Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

      1) теоретическая подготовленность и осознание педагогами важности и значимости формирования ценностного отношения у детей 6-7 лет к природе;

      3) демонстрация взрослыми собственного ценностного отношения к природным объектам;

      4) методически грамотно организованное общение детей с окружающим их растительным и животным миром;

      5)  использование всего комплекса методов, приемов, форм организации экологической работы с детьми, что обеспечит активность каждого ребенка в процессе взаимодействия с природными объектами.

     Исходя  из цели и гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

  • изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
  • раскрыть сущность ценностного отношения к природе;
  • рассмотреть формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий;
  • выявить уровень сформированности ценностного отношения к                природе у детей 6-7 лет;
  • разработать и апробировать методику по формированию  ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

      Методологическая основа исследования: положения классиков педагогики о важности общения ребенка с природой (А. Дистервег,                      Я. Коменский, Ж. Руссо, В. Сухомлинский, К. Ушинский); идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста (Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова и др.).

      В работе использовался следующий  комплекс методов:

      - теоретические методы, включающие  изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

      - эмпирические методы, включающие  формирующий эксперимент, психолого-педагогическую  диагностику.

      Теоретическая значимость работы: раскрыта сущность ценностного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста и выявлены эффективные условия формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

      Практическая  значимость работы заключается в разработке методики формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий. Полученные результаты открывают перспективы применения данной методики в педагогическом процессе детского сада.

      Опытно-экспериментальная  база:

      Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

       1. Теоретические  основы ценностного  отношения к природе  у детей 6-7 лет  в процессе природоведческих  экскурсий

      1.1 Сущность ценностного отношения к природе 

      Сложившаяся в современном мире экологическая  ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию всех возможных  форм взаимодействия людей между собой, взаимодействия с тем миром вещей, в котором мы живем, и, конечно же, - с окружающей природой. Ведь именно природа по праву является неисчерпаемой кладовой развития человека - интеллектуального, физического, духовного.

      Выход из экологического кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы. Представляется, что основным принципом нового отношения человека и природы должен стать отказ от монологичности, переход к постоянному состоянию диалога, партнерства, основу которых будут составлять такие качества, как гуманизм, человечность, эмпатия, альтруизм. Как отмечает Е. М. Логунова, «в настоящее время меняется мировоззренческая парадигма о человеке, его месте во Вселенной, его роли в эволюции Космоса, Земли и самих причинах его возникновения. От антропоцентрической концепции, согласно которой человек - царь природы, мы переходим к представлению о человеке как малой части единого организма Вселенной» [46, с. 59].

      Анализ  исследований (В. И. Данилов-Данильян, С. Д. Дерябо,                      К. С. Лосев, Н. Н. Моисеев, В. И. Панов, В. А. Ясвин и др.) показал, что одним из условий предупреждения и преодоления экологического кризиса является коренное изменение отношения человечества к миру природы и к самому себе как части этого мира. Кардинальные изменения по отношению к экологии должны произойти и в сознании людей. В качестве психологического условия формирования нового сознания в отношении к экологии рассматриваются ответственность человека за сохранение окружающей природной среды и субъект-субъектный характер отношения к природным объектам (растениям и животным), а также ценностное отношение к миру природы. Эти идеи прослеживаются в работах                         А. В. Гагарина, С. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева,                                Д. Н. Кавтарадзе, А. Н. Камнева, И. Т. Суравегиной, А. Е. Тихоновой,                В. А. Левина и др. [48, с. 11].

      Исследованием ценностных ориентиров и влияния человеческой деятельности на овладение этими ценностями занимались такие ученые, как В. А. Василенко, Л. С. Выготский, О. М. Демченко; А. В. Запорожец,                    А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев, А. Я. Хаплераков, П. М. Якобсон и др. Свои научные труды они посвятили изучению влияния чувств и эмоций на развитие у детей таких ценностей, как чувство ответственности, ответственное отношение к миру природы. Именно эмоции, по мнению авторов, можно рассматривать как компонент, окрашивающий отношение ребенка к природе. Характер же окрашенности (положительный или отрицательный) во многом зависит от уровня эмоционального развития ребенка, от преобладания у него эмоций положительной или отрицательной модальности [37, с. 77].

      Идея  о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывалась еще известными педагогами К. Д. Ушинским и В. А. Сухомлинским. В работах современных исследователей -                            Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой и др. - также отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика на объекты природы у детей дошкольного возраста. Например,                        Н. Ф. Виноградова и Т. Филиппова подчеркивают, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами - основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой [35, с. 136].

      Как показывают исследования Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева,             Д. Б. Эльконина, для того чтобы ребенок не только понял объективное значение усваиваемых норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, должен быть наработан собственный практический опыт ребенка. На этом основании можно сделать заключение о том, что эмоции ребенка развиваются в процессе деятельности и зависят от ее содержания и структуры [21, с. 44].

      Проблему  становления ценностного отношения  к миру природы, как считают многие исследователи, также необходимо рассматривать с позиций воспитания у подрастающего поколения чувства ответственности по отношению к окружающему миру. Становление нового мировоззрения во многом обусловливается нравственно-этическим воспитанием, развитием духовного мира человека, формированием моральных ценностей по отношению к окружающему миру, включая и мир природы.

      Воспитание  ценностного отношения к окружающему миру тесно связано с проблемой эстетического развития личности. Необходимо с детства научить человека жить в ладу с природой, как жили наши предки, которые умели живо воспринимать красоту окружающей среды и переносить ее в свой быт, обычаи, мысли, ритм жизни и труд. Данной точки зрения придерживается С. Л. Рубинштейн, считая, что эстетическое чувство природы важно формировать в том возрасте, когда складывается духовный мир детей, когда они особенно чутки и восприимчивы к красоте. По мнению В. А. Сухомлинского, развитие эстетических чувств в дошкольном детстве имеет важнейшую роль, ибо на этом возрастном этапе эмоции и мысли неоднократно закрепляются, способствуя выработке мировоззрения и положительных привычек поведения.

      Таким образом, анализ философских, психологических, педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность, соотношение целей и средств, «значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия, монотипичность-политипичность структуры ценностей, гармоничность - дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность - размытость ценностей и др.». По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой формирования ценностных ориентации, именно система ценностей определяет развитие личности. Учеными доказано, что ценностное отношение к окружающей действительности особенно у детей дошкольного возраста в силу их возрастной специфики во многом обусловлено эмоциональным состоянием. Как показало исследование Н. Д. Былкиной и Д. В. Люсина, эмоции ребенка, в свою очередь, во многом обусловлены не только внешней ситуацией, но и внутренним его состоянием [22, с. 48].

      Также установлена связь между уровнем знаний об окружающей действительности и характером отношения к ней. Отмечается, что накопление представлений, расширение личного поведенческого и оценочного опыта способствуют углублению нравственных представлений. У детей дошкольного возраста постепенно, по мере овладения этим опытом, формируются «понятийные правила поведения», что ведет к более высокой степени их осознания. Постепенно эти правила становятся одним из важнейших регуляторов поведения. У детей формируются такие качества, как ответственность, инициативность, самоорганизация, самоконтроль, - все это имеет важное значение для их ценностного развития.

      Исходя  из вышесказанного, следует отметить, что у дошкольника:

      - ценности и чувства образуют сплав, представляющий собой «единство аффекта и интеллекта», на основе которого ребенок взаимодействует с природой;

      - усваиваемые ценностные установки  и чувства по отношению к  природе постепенно становятся регулятором поведения и деятельности, при этом чувственная регуляция является ведущей;

      - индикатором эмоционально-ценностного  отношения являются проявления  ценностных качеств личности  и чувств непосредственно в  реальной деятельности и реальном  поведении;

      - позитивные (гуманные) ценности в отношениях «человек - природа» складываются на основе положительных чувств и эмоций, включаются в эмоционально-ценностную сферу личности дошкольника и становятся мотивами поведения и деятельности по отношению к природе [46, с. 89].

      Ценностное  отношение к природе у детей дошкольного возраста можно определить как ценностные нормы, установки, правила взаимодействия ребенка с природным окружением и переживаемые им при этом чувства. Показателями ценностного отношения при этом являются эмоционально-чувственный, когнитивный и поведенческий компоненты.

      Однако  проблема воспитания ценностного отношения  к окружающему миру у детей  дошкольного возраста (в силу их возрастной специфики) является сложной  задачей. Ее решение требует кардинальной перестройки всей сложившейся системы работы с детьми по их экологическому образованию. Для этих целей требуется создать оптимальные условия для воспитания у детей устойчивой потребности в общении и взаимодействии с природным окружением. Именно систематическое общение с миром природы позволит решить проблему эмоционального развития ребенка, даст возможность насладиться красотой природы, удовлетворит его естественный интерес, что в совокупности и составит ценностное к ней отношение. При этом не следует рассматривать общение с позиций созерцания ребенком природных объектов и явлений. Большое значение будет иметь и процесс включения маленьких граждан в систему различных видов и форм экологически ориентированной деятельности, ибо ребенок-дошкольник развивается в деятельности. И здесь огромное значение будут иметь те условия, которые в дошкольном образовательном учреждении созданы для организации экологической работы с детьми, а также методы, которые применяет в своей практике педагог при осуществлении этой деятельности.

 

       1.2 Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста 

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий