Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 20:48, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – выявить условия, способствующие формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 6
1. Теоретические основы ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий….……………………………....…….
Сущность ценностного отношения к природе….………………...……
Формирование ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста…………………………………………………………
Природоведческие экскурсии как средство формирования ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет...……...………………

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий…………………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня сформированности ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет …………................................................................
2.2. Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий ………………………………………
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………
Заключение…………………………………………………………….……..........
Список использованных источников…………………………….........................
Приложения………………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом - копия.doc

— 362.00 Кб (Скачать файл)

      Природа – неиссякаемый источник духовного  обогащения детей. Дети постоянно в  той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности.

      Ни  кто не будет спорить, что в  детстве детям легче прививать любовь к природе ведь, как сказано у Т. Зерщиковой «Дошкольный возраст является базой для формирования основ мирововидения и представляет широкие возможности для экологического воспитания [14, с. 5].

      Экскурсии – один из основных видов занятий  и особая форма организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения.

      Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы позволяет организовать наблюдение и изучение различных предметов  и явлений в естественных условий. Цель подобных экскурсий – экологическое понимание детей, понимаемое как одна из составляющих нравственного формирования личности. Поэтому в содержании экскурсии основную роль играет формирование осознанного и бережного отношения к объектам живой и неживой природы. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними (наблюдения, посильного труда, игр), освоения правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей – доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека [18, с. 34].

      Как писал В. А. Сухомлинский, у ребенка необходимо воспитать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой, человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [20, с. 44].

      Задачи  образовательного компонента экскурсии  заключаются в освоении детьми системы  экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных). Дети быстро учатся замечать приспособленность отдельных растений и животных а также человека к определенной среде обитания и к ее сезонным изменениям.

      Как утверждают ученные В. П. Арсентьева, Н. Н. Кондратьева,                С. Н. Николаева, И. А. Хайдурова и др., содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения, как за единичными объектами живыми организмами) так и за целостными природными сообществами (лесом, лугом, водоемом, парком и др.).

      Развивающий компонент экскурсий стимулирует  формирование:

  • навыков наблюдения и наблюдательности;
  • сенсорных способностей (умения видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.);
  • мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности);
  • воображения и творческих способностей [23, с. 54].

      При разработке экскурсии важно ставить  и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера. В практике детского сада в настоящее время утвердились два традиционных вида экскурсий: природоведческая и экскурсия на сельскохозяйственный объект. Усложнение задач работы с детьми, на наш взгляд, требует внесения некоторых изменений в классификацию экскурсий. По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре их разновидности: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.

      Природоведческая  экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных  особенностях [29, с. 105].

      Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:

  • между органами животных и растений и их функциями;
  • между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни;
  • между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования;
  • между различными живыми существами в одной экосистеме.

      Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представление  о труде людей. Это экскурсии  в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов дает возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии - показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.

      Экскурсии эстетического характера помогают ребенку научиться воспринимать красоту природы и развивают  культуру его чувств. Они требуют особой методики проведения. Используя различные педагогические приемы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.

      Вместе  с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней. Любая из указанных выше экскурсий состоит из вводной беседы, коллективного наблюдения, индивидуального самостоятельного наблюдения детей, сбора материала, игры детей с собранным материалом, заключительной части, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает о необходимости бережного отношения к природе.

      Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приемами. Например, педагог задает детям вопросы, дополняет их наблюдения своим рассказом, пояснениями [23, с. 16].

      В. Г. Белинский писал: Первый воспитатель  детей — природа и ее благодатные  впечатления <...>, шум листьев  и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить.

      Воздействие природы на чувства детей и  их поведение многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания нравственности детей и развития их эстетического восприятия. Известно, что без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребенка на ее восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы [4, с. 35].

      Все это способствует развитию у детей  «художественной зоркости», более  тонкому и глубокому переживанию  увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отраженных в слове впечатлений. А. М. Горький писал: «Мы читаем и слышим «ветер плачет», «стонет» <...>, «лес нахмурился» <...>. Тут мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества...» [5, с. 169].

      Отечественные и зарубежные психологи рассматривают  эстетическое восприятие как средство эмоционального познания мира. Эстетическое восприятие дошкольника отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живой реакцией на встречу с прекрасным и удивительным. Это проявляется в возгласах, жестах, в мимике. Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, активно: стремится все увиденное рассмотреть, обследовать со всех сторон, образно охарактеризовать.

      Экскурсию как форму занятия используют в средней, старшей и подготовительной группах детского сала. Для каждой экскурсии определяются задачи, обязательные для усвоения всеми детьми.

      Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить  их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить с весенними изменениями, развивать умение их видеть и понимать причину происходящего в природе [23, с. 28].

      Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка.

      Воспитатель, планируя, определяет тему и цель экскурсии, уточняет ее программное содержание, выбирает объект, учитывая при этом физические возможности детей (пешеходные экскурсии для маленьких детей допустимы только на близкое расстояние), а также сезон, особенности дороги, состояние погоды. Важно выбрать такую дорогу, которая не была бы утомительной, не отвлекала бы детей от намеченной цели. Заранее побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты. После этого намечает последовательность проведения наблюдений, содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данных явлениях; определяет, где они могут самостоятельно вести наблюдение и отдыхать. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии дает возможность не только уточнить ее план, но и продумать приемы ее проведения. Чтобы экскурсия была интересной, воспитатель заранее подбирает стихи, загадки, пословицы, которые затем использует в работе.

      За  несколько дней до экскурсии воспитатель проводит с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, оживить впечатления и представления, которые могут быть полезными в ходе экскурсии, сообщает ее цель — дети должны знать, куда и зачем пойдут, что увидят, что нужно будет собрать. При подготовке к экскурсии следует обратить внимание на одежду детей — она должна соответствовать сезону и погоде. Также полезно привлечь детей к подготовке экскурсионного оборудования и снаряжения для размещения собранного материала в уголке природы и на участке детского сада. Это пробуждает интерес к предстоящей экскурсии [26, с. 179].

      Перед экскурсией воспитатель продумывает, какой материал необходимо подготовить для дальнейшей работы и какое оборудование в связи с этим нужно взять с собой.

      Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель  напоминает ее тему, дает детям возможность  осмотреться, чтобы после этого  приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.

      Основная  часть экскурсии - коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам - заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.

      В процессе наблюдения за природными явлениями  полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.

      По  окончании основной части воспитатель  дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это дает возможность «приохотить» менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растение, срезать ветку и т.д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.

      В играх дети закрепляют знания о характерных  особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

      В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.

Информация о работе Формирование ценностного отношения к природе у детей 6-7 лет в процессе природоведческих экскурсий