Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
Содержание
Введение
В настоящее время, по данным мировой статистики, число речевых нарушений растёт, в связи, с чем актуальность проблемы профилактики и коррекции речевых нарушений детей принимает глобальный характер.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у них снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Дети с общим недоразвитием речи, обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Современный, нормально развивающийся ребенок, к 5 годам владеет всей системой родного языка: говорит связно; полно излагает свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения; без труда пересказывает рассказы и сказки. Эти дети коммуникативны, их высказывания целесообразны и, адекватен выбор языковых средств.
Иная картина наблюдается
у детей с общим недоразвитием
речи. У них к пятилетнему возрасту
эти речевые функции
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность.
Недостатки речи обнаруживаются особенно легко в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Плохо говорящие дети, осознавая свой дефект, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Это и является актуальностью выбранной нами темы. Решение данной проблемы определяет предмет и направление исследования, а также цель, задачу и гипотезу работы.
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности
лексики детей с общим
Предметом исследования является лексика детей 5-6 лет, развивающихся в норме, и детей с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования являются дети пяти-шести лет из группы детского сада общего развития и речевой группы.
Методы исследования: анализ литературы, эксперимент, математическая и статистическая обработка данных.
Базой исследования явилось МДОУ «Детский сад №177» г. Чебоксары..
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме
Речь представляет
собой сложную психическую
В связи с тем, что помощью слов ребёнок обозначает лишь, что доступно его пониманию, в словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера
По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается словарь. Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
В настоящее время в психологической и лингвистической литературе подчёркивается, что предпосылки развития речи определяются двумя процессами.
Одним из этих процессов является неречевая предметная деятельность самого ребёнка, т.е. расширение связей с окружающим миром через конкретное, чувственное восприятие мира
Вторым важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащение словаря, выступает речевая деятельность взрослых и их общение с ребёнком [9, с. 3].
Развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребёнок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социального и культурного уровня семьи, т.к. словарь усваивается ребёнком в процессе общения [9, с. 3].
Развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. Так, Л.С. Выготский отличал: «Сознание отражает себя в слове, как солнце в малой капле воды. Слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. Оно и есть малый мир сознания» [2, с. 142].
Л.С. Выготский подчёркивал, что в процессе развития ребёнка значение слова изменяется: «Всякое значение слова во всяком возрасте представляет обобщение, но значения слов развиваются. В тот момент, когда ребёнок впервые усвоил новое слово, связанное с определённым значением, развитие слова не закончилось, а только началось: оно является вначале обобщением самого элементарного типа и только по мере своего развития переходит от обобщения элементарного типа по всем высшим типам общения, завершая этот процесс образованием подлинных и настоящих понятий» [2, с. 134].
Примерно к пяти – шести годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова – обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полёт; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем общения.
По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: как правило,
- к 9 – 10 месяцам ребёнок произносит ожидаемые слова из одинаковых парных слогов (мама, дядя, папа, баба);
- к 1 году его словарный запас состоит из 10 – 15 слов;
- к 2 годам словарь насчитывает примерно 300 слов, фразы становятся всё более длинными и сложными, а произношение слов улучшается;
- к 3 годам – 1000-1100 слов;
- к 4 годам – 1600 слов;
- к 5 годам – 2200 слов [9, с.11].
При анализе словаря детей этого возраста отмечается также преобладание отрицательной оценки над положительной и активное употребление сравнительной степени прилагательных.
У детей пяти лет отмечено наибольшее число слов-неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня над лексическим.
Таким образом, на ранних этапах овладения языком, ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем, на первый план выступает словообразовательный уровень.
По данным Жуковой Н. С., Мастюковой Е. М., Филичевой Т. Б. [7, с. 42, 43, 48], к пяти годам речь для ребенка становится полноценным средством общения. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается (по сравнению с ранним периодом детства) произношение. К этому возрасту, ребёнок произносит правильно почти все звуки родного языка.
Лексический запас слов достигает 2500-3000 слов. Продолжает увеличиваться как активный, так и пассивный словарь. В словаре детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляется образование слов по аналогии (скобланул - царапнул). Дети приучаются активно пользоваться запасом имеющихся у них слов, усвоенных в быту и на занятиях в детском саду, учатся правильно называть окружающие предметы, их качества, явления природы, употреблять слова, обозначающие временные и пространственные понятия.
Т. А Ткаченко считает [13, с. 4], что современный ребёнок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Словарный запас достигает 4000-5000 слов.
В активном словаре пятилетних детей появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. В словах уже почти не встречается пропусков, перестановок слогов и звуков.
В существительных окончательно овладевают всеми типами склонений. Но имеют место нарушение согласования числительного с существительным в косвенных падежах. А также у детей идут размышления по поводу рода существительных, наблюдения над синонимами.
Глаголы. Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. Но после пяти лет дети самостоятельно могут образовывать глаголы от других частей речи.
Прилагательные. Усваивается согласование прилагательных с другими частями речи во всех косвенных падежах
Употребляется одно деепричастие - сидя.
Наречия. Усвоены сравнительные степени наречий.
Предлоги употребляются
в самых разнообразных
Союзы: что, куда, столько, сколько.
Частица ВЫ употребляется при условном наклонении [7, с. 232].
Основными признаками коммуникативной активности являются мотивированность и целесообразность высказывания, его необходимость, быстрота и точность речевой реакции, адекватность выбора языковых средств, контроль за речевой продукцией.
Таким образом, речь детей к пятилетнему возрасту становится полноценным средством общения, т.к. лексический запас нормально развивающегося ребёнка пяти лет позволяет ему свободно общаться, высказывать свои мысли, рассказывать сказки, составлять рассказы.
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи
Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Речь этих детей мало понятна, наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом без специального обучения, резко падает.
Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно – волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Обладая, в целом, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно – логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Психическое развитие детей с общим недоразвитием речи, как правило, протекает более благополучно, чем развитие речи.
У детей пяти лет с ОНР наблюдается системное нарушение всех компонентов речевой деятельности и характеризуется следующими лексическими проявлениями [12]:
Разговорная речь малословна, тесно связана с определенной ситуацией. Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте.
Бытовой словарь детей с общим недоразвитием речи в количественном отношении значительно беднее, чем у их сверстников с нормальной речью. С наибольшей очевидностью это выступает при исследовании активного словаря. Целый ряд слов дети не могут назвать по картинкам, хотя имеют их в пассиве (ступеньки, форточка, обложка). Преобладающим типом лексических ошибок становится неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная названий многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета (стена – дом) или действия: они также заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам (раскрашивает – пишет).
Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет