Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА» 

Факультет педагогического и художественного  образования

Кафедра методики дошкольного воспитания

                                            УТВЕРЖДАЮ

                                            Зав. кафедрой

                                            канд. пед. наук, доцент

                                            __________Е. С. Ошкина

                                            «____»___________2011 
 
 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ  ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

 У  ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДОВЕДЧЕСКИХ ЭКСКУРСИЙ 
 

Автор дипломной работы     ____________________________ Н. В. Баринова

Обозначение дипломной работы  ДР-02080256-050707.65-01-12

Специальность 050707.65 «Педагогика и методика дошкольного  образования»

Руководитель  работы

канд. пед. наук, доцент ________________________________ Т. Н. Кондратьева

Нормоконтролер 

канд. филол. наук, доцент _____________________________ Е. Н. Киркина

Рецензент

канд. пед. наук, доцент ________________________________ С. В. Архипова 

Саранск 2012 

ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М.Е. ЕВСЕВЬЕВА» 

Факультет педагогического и художественного  образования

Кафедра методики дошкольного воспитания 

                                                         УТВЕРЖДАЮ

                                                       Зав. кафедрой

                                                                     канд.пед.. наук доцент

                                                                           __________Е. С. Ошкина

                                                                        «____»___________2011 
 

      ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ 

Студент                                 Баринова Н. В.                    группа ПЗД-206

1. Тема: Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в

процессе природоведческих экскурсий.

Утверждена  по МордГПИ № 664 от 02.07.2011 г.

2. Срок  представления к защите: 26.12.2011 г.

3. Исходные  данные для дипломной работы: положения классиков педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег,                      Я. Коменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский); идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.).

4. Содержание  дипломной работы:

4.1. Введение
4.2. Теоретические основы ценностного отношения к  природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий
4.2.1. Сущность ценностного отношения к природе
4.2.2. Формирование  ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста
4.2.3. Природоведческие  экскурсии как средство формирования  ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет
4.3. Опытно-экспериментальная  работа по формированию ценностного              отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих                  экскурсий
4.3.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к                природе у детей 6-7 лет
4.3.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий
4.3.3. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы
4.4. Заключение
4.5. Список использованных источников
4.6. Приложения
 

Руководитель  работы

канд.пед.наук., доцент _______________________________ Т. Н. Кондратьева

Задание принял к исполнению ______________________ Н. В. Баринова

 

Реферат 

     Дипломная работа содержит 68 страниц, 51 использованный источник.

      ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ПРИРОДА, ОСОЗНАННО-ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА, ПРИРОДОВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ.

      Объектом  исследования является процесс формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.

      Цель  работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

      В процессе работы использовался метод  эксперимента, включающий в себя три  этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

      В результате исследования проведен анализ психолого-педагогической литературы; разработана и апробирована методика по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий; выявлен уровень сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.

      Степень внедрения – частичная

      Область применения – использование в  практике работы дошкольных образовательных  учреждений.

      Эффективность – повышение качества знаний детей  6-7 лет о ценностном отношении к природе в процессе природоведческих экскурсий. 

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические  основы ценностного отношения  к природе у детей 6-7 лет  в процессе природоведческих  экскурсий….……………………………....…….
    1. Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
    2. Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
    3. Природоведческие экскурсии как средство формирования  ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………
 
11

11 

16 

25

2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию ценностного              отношения к природе у детей  6-7 лет в процессе природоведческих                  экскурсий…………………………………………………………………………..

2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к                природе у детей 6-7 лет …………................................................................

2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………

2.3. Анализ  результатов опытно-экспериментальной  работы………………

 
 
35 

35 

41

49

Заключение…………………………………………………………….……..........

Список  использованных источников…………………………….........................

Приложения………………………………………………………………………..

49

56

61

 

 

Введение 

      Пагубное  воздействие на природу - результат разрушения личности, внутреннего мира человека, его мировоззрения и сознания. Очень важно переосмыслить те ценности, по которым живет человечество, переосмыслить и по-новому оценить и осознать все возможные формы взаимодействия с окружающим миром природы. Ведь именно природа по праву является кладовой нашего развития - физического, интеллектуального, духовного и т.д. Природа - это не только естественная среда обитания человека, не только фактор удовлетворения его физиологических и материальных потребностей.

      Общение с природой обогащает духовный мир  человека, делает людей мягче, добрее, расширяет его кругозор. Исходя из этого, одной из наиболее актуальных современных проблем является проблема экологизации сознания всех слоев населения, выработки у каждого человека независимо от его возраста потребности экологически грамотно взаимодействовать с миром природы [2, с. 80].

      Для этого необходимо сформировать новый  нравственный идеал человека, на добровольной основе меняющий свои потребности и принимающий на себя всю полноту ответственности за условия жизни других людей и всех видов живого вещества на Земле. В целом, речь идет о воспитании поколения, способного, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь гуманным отношением к ней [45, c. 27].

      Великие педагоги прошлого (Я. А. Коменский, М. Монтессори,                 И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо и др.) особо подчеркивали необходимость  воспитания гуманных чувств детей средствами природы [43, c. 12].

      Поэтому, воспитание ценностного отношения  к природе у детей дошкольного  возраста, признанного начальным  этапом становления экологически направленной личности, является одной из актуальнейших  проблем современной педагогики. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

      Отечественные педагоги и просветители (К. Д. Ушинский,                          В. Г. Белинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева) выступали за общение детей с  природой с целью формирования их мировоззрения. Эти педагоги рассматривали и положительное влияние научных знаний о природе на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе. Формирование ценностного отношения к миру природы, начиная с первых этапов развития личности, рассматривается современной психолого-педагогической наукой и практикой как одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Именно ценностное отношение к природе, как утверждают ученые                                  (Н. Ф. Винокурова, В. И. Данилов-Данильян, С. Д. Дерябо, К. С. Лосев,                   Н. Н. Моисеев, В. В. Николина, В. А. Ясвин и др.), можно считать средством преодоления экологического кризиса, обеспечения коэволюционного подхода в системе «человек-природа», сохранения и преумножения природных богатств. Современные педагоги (О. М. Газина, М. Ибраимова,               С. Н. Николаева, В. Г. Фокина, Н. А. Рыжова и др.) утверждают, что, решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь, необходимо формировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями [46, c. 87].

      Наиболее  благоприятным этапом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. В дошкольном возрасте закладываются основы, фундамент личности, его ценностные ориентации. Именно поэтому так важно уже на этапе дошкольного детства воспитать правильное восприятие природы, ценностное, бережное, заботливое отношение  к ее объектам, развить потребность в познавательном общении с природным окружением.

      Исследованием ценностных ориентировок и влияния  человеческой деятельности на овладение  этими ценностями занимались такие ученые, как В. А. Василенко, Л. С. Выготский, О. М. Демченко, А. З. Запорожец,                            А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев и др. Свои научные труды они посвятили изучению влияния чувств и эмоций на развитие у детей таких ценностей, как чувство ответственности, ответственное отношение к миру природы. Именно эмоции, по мнению авторов, можно рассматривать как компонент, окрашивающий отношение ребенка к природе. Характер же окрашенности во многом зависит от уровня эмоционального развития ребенка, от преобладания у него эмоций положительной или отрицательной модальности [39, c. 152].

      Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования, в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему представлений о мире природы, «обеспечив» их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, систему ценностных ориентации, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако, как показывает практика,  реализовать эти задачи непросто.

      Практическая  значимость обозначенной нами проблемы с недостаточной, теоретической разработанностью определяет и актуальность.

      Важность  проблемы и ее актуальность обусловили выбор темы исследования: «Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий».

      Цель  исследования: выявление условий, способствующих формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

      Объект исследования: процесс формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.

      Предмет исследования: природоведческие экскурсии, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет.

      Гипотеза  исследования: условиями, способствующими формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий, выступает:

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий