Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

      После чтения сказки задаем детям вопросы:

       - А как вы считаете?

       - Что каждый из вас может  сделать, чтобы реки, ручьи и озера никогда не покидали нас?

       - Что каждый из вас может сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и чтобы разумно и, значит, экономно расходовать ее.

       Далее нами была проведена дидактическая  игра «Продолжи предложение».

       - Не умыться, не напиться без  ... (воды).

       - Листику не распуститься без  ... (воды).

       - И поэтому всегда всем везде  нужна ... (вода).

       Во  время экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста с самого начала года велись постоянные наблюдения за изменениями в природе. В каждом явлении природы, в каждом осеннем листочке мы учили детей видеть прекрасное, показывали им, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака. Ребята все чаще стали проявлять интерес к окружающей природе, углублялись их знания, обогащались чувства. Экскурсии были разнообразны; парк, на луг, к пруду и обогащали детей новыми впечатлениями, научили их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили.

      Чтобы расширить представления детей  о природе, усилить их впечатления, было проведено несколько целевых прогулок и экскурсий в парк. Нами был составлен календарь природы парка, чтобы заранее знать, когда, какое явление можно показать детям.

      Очень помогли нам в работе наблюдения за домашними животными, птицами, насекомыми. Мы наблюдали за ними в естественных условиях. Наблюдение за птицами, живущими у нас в районе, помогли детям узнать об отлете птиц в теплые края.

      Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти детей, они заносились в календарь наблюдений. В результате этого знание у детей систематизировались. Параллельно велась работа с народным календарем.

       Наблюдение  во время экскурсии - это важнейший  источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.). Экскурсии давали обогащенную почву для размышлений, побуждали в детях пытливость и любознательность. У них возникали бесчисленные «Почему?» и «Зачем?».

       Очень заинтересовали детей народные приметы. Мы объяснила им, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Вспомнили несколько народных примет. Дали задание узнать дома хотя бы по одной народной примете от свих родителей.

      На  экскурсиях, основной нашей задачей  являлось раскрытие экологических  связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы.

      Без раскрытия этих связей просто невозможно полноценное экологическое воспитание детей. Систематизируя знания об объекте на экскурсиях, мы попытались показать на 1-2 природных объектах, что без них не может обойтись природа. Объекты природы рассматривались с разных сторон: комары - хорошо, комары - плохо; крапива - хорошо, крапива - плохо и т.д. Природные факторы также рассматривались с двух позиций: добрые в одном случае и злые в другом (солнце, вода). В ходе этих занятий детям рассказывалось о бедах атмосферы и что, этим бедам способствует.

      В раскрытии связей природы (живой - неживой, живой-живой, неживая - человек, живая - человек) нам помогали игры, которые мы придумали сами. Например игра «4 лишний» (белочка, зайчик, гриб, елочка). Детям был задан вопрос: «Как их объединить?» Детям очень нравиться придумывать такие игры. Играют в них охотно, с интересом.

      Экскурсии из серии «Растения летом и  осенью» дают возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Детям предлагались такие вопросы: «Докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой»; «Почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?» «Почему плоды дуба и орешника не могут распространяться ветром, а плоды липы, березы, клена могут?», «Какое значение для леса играют грибы?»

       На  экскурсии из серии «Насекомые и  птицы нашего леса» мы отмечали черты приспособленности птиц к условиям нашего региона, обсуждали интересные факты, касающийся перелетных птиц. Например, «Почему они улетают еще задолго, до исчезновения корма?», «Как же они узнают о приближении голодного времени?», «Что служит им сигналом к отлету?».

      На  экскурсиях по теме «Лесные животные» - продолжалось формирование представления  о приспособленности животных к условиям жизни в лесу.

      Много возможностей для раскрытия экологических  связей имеется на экскурсиях по теме: «Птицы в лесу». Например, узнав о жизни птиц осенью, следует обратить внимание детей на то, что с наступлением холодов птицы улетают от нас в более теплые места, но некоторые птицы остаются. Поэтому им нужно помогать. Во время беседы о подкормке птиц, важно подчеркнуть, что холод легче переносят птицы, если есть корм. Объясняя все это на экскурсиях в природу на наш взгляд, закладывается представление о (взаимосвязях) взаимодействии экологических факторов, в данном случае птицы и температура окружающей среды.

       Во  время экологических экскурсий  в лес, в парк, на луг на участок, на пруд, обязательно знакомили детей  с тем, кто и где живет, какой  этаж занимает объект. Учили детей жалеть данный объект, если он в этом нуждается (полить, подкормить и т.д.). Как вывод знакомства с лесом и лугом, прудом и др. выделяли правила поведения в этих местах, правила сбора даров природы, лекарственных растений; разбирали, откуда берутся народные названия (чернушки, петрушки, серый гриб и т. д.).

       Во  время экскурсий в природу  были проведены занятия на тему: «Они ждут помощи», «Спасены человеком». Задачами данных занятий являлось - знакомство старших дошкольников с редкими и исчезающими растениями, животными, птицами и насекомыми нашей республики. На этих занятиях дети узнали, кто и как охраняет природу, учились бережному отношению к природе.

      Вместе  с детьми и родителями была начата работа по составлению «Красной книги  нашего района» для детского сада. Таким образом, старшие дошкольники решили провести природоохранную работу среди детей. В группе был создан уголок природы «Секреты Лесовичка». Этот мудрый старичок (картонная фигурка Старичка - Лесовичка) постоянно бывает у нас на занятиях. Учит он нас всему. В этом уголке мы выставляем материалы о природе нашего региона, рассказы, стихи детей, поделки из природного материала. Ведется работа и с родителями. Нами был создан экологический стенд «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь!». Здесь и слова знаменитых людей, статьи, призывающие к добрым чувствам, милосердию, бережному отношению к природе, дающие конкретные экологические знания. В помощь родителям создана рубрика «Советы и секреты старичка - Лесовичка», где мы знакомим родителей с природой лесов, лугов, рек, и пр., ее тайнами и загадками. Создание данного уголка закладывает, на наш взгляд, начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к ее познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, учит выражать свое отношение к ней и соответственно, передавать эти чувства своим детям.

       Таким образом, подводя итоги формирующего эксперимента, мы убедились, что экскурсия в природу действительно является важной формой экологического воспитания детей старшего дошкольного возраст, т.к. способствует выработке определенных практических умений и навыков у детей, конкретизации теоретических знаний, позволяет пережить всю гамму положительных эмоций, даже при кратковременной общении с природой, воспитывает у детей доброту, отзывчивость, развивает детскую пытливость, любознательность, интерес к родной природе, желание заботиться о ней. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя не правильно по отношению к природе.

      Итак, в процессе формирующего эксперимента нами была проведена следующая работа. При разработке организации экскурсий и содержания приемов работы во время экскурсий мы опирались на общедидактические методы индивидуального подхода, всестороннего развития личности ребенка, учета возрастных и психологических особенностей детей, а также вариативного и многократного повторения.

      Решая основную задачу – формирование представлений  о природе на экскурсиях у старших  дошкольников мы использовали наглядные, словесные и практические методы работы. Наиболее часто мы использовали такие методические приемы работы, как показ объекта природы, наблюдение за живым объектом, дидактические игры и пр. Все приемы были направлены на формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет. 
 
 
 

      2.3. Анализ результатов  опытно-экспериментальной  работы 

      Целью контрольного этапа нашего исследования было определение эффективности работы по формирование представлений о природе у детей 6-7 лет. Задачи контрольного эксперимента:

      - определение уровня развития  знаний экологического содержания у старших дошкольников;

      - сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента.

      Исходя  из задач, исследование проводилось в 3 этапа.

      На  первом этапе мы индивидуально исследовали систему знаний экологического характера каждого ребенка.

      Нам было важно определить:

       1) Знают ли дети животных основных  классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)?

       2) Знают ли дети особенности  поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм, как передвигаются, как приспосабливаются к сезонным изменениям, спасаются от врагов животные их местности?

      3) Могут ли определить стадии  роста и развития животных?

      4) Относят ли животных к живым  существам и по каким признакам?

      5) Умеют ли устанавливать связь  со средой обитания и внешним  видом, средой обитания и образом  жизни животных.

      6) Сформированность понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «осень», «зима», «лето», «весна».

       На  данном этапе работы мы после экскурсий на занятиях в группе демонстрировали ребенку картинки с изображением животных, птиц и пр. различных экологических групп; с изображением стадии роста и их развития, модели понятий «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые». Дети выполняли несколько интересных и привлекательных заданий: составляли группы «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», подбирали модели к этим группам животных и объясняли свои действия; раскладывали последовательно и комментировали картинки с изображением стадий роста и развития козы, коровы, свиньи, кошки, рыбы, цыпленка; рассказывали о причинах и особенностях сезонных изменений жизни животных: играли в «Зоологическое лото».

      Далее выявляли уровень знаний детей о  растениях. Нам было важно определить формирование экологических знаний в пополнении и систематизации, совершенствование экологических знаний:

      - умеют ли различать и называть  травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения?

      - по каким признакам дети относят  животных и растения к живым  существам?

      - знают ли дети органы растений и их функции?

      - знают ли дети как обеспечить уход за растениями?

      - знают ли дети особенности  ухода за такими комнатными растениями, как кактус, традесканция, алоэ?

      - знают ли дети потребности  растений?

      - знают ли дети, как растения  приспосабливаются к сезонным изменениям?

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий