Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
По данным Жуковой Н. С. [7, с. 177], в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет синонимов, мало антонимов. Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький. Это обуславливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости.
Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря (глаголов, прилагательных). У дошкольников с ОНР выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их нормально развивающихся сверстников (узкий, кислый, гладкий, пушистый и др.).
В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлечённого характера, слова, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др.
Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, нарушении актуализации пассивного словаря.
Характерной особенностью словаря детей с ОНР является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях.
Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось-олень, тигр-лев, весна-осень, сахарница-чайник, скворечник-гнездо, ресницы-брови и др.).
Замены прилагательных осуществляются из-за недифференцированности признаков величины, высоты, ширины, толщины.
В заменах глаголов обращает на себя внимание неумение детей дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт-идёт, воркует-поёт, чирикает-поёт и т.д.).
Наряду со смешением слов по родовидовым отношениям также наблюдаются:
- замены слов на основе других семантических признаков: миска-тарелка, лейка-чайник, графин-бутылка;
- замены слов, обозначающие предметы, внешне сходные: майка-рубашка, фонтан-душ;
- замены слов, обозначающих предметы, объединённые общностью ситуации: каток-лед, вешалка-пальто;
- смешение слов, обозначающих части, целое: воротник-платье, кузов-машина, локоть-рука;
- замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь - ботинки, цветы - ромашки, одежда - кофта;
- использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать - чтобы спать, щётка - чистить зубы, плита - газ горит,
- замены слов, обозначающих действия или предметы, словами существительными: открывать - дверь, играть - кукла.
Или наоборот, замена существительных глаголом: лекарство - болеть, кровать - спать [9, с. 25].
В ответах детей с речевой патологией отражаются их нечеткие представления о родовидовых отношениях, трудности дифференциации понятий (овощи, фрукты, насекомые, лимон, свёкла, яблоко - лишнее слово яблоко, это фрукт, а остальные овощи).
У детей с ОНР наблюдается разнообразный характер ошибок при подборе антонимов. Вместо антонимов дети подбирают:
- слова, семантически близкие предполагаемому антониму той же части речи и другой (день - вечер, быстро - тихо, горе - весело);
- слова-стимулы с частицей НЕ (брать - не брать, говорить - не говорить, шум - не шум);
- слова, ситуативно близкие исходному слову (говорить - петь, высоко - далеко);
- формы слова - стимула (говорить - говорит);
- слова, связанные синтагматическими связями со словами - стимулами (поднимать - выше);
- синонимы (брать - отнимать).
При подборе синонимов также допускаются ошибки или отказываются от ответа.
Вместо синонимов дети с ОНР воспроизводят:
- семантически близкие слова, ситуативно сходные (парк - зоопарк, улица - дорога, торопиться - бежать);
- слова противоположные по значению, иногда с частицей НЕ (огромный - маленький, верный - неверный, шагать - не шагать);
- слова близкие по звучанию (здание - создание, парк - парта);
- слова, связанные со словом - стимулом синтагматическими связями (улица - красивая);
- формы исходного слова или родственного слова (боец - бой).
Т. Е. Левиной в 1969 году была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Каждый уровень
Первый уровень речевого развития.
Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний: собака, коза, корова, баран – ава; машина, корабль, ракета, велосипед ту - ту.
Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними.
Например, слово «бика», произносимое с разной интонацией, обозначает «машина», «едет», «бибикает». Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребёнок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств – жестов, мимики, интонации: вместо «дай куклу» ребёнок говорит «да» и сопровождает сложное слово жестом руки, указывающим на требуемую игрушку, вместо «не буду спать» произносит «нитя» отрицательно крутя головой и хмуря лицо и т.д. Однако даже эти аморфные звукокомплексы и слова с трудом объединяются в некоторое подобие лепетной фразы.
В речи преобладают корневые части
слова, при этом грубо нарушается
звуко-слоговая структура слова. «Фраза»
состоит из лепетных элементов, каждое
такое слово имеет
Наряду с этим у детей отмечается явно выраженная недостаточность в формировании импрессивной стороны речи. Затруднительным является понимание даже некоторых простых предлогов («в», «на», «под»).
Пассивный словарь детей шире активного.
Отличительной стороной речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова
Вывод. Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жёсткую ситуативную привязанность.
Второй уровень речевого развития.
Переход к нему
характеризуется возросшей
Общение осуществляется
посредством использования
Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются простыми предложениями, состоящими из 2 - 3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстаёт от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детей, одежды, мебели, профессий.
Отмечаются ограниченные возможности
использования предметного
Понимание обращенной речи развивается за счёт различения некоторых грамматических форм, дети могут ориентироваться на морфологические элементы, затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.
Второй уровень речевого развития определяется в литературе как «Начатки общеупотребительной речи» [15, с. 6]. Наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и качественным параметрам; расширяется объём употребляемых существительных, глаголов, прилагательных; появляются некоторые числительные, наречия [15, с. 7]. Однако недостаточность морфологической системы языка, в частности, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо «вылил» - «не налил»), относительных и притяжательных прилагательных со значением действующего лица («молочница» - «где пьют молоко» и т.д.). Наряду с ошибками словообразовательного характера наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы синонимов и антонимов. По-прежнему встречаются многозначное употребление слов и их семантические замены.
Вывод. У детей со вторым уровнем ОНР активная речь может служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде дополнительных вопросов, оценочных суждений и т.п.
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях
преобладают простые
Ребёнок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим ребёнок затрудняется в правильном выборе производящей основы («горшок для цветка» - «горшочный»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «лисья» - «лисник»).
Очень часто попытки ребёнка провести словообразовательные преобразования приводят к нарушению звуко–слоговой организации вновь образованного слова (вместо «нарисовал» - «саявал»).
Типичным для этого уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлечённым значением, а также слов с переносным значением.
Вывод. У детей с третьим уровнем речевого недоразвития активная речь служит средством общения, но в ней преобладают слова, обозначающие действия, предметы, встречающиеся ребёнку повседневно. Слова же менее употребительные отсутствуют.
Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод:
1. дети с ОНР не
могут спонтанно стать на
2. полноценная речь ребёнка, имеющего общее недоразвитие речи, может быть развита только при целенаправленной коррекционной работе.
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет
2.1. Цели и методика эксперимента
Целью обследования является:
1. выявление особенностей лексического развития детей пяти лет, с нормальным речевым развитием и детей с общим недоразвитием речи;
2. сравнение и анализ
полученных результатов
База исследования: МДОУ «Детский сад №177» г. Чебоксары.
Для обследования нами были выбраны дети, посещающие МДОУ «Детский сад №177». Обследованы были дети из речевой группы, имеющие логопедическое заключение ОНР III уровня.
- Быстров Сеня
- Констанистов Вова
- Шутова Саша
- Устинова Катя
- Никонова Люба
А также дети, посещающие группу общего развития:
- Быстрова Света 22.04.08г.
- Барданян Тереза
- Девятов Саша
- Прилукова Алина
- Суровикина Полина
Всем детям по 5 лет, все они из благополучных, полных семей.
Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет