Саши В., Лены Ч., Маши Н. наблюдалось нарастание познаваемых объектов, обобщенных представлений, элементарных понятий, но отсутствовали знания об объективно существенных сторонах. Саша В., Лена Ч., Маша Н. проявляли стремление заботиться о бездомных и диких животных.

      К среднему уровню развития экологической  культуры мы отнесли Катю Б., Олю У., Надю Ч., Колю К., Юру М., Сашу Г., Сережу Г., Женю Ш., Вову К., Кирилла Т. Некоторые дети – Катя Б., Оля У., Надя Ч., Коля К., устанавливали закономерные связи между объектами, обобщали знания экологического содержания на основе известных особенностей объектов природы; у них появлялась обобщенность знаний. У данных детей наблюдалась сформированность чувств и оценок экологического характера, уровень сформированность элементарных норм и правил поведения в природе.

      К высокому уровню относятся Настя  У., Лера Т., Таня О., Дима Г., Олег Д., Люда О., Венера С., Марина Л. Они накопили полные знания о многообразии особенностей и существенных сторонах объектов, элементарную объективность оценок, норм и правил деятельности человека в отношении природы. Настя У., Лера Т., Таня О., Дима Г., проявляли полноценность чувств к объектам природы. Олег Д., Люда О., Венера С., Марина Л. пользовались общепринятой терминологией при определении характерных свойств, качеств, признаков объектов природы.

      Катя  Б., Оля У., Надя Ч., Коля К., достаточно хорошо при определении характерных свойств, качеств, признаков объектов природы пользовались общепринятой терминологией.

      Юра М., Саша Г., Сережа Г., Женя Ш., Коля К., Вова К., Кирилл П. обладают развитыми системными знаниями экологического характера, освоили закономерности распространения на познание объектов окружающей, усвоили навыки правильного поведения в природе и использования природных ресурсов (воды, электроэнергии). Уровень сформированности у Вовы К., Кирилла П., Сережи Г., Оли У., Нади Ч., Коли К., Кати Б. чувств и оценок экологического характера был достаточно высок; они стремились сохранить красоту живой природы, проявлять заботу к бездомным и диким животным, осуждали негативное поведение человека в природе и т.п.

       Юра М., Кирилл П., Саша Г. Женя Ш. в полной мере владеют сформированностью  элементарных норм и правил поведения в природе.

      Таблица 2.1. - Уровень развития экологической культуры у детей 6-7 лет в экспериментальной группе

№ п/п Фамилия и имя

ребенка

Уровень развития экологической  культуры у детей 6-7 лет
низкий средний высокий
1 Лена Ч. +    
2 Маша Н. +    
3 Олег Д.     +
4 Люда О.     +
5 Марина Л.     +
6 Венера С.     +
Продолжение таблицы 2.1.
7 Катя Б.   +  
8 Сережа Г.   +  
9 Женя Ш.   +  
10 Вова К.   +  
11 Кирилл П.   +  
12 Миша С.   +  
 

      Таблица 2.2. - Уровень развития экологической культуры у детей 6-7 лет в контрольной группе

№ п/п Фамилия и имя

ребенка

Уровень развития экологической  культуры у детей 6-7 лет
низкий средний высокий
1 Алеша В. +    
2 Света К. +    
3 Саша В. +    
4 Настя У.     +
5 Лера Т.     +
6 Таня О.     +
7 Дима Г.     +
8 Оля У.   +  
9 Надя Ч.   +  
10 Коля К.   +  
11 Юра М.   +  
12 Саша Г.   +  

      Количественный  анализ уровня развития экологической культуры у детей 6-7 лет представлен в таблице 2.3.

      Таблица 2.3. - Количественный анализ уровня развития экологической культуры у детей 6-7 лет

Уровень развития экологической культуры Количество  детей
Низкий 5 (20%)
Средний 8 (42%)
Высокий 11 (38%)
 

      Таким образом, стало известно, что 20% детей  нуждаются в формировании представлений о природе, 42% - в их пополнении и систематизации, 38% - в совершенствовании экологических знаний.

      С учетом результатов констатирующего  эксперимента был спланирован формирующий эксперимент. 

      2.2 Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий 

      С целью формирования представлений  о природе, опираясь на результаты констатирующего эксперимента, нами был проведен 2 этап, формирующий.

      Цель формирующего эксперимента – формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

       Были  поставлены следующие задачи:

  1. Убедить детей, что в природе все взаимосвязано.
  2. Помочь детям понять, для чего нужны природные связи, как разумно и бережно использовать природу.
  3. Научить детей экологической культуре на природе, усвоить правила поведения на природе.

      Нами  было выдвинуто три этапа изучения природы на экскурсии:

  1. Объекты природы рассматривались в отдельности, не обращая внимания на и связи.
  2. Объекты природы рассматривались в их взаимной связи, внимание концентрировалось на чем-то конкретном (питание, цепи питания).
  3. Измерение не просто предметов (животные, лес, луг), а их процессы (например, сезонные явления, в основе которых лежат действия естественных факторов).

       Формирование  у старших дошкольников экологических  представлений невозможно без изучения природы на экскурсиях.

      Экскурсия – такая форма взаимодействия воспитателя и детей, при которой  дети получают знания в процессе непосредственного  наблюдения, рассматривания объекта реальной действительности. Экскурсия позволяет выйти ребенку на простор.

      С целью формирования представлений  о природе нами был проведен ряд  экскурсий.

      Вначале перед экскурсией было проведено  занятие с целью выявления  у детей знаний о природе родного края. После этого был намечен план тем ознакомления детей с природой:

  1. «Встреча с осенью» (экскурсия в парк);
  2. «Невидимые нити» (экскурсия в лес);
  3. «Осенний хоровод» (экскурсия на луг);
  4. «Подводное царство» (экскурсия на реку);
  5. «Улетели листья с тополей» (экскурсия в парк);
  6. «Вянет, вянет лето красное, улетают ясные дни» (экскурсия в парк).

       Разработанная нами система занятий на экскурсиях была связана со всеми видами детской  деятельности.

      Во  время экскурсий в парк, в лес, мы с детьми заготавливали природный материал. Далее знания закреплялись в диалектических играх: «С какого дерева лист?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови?», «Путешествие по лесу», и пр. Наблюдая за детьми, мы сделали выводы, что на базе новых знаний и представлений у детей появилось желание побольше узнать о родной природе.

      Во  время экскурсии к реке, мы постарались  отметить самые характерные ее признаки. Познакомили с обитателями водоема лягушкой и жуком-плавуном и др. Воспитатель провел беседу.

      Проведя с детьми периодические экскурсии, мы обратили внимание на то, что дети стали более внимательными к обитателям леса, водоемов, к птицам, к неживой природе. Во время экскурсий дети собирают листья, разглядывали их. Наталья Т. Прочитала стихотворение «Тучи» В. Орлова.

Туча  тучу повстречала,

Туча  туче прокричала:

«Прочь  с дороги, уходи!

Прочь с  дороги, дай пройти!»

Туча  тучу лбом, лбом!

А по небу гром, гром!

       Во  время экскурсии «Подводное царство» воспитатель на берегу рассказал детям экологическую сказку: «О чем шепчет ручеек».

      Воспитатель: Ручеек был очень чистый и очень веселый. Он радовался солнцу, чистому небу, пению птиц и весело журчал. У ручейка было много друзей: зайцы бегали с ним наперегонки, медведи и лисы спасались от жары, отдыхая на его прохладных берегах; синицы, скворцы и зяблики шутили и смеялись вместе с ним. И горы без него не могли обойтись: весной он помогал им освободиться от талых вод. А еще ручеек любил людей, любил, хотя его матушка Земля не раз говорила ему: «Люди коварны, они способны на предательство, помни об этом!» Но ручеек верил, что люди добрые и на добро отвечают добром. В одно прекрасное утро к ручейку прилетела сорока и рассказала ему о том, что люди в долине остались без воды - родник, который поил все живое, высох. Притих ручеек, призадумался. И решил помочь людям. Что есть сил побежал вниз, в долину. И тогда в поселке наступил долгожданный праздник: люди радовались воде как чуду. А ручеек был счастлив и горд. Прошло несколько дней. Люди перестали обращать внимание на своего спасителя, а ручеек все чаще стал задумываться: почему люди так жестоки, почему они не берегут природу, почему позволяют себе превращать в мусорную кучу то место, где они живут? Вскоре ручеек стал задыхаться, из кристально чистого и прозрачного, превратился в мутный, грязный. Ручеек заплакал, и тогда его вода стала соленой. Он понял из-за чего родник покинул долину. Поздней ночью ручеек ушел из деревни. Тяжело было у него на душе, и лишь одна мысль его согревала: он скоро встретиться с настоящими своими друзьями, которые никогда не продадут: горами, деревьями, лесными жителями. И еще он все время думал, неужели матушка Земля была права?

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий