Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

      Знания, полученные детьми на экскурсиях, расширяются, уточняются и обобщаются на занятиях, в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.

      Сразу же после экскурсии собранный  материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.

      Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии [31, с. 180].

      Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.

      На  занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.

      Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.

      Педагогический  процесс, организованный таким образом, совмещает все аспекты развития личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.

      В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии, воспитатель  продумывает систему вопросов так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связей факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе. Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, чувства ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы [29, с. 115].

      Итак, экскурсия – один из видов занятий  по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.

      Преимущества  экскурсий в том, что здесь  дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичное мировоззрение представление о возможностях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

      Экскурсии в лес, в поле, на берега рек и  озер привлекают внимание детей, представляют возможность под руководством воспитателя собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы. Они приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

      Красота природы вызывает у ребят глубокие переживания, неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к Родине. 

      1.3 Природоведческие экскурсии как средство формирования  ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет 

      Формирование  ценностного отношения к миру природы, начиная с первых этапов развития личности, рассматривается современной психолого-педагогической наукой и практикой как одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений. Именно ценностное отношение к природе, как утверждают ученые (Н. Ф. Винокурова,                        В. И. Данилов-Данильян, С. Д. Дерябо, К. С. Лосев, Н. Н. Моисеев,                            В. В. Николина, В. А. Ясвин и др.), можно считать средством преодоления экологического кризиса, обеспечения коэволюционного подхода в системе «человек-природа», сохранения и преумножения природных богатств [1, c. 59].

      Возрастные  особенности детей, находящихся на начальных этапах своего развития, объективно обусловливают подражательную основу многих форм их поведения. Это показывают исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна и других психологов. Не составляют исключения и поведение, характер и направленность взаимодействия детей с миром природы. Анализ практики экологической работы показывает, что нередко дети отражают в формах своего взаимодействия с природными объектами провозглашенные педагогом нормы и правила поведения в природе, типичные для педагога формы поведения, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Не случайно, говоря об условиях становления ценностного отношения к окружающей действительности, известный отечественный психолог                      С. Л. Рубинштейн отмечает: «Основной задачей... является «строительство» человека посредством изменения условий его жизни, что и составляет специальную задачу морального воспитания». Рассматривая вопрос о том, как воспитывать морально-этические качества личности, ученый указывает на великую силу примера окружающих: «Поведение людей само строится в той или иной мере как воспитание не в смысле менторства, поучения... Воспитывать - это значит, прежде всего, самому жить настоящей жизнью и включать в нее тех, кого воспитывают, приобщая их к самой этой жизни. Это значит совершать поступки, которые сами были бы этими человеческими этическими условиями жизни другого человека» [12, c. 160].

      Применительно к экологическому образованию детей 6-7 лет можно сказать, что воспитание экологической культуры требует посредством своего собственного примера целенаправленного обучения детей жить «в ладу» с природой, стимулируя при этом потребность не только к познанию мира природы, но и к проявлению гуманного, субъектного, ценностного отношения к ее предметам и объектам.

      Пытаясь решить проблему формирования основ ценностного отношения к природному окружению, необходимо отметить, что педагогам следует как можно больше внимания уделять вопросам воспитания у детей положительного эмоционального, гуманистического, субъектного, ценностного отношения к миру природы, учитывая при этом возрастные особенности ценностного отношения к миру детей старшего дошкольного возраста:

      ■ их ценностное отношение представляет собой сплав, синтез аффекта и интеллекта, на основе которого и происходит общение, взаимодействие ребенка с природными объектами;

      ■ ценностные установки и чувства по отношению к природе постепенно становятся регуляторами деятельности и поведения детей. При этом чувственная регуляция является ведущей;

      ■ индикатором ценностного отношения является деятельность и реальное поведение ребенка [10, c. 90].

      Нами  выделен ряд педагогических условий, направленных на решение рассматриваемой нами проблемы:

      1) теоретическая подготовленность педагогов в вопросах становления ценностей личности на начальных этапах ее развития;

      2) осознание педагогом важности, значимости формирования ценностного отношения детей к природе;

      3) демонстрация взрослым собственного ценностного отношения к природным объектам, ориентированная на формирование у каждого воспитанника представлений о том, каким могут быть содержание и способы выражения позитивного отношения к объектам природы и каково значение этого ценностно-ориентированного общения не только для мира природы, но и для самого человека;

      4) изучение и опора в работе по экологическому образованию на эмоции и чувства детей;

      5) методически грамотно организованное общение детей с окружающим их растительным и животным миром, которое, на наш взгляд, должно базироваться на следующих составляющих:

      ■ предоставление каждому ребенку максимальных возможностей для взаимодействия, общения с заинтересовавшим объектом или предметом природы,

      ■ создание обстановки для проявления живыми существами максимальной активности, чего можно достичь, учитывая их морфофункциональные особенности и потребности,

      ■ обучение детей последовательности в организации общения с природным окружением;

      6)  использование всего комплекса методов, приемов, форм организации экологической работы с детьми, что обеспечит активность каждого ребенка в процессе взаимодействия с природными объектами [14, c. 28].

      Н. А. Рыжова [43] выделяет три взаимосвязанных аспекта готовности педагога к организации экологической работы с детьми.

      Первый  аспект - мотивационная готовность педагогов к осуществлению экологической работы с детьми. Ориентирован на исследование степени осознания педагогами важности, значимости экологического образования.

      Второй аспект - психолого-педагогическая готовность к осуществлению экологической работы с детьми. Предполагает изучение методической и психолого-педагогической компетентности педагога в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

      Метод исследования: беседа. Варианты вопросов:

      1. Перечислите основные принципы организации экологической работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

      2. Каким методам (наглядным, словесным или практическим) вы отдадите предпочтение в экологической работе с детьми? Почему?

      3. Какую форму организации экологической работы с детьми (занятие, совместная исследовательская деятельность, наблюдения за объектами природы, экскурсии, самостоятельное общение детей с природными объектами) вы считаете максимально эффективной? Обоснуйте свой выбор.

      4.   В чем вы видите причины нередко встречающегося в жизни жестокого отношения детей к объектам природы?

      5. Что, по вашему мнению, можно определить как необходимые условия для организации экологической работы с детьми?

      Третий  аспект - экологическая готовность к осуществлению экологического образования детей.

      Методы  исследования: анкетирование, тестирование.

      Данный  подход к исследованию готовности педагогов к осуществлению экологической работы даст возможность осознанно подходить к построению работы с детьми и обеспечит у самих детей высокого уровня ответственного, осознанного, ценностного отношения к природе [46, c. 104].

     Ввести  ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать  способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие  задачи детского сада.

     Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. На экскурсиях дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.

     Цель  подобных экскурсий - экологическое  воспитание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии  основную роль играет формирование осознанного  и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.

     Для более успешной познавательной деятельности ребенка экскурсии необходимо проводить  систематически, не реже 1 раза в сезон. Это позволит организовать наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях. Система экскурсий позволяет сформировать на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различными формами взаимодействия с ними осознанное и бережное отношение к объектам живой и неживой природы [47, c. 63].

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий