Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
1 – Группа общего развития.
2 – Речевая группа.
Рис. 2 – Распределение детей групп общего и речевого развития по уровню успешности выполнения всех заданий
Из проведённого нами обследования можно оделить такой вывод:
1. У детей с ОНР
значительно ниже словарный
Дети с ОНР затрудняются в названии обобщающих понятий, названий детёнышей животных, профессий.
При подборе антонимов подбирают слова - стимулы с частицей НЕ
При характеристике величины используют только понятие «большой - маленький».
При подборе прилагательного к существительному особенно видна недостаточность лексики, дети не могут образовать прилагательное от однокоренного существительного.
При обследовании глагольного
словаря выяснилось, что у детей
трудности возникают при
Дети с ОНР употребляют в своей речи только те слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает в своей жизни, т.е. словарь ограничен пределами обиходно - бытовой лексики и тематики.
При подборе синонимов у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР, наблюдаются большие затруднения. В большинстве случаев дети либо отказываются от ответов, либо повторяют данные слова.
У детей с ОНР вместо синонимов чаще наблюдаются повторы заданного слова, слова связанные со словом - стимулом синтагматическими связями, или просто отказы ответа.
2. Необходима разработка
и реализация системы
Заключение
Данная работа посвящена проблеме развития лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
В связи с недоразвитием лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.
Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Волкова Л. С., Лапаева Р. И., Серебрякова Р. И. и др.
В работе представлены данные об особенностях лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.
В ходе работы мы решили все задачи, поставленные вначале:
1. Изучили научную
и методическую литературу по
проблемам развития лексики
2. Исследовали лексику пятилетних детей, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития.
3. Выявили особенности лексики этих детей.
По результатам нашего исследования сделаны выводы, что лексический запас детей с ОНР по количеству и качеству значительно отстает от возрастной нормы. Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.
Список использованной литературы
Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет