Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая-особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

6. Глагольный словарь.

При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру «Что делает». А после ответа ребенок по желанию  выполнял действия этого персонажа

Лексический материал:

Утка -                        Мышь-

Лягушка-                  Корова-

Свинья-                     Повар-

Максимальный балл равен 6. Ответы детей занесены в протокол обследования.

Таблица 6

Обследование сформированности глагольного словаря (речевая группа)

Персонаж

Ответы детей

Сеня Б.

Вова К.

Саша Ш.

Катя У.

Люба Н.

Утка

крякает

Плавает

клюёт

курякает

-

Лягушка

квакает

Квакает

квакает

квакает

квакает

Свинья

-

Хрякает

хрюкает

хрюкает

хрюкает

Мышь

бегает

пикает

бегает

пикает

грызет

Корова

мычит

мукает

мукает

мучает

мукает

Повар

варит

крутит

готовит

-

-


где «-» отказ ответа.

Таблица 7

Группа общего развития

Персонаж

Ответы детей

Света Б.

Тереза Б.

Саша Д.

Алина П.

Полина С.

Утка

летает

крякает

крякает

крякает

плавает

Лягушка

квакает

квакает

прыгает

квакает

квакает

Свинья

хрюкает

хрюкает

-

хрюкает

хрюкает

Мышь

пищит

бегает

пикает

пищит

бегает

Корова

мычит

даёт молоко

мычит

ест сено

мычит

Повар

верит

варит

варит

варит

готовит


где «-» отказ ответа

7. Обследование синонимов

Обследование синонимов  мы проводили с помощью сказочной  истории.

«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно  сказать о том, что лисичка  добрая). Она воем помогала и советом  и делом. С нею можно разделить и радость (как можно назвать по-другому) и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.

Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал (как сказать по-другому) в своём  домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).

Максимальный балл – 7.

С помощью данного  обследования мы выяснили, что у  детей очень плохо сформирована способность подбирать синонимы. Даже у детей общего развития это  вызывает большие трудности.

Таблица 8

Сформированность умения подбирать синонимы

Группа общего развития

Синонимы

Ответы детей

Света Б.

Тереза Б.

Саша Д.

Алина П.

Полина С.

Добрая

веселая

хорошая

-

хорошая

умная

Радость

улыбка

веселье

веселье

-

-

Горе

печаль

-

печаль

обида

-

Лежал

спал

валялся

болея

-

спал

Нежно

ласково

мягко

ласково

-

ласково

Дом

нора

жилище

-

избушка

-

Друзья

-

приятели

-

-

-


где «-» отказ ответа.

 

 

 

Таблица 9

Сформированность умения подбирать синонимы

Речевая группа

Синонимы

Ответы детей

Сеня Б.

Вова К.

Саша Ш.

Катя У.

Люба Н.

Добрая

-

-

ласковая

хорошая

-

Радость

-

-

веселая

веселый

-

Горе

печаль

-

-

-

-

Лежал

-

-

болел

спал

-

Нежно

-

-

ласково

-

-

Дом

-

домище

-

-

домик

Друзья

-

-

-

-

-


где «-» отказ  ответа.

 

2.3. Анализ и результаты обследования

 

При анализе полученных данных мы составили индивидуальный профиль развития лексической стороны речи. Для этого мы подсчитали количество баллов, полученных за каждое задание и за все задания в целом.

Поскольку не все задания  содержат одинаковое количество проб абсолютное значение малоинформативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее было представить данные в процентном выражении.

Мы умножили количество баллов за задание на 100 и разделили  полученный результат на номинально возможный. Затем, используя полученные значения, мы начертили индивидуальный профиль развития лексической стороны речи. Отложив на оси ординат успешность выполнения заданий в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи.

Всего их получилось девять:

1 – Импрессивная сторона  речи.

2 – Обобщающие понятия.

3 – Детёныши  животных.

4 – Название профессии.

5 – Название предметов  и их частей.

6 – Антонимы.

7 – Образование прилагательных  и существительных.

8 – Глагольный словарь.

9 – Синонимы.

Также мы  вычислили  успешность выполнения всех заданий в целом.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб равно 87.

 При обработке полученных  данных абсолютное значение переводится  в процентное выражение. Если 87 принять за 100 %, то процент успешности  можно вычислить, умножив суммарный балл за все задания на 100 и разделить полученный результат на 87.

Таблица 10

Усреднение показателей  выполнения отдельных заданий

и успешности выполнения всех заданий в целом

Речевая группа

 

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

Успешность выполнен. зад-я.

Всего

Люба К.

24

8

2,75

2,25

4

3,25

0

3,25

0

47,5

Сеня Б.

23,25

8

2,75

3

6

6

4,5

5

1

59,5

Катя У.

22,75

10

2,25

1,25

4,25

2

4

4,25

3,25

54

Саша Ш.

23,25

9,5

2

1,25

5

4,25

4,5

4,25

2,25

46,5

Вова К.

22,5

7

1,25

1,25

4

1,25

2

3

0,25

42,5

Средний по-казатель, в %

23,15

8,5

2,2

1,8

4,6

3,3

3

3,9

1,3

49,9

92,6

53,1

24,4

36

65,7

55

50

65

18,5

57,4


 

Таблица 11

Группа общего развития

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Успешность выполн. задания, всего

Алина П.

24,5

15

9

5

7

6

6

4,75

2,5

79,75

Тереза Б.

24

15

9

5

7

6

6

5

6

83

Полина С.

24,5

15,5

9

4

7

5

6

6

3

80

Саша Д.

24,5

15

9

3

7

5,25

6

4,25

3,5

77,5

Света Б.

24,5

16

9

5

7

6

6

5,5

6

85

Средний по-

казатель, в %

24,4

15,3

9

4,4

7

5,6

6

4,6

4,2

81

97,6

96,6

100

88

100

93,3

100

76,6

60

93,1


 

                 Дети группы общего развития


 Дети речевой группы


 

Рис. 1 – Усредненные  профили развития лексики детей  групп общего и речевого развития

Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет