Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
6. Глагольный словарь.
При обследовании глагольного словаря детям было предложено поиграть в игру «Что делает». А после ответа ребенок по желанию выполнял действия этого персонажа
Лексический материал:
Утка - Мышь-
Лягушка- Корова-
Свинья- Повар-
Максимальный балл равен 6. Ответы детей занесены в протокол обследования.
Таблица 6
Обследование сформированности глагольного словаря (речевая группа)
Персонаж |
Ответы детей | ||||
Сеня Б. |
Вова К. |
Саша Ш. |
Катя У. |
Люба Н. | |
Утка |
крякает |
Плавает |
клюёт |
курякает |
- |
Лягушка |
квакает |
Квакает |
квакает |
квакает |
квакает |
Свинья |
- |
Хрякает |
хрюкает |
хрюкает |
хрюкает |
Мышь |
бегает |
пикает |
бегает |
пикает |
грызет |
Корова |
мычит |
мукает |
мукает |
мучает |
мукает |
Повар |
варит |
крутит |
готовит |
- |
- |
где «-» отказ ответа.
Таблица 7
Группа общего развития
Персонаж |
Ответы детей | ||||
Света Б. |
Тереза Б. |
Саша Д. |
Алина П. |
Полина С. | |
Утка |
летает |
крякает |
крякает |
крякает |
плавает |
Лягушка |
квакает |
квакает |
прыгает |
квакает |
квакает |
Свинья |
хрюкает |
хрюкает |
- |
хрюкает |
хрюкает |
Мышь |
пищит |
бегает |
пикает |
пищит |
бегает |
Корова |
мычит |
даёт молоко |
мычит |
ест сено |
мычит |
Повар |
верит |
варит |
варит |
варит |
готовит |
где «-» отказ ответа
7. Обследование синонимов
Обследование синонимов мы проводили с помощью сказочной истории.
«Все звери в лесу любили добрую лисичку (как ещё можно сказать о том, что лисичка добрая). Она воем помогала и советом и делом. С нею можно разделить и радость (как можно назвать по-другому) и горе (скажи по-другому). Только злой Волк не любил Лисичку-сестричку.
Однажды, случилось так, что Серый Волк заболел. Он лежал (как сказать по-другому) в своём домике (как по-другому) и некому было принести ему воды. Голова кружилась, силы покидали Волка, и он уснул. Проснулся Волчище и увидел рядом Лисичку-сестричку, которая гладила его по голове. Никто ещё так нежно (скажи по-другому) не обращался с Волком. Стыдно стало Волку, с тех пор они с Лисичкой-сестричкой стали неразлучными друзьями (как сказать по-другому).
Максимальный балл – 7.
С помощью данного
обследования мы выяснили, что у
детей очень плохо сформирована
способность подбирать
Таблица 8
Сформированность умения подбирать синонимы
Группа общего развития
Синонимы |
Ответы детей | ||||
Света Б. |
Тереза Б. |
Саша Д. |
Алина П. |
Полина С. | |
Добрая |
веселая |
хорошая |
- |
хорошая |
умная |
Радость |
улыбка |
веселье |
веселье |
- |
- |
Горе |
печаль |
- |
печаль |
обида |
- |
Лежал |
спал |
валялся |
болея |
- |
спал |
Нежно |
ласково |
мягко |
ласково |
- |
ласково |
Дом |
нора |
жилище |
- |
избушка |
- |
Друзья |
- |
приятели |
- |
- |
- |
где «-» отказ ответа.
Таблица 9
Сформированность умения подбирать синонимы
Речевая группа
Синонимы |
Ответы детей | ||||
Сеня Б. |
Вова К. |
Саша Ш. |
Катя У. |
Люба Н. | |
Добрая |
- |
- |
ласковая |
хорошая |
- |
Радость |
- |
- |
веселая |
веселый |
- |
Горе |
печаль |
- |
- |
- |
- |
Лежал |
- |
- |
болел |
спал |
- |
Нежно |
- |
- |
ласково |
- |
- |
Дом |
- |
домище |
- |
- |
домик |
Друзья |
- |
- |
- |
- |
- |
где «-» отказ ответа.
2.3. Анализ и результаты обследования
При анализе полученных данных мы составили индивидуальный профиль развития лексической стороны речи. Для этого мы подсчитали количество баллов, полученных за каждое задание и за все задания в целом.
Поскольку не все задания содержат одинаковое количество проб абсолютное значение малоинформативно для оценки того, какие виды проб вызывают наибольшие трудности. Поэтому удобнее было представить данные в процентном выражении.
Мы умножили количество баллов за задание на 100 и разделили полученный результат на номинально возможный. Затем, используя полученные значения, мы начертили индивидуальный профиль развития лексической стороны речи. Отложив на оси ординат успешность выполнения заданий в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи.
Всего их получилось девять:
1 – Импрессивная сторона речи.
2 – Обобщающие понятия.
3 – Детёныши животных.
4 – Название профессии.
5 – Название предметов и их частей.
6 – Антонимы.
7 – Образование прилагательных и существительных.
8 – Глагольный словарь.
9 – Синонимы.
Также мы вычислили успешность выполнения всех заданий в целом.
Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб равно 87.
При обработке полученных
данных абсолютное значение
Таблица 10
Усреднение показателей выполнения отдельных заданий
и успешности выполнения всех заданий в целом
Речевая группа
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Успешность выполнен. зад-я. Всего | |
Люба К. |
24 |
8 |
2,75 |
2,25 |
4 |
3,25 |
0 |
3,25 |
0 |
47,5 |
Сеня Б. |
23,25 |
8 |
2,75 |
3 |
6 |
6 |
4,5 |
5 |
1 |
59,5 |
Катя У. |
22,75 |
10 |
2,25 |
1,25 |
4,25 |
2 |
4 |
4,25 |
3,25 |
54 |
Саша Ш. |
23,25 |
9,5 |
2 |
1,25 |
5 |
4,25 |
4,5 |
4,25 |
2,25 |
46,5 |
Вова К. |
22,5 |
7 |
1,25 |
1,25 |
4 |
1,25 |
2 |
3 |
0,25 |
42,5 |
Средний по-казатель, в % |
23,15 |
8,5 |
2,2 |
1,8 |
4,6 |
3,3 |
3 |
3,9 |
1,3 |
49,9 |
92,6 |
53,1 |
24,4 |
36 |
65,7 |
55 |
50 |
65 |
18,5 |
57,4 |
Таблица 11
Группа общего развития
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Успешность выполн. задания, всего | |
Алина П. |
24,5 |
15 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
4,75 |
2,5 |
79,75 |
Тереза Б. |
24 |
15 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
6 |
83 |
Полина С. |
24,5 |
15,5 |
9 |
4 |
7 |
5 |
6 |
6 |
3 |
80 |
Саша Д. |
24,5 |
15 |
9 |
3 |
7 |
5,25 |
6 |
4,25 |
3,5 |
77,5 |
Света Б. |
24,5 |
16 |
9 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5,5 |
6 |
85 |
Средний по- казатель, в % |
24,4 |
15,3 |
9 |
4,4 |
7 |
5,6 |
6 |
4,6 |
4,2 |
81 |
97,6 |
96,6 |
100 |
88 |
100 |
93,3 |
100 |
76,6 |
60 |
93,1 |
Дети группы общего развития
Дети речевой группы
Рис. 1 – Усредненные профили развития лексики детей групп общего и речевого развития
Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет