Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая-особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

1 – Группа общего  развития.

2 – Речевая группа.

Рис. 2 – Распределение детей групп общего и речевого развития по уровню успешности выполнения всех заданий

 

Из проведённого нами обследования можно оделить такой  вывод:

1. У детей с ОНР  значительно ниже словарный запас,  чем у их нормально развивающихся  сверстников.

Дети с ОНР затрудняются в названии обобщающих понятий, названий детёнышей животных, профессий.

При подборе антонимов  подбирают слова - стимулы с частицей НЕ

При характеристике величины используют только понятие «большой - маленький».

          При подборе прилагательного к существительному особенно видна недостаточность лексики, дети не могут образовать прилагательное от однокоренного существительного.

           При обследовании глагольного  словаря выяснилось, что у детей  трудности возникают при подборе  глаголов к существительному. Многие дети не могут правильно сказать, что делает тот или иной персонаж.

Дети с ОНР употребляют  в своей речи только те слова, обозначающие действия, которые ребёнок ежедневно выполняет или наблюдает в своей жизни, т.е. словарь ограничен пределами обиходно - бытовой лексики и тематики.

При подборе синонимов  у детей с нормальным речевым  развитием и у детей с ОНР, наблюдаются большие затруднения. В большинстве случаев дети либо отказываются от ответов, либо повторяют данные слова.

У детей с ОНР вместо синонимов чаще наблюдаются повторы  заданного слова, слова связанные  со словом - стимулом синтагматическими  связями, или просто отказы ответа.

2.  Необходима разработка  и реализация системы коррекционной  работы по развитию лексической стороны речи у детей с ОНР III уровня с учётом структуры речевого дефекта.

 

Заключение

 

Данная работа посвящена  проблеме развития лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.

В связи с недоразвитием  лексики, у детей нарушаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные способности, что в свою очередь влияет на дальнейшее развитие и обучение ребёнка.

Нами изучена литература по данной проблеме. Решением проблемы развития лексики занимались Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Гвоздев А. Н., Левина Р. Е., Волкова Л. С., Лапаева Р. И., Серебрякова Р. И. и др.

В работе представлены данные об особенностях лексики детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием.

В ходе работы мы решили все задачи, поставленные вначале:

1. Изучили научную  и методическую литературу по  проблемам развития лексики детей  с нормальным развитием и с  общим недоразвитием речи

2. Исследовали лексику  пятилетних детей, посещающих  речевую группу детского сада  и группу общего развития.

3. Выявили особенности лексики этих детей.

По результатам нашего исследования сделаны выводы, что  лексический запас детей с ОНР по количеству и качеству значительно отстает от возрастной нормы. Тем самым мы подтвердили нашу гипотезу.

 

Список использованной литературы

 

  1. Астапов В. М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., [Международная педагогическая академия], 1994. - 216 с.
  2. Выгодский Л. С. Педагогическая психология. - М. 1997.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., [Просвещение], 1981-112 с.
  4. Жукова Н. С. Формирование устной речи. - М., 1994.
  5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М. Если ваш ребёнок отстает в развитии. -  М.,1993.
  6. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. - Екатеринбург, [АРД ЛТД],  1998.
  7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., [Просвещение], 1990.
  8. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., [Просвещение], 1985.
  9. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб., [Союз], 1999.
  10. Логопедия. - Т. 2. - Под ред. Волковой Л. С. - М., [Просвещение], 1995.
  11. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М., [Просвещение], 1991.
  12. Основы теории и практики логопедии. - Под ред. Левиной Р. Е. - М., 1968.
  13. Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М., 1980.
  14. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. - М., 1981.
  15. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: [Детство-пресс], 1999.
  16. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.
  17. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. - М., [Гном-Пресс], 1999.
  18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. – Дефектология. – 1985. - № 6.
  19. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., [Просвещение], 1989.
  20. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи. - М., 2000.
  21. Ястребова А. В., Спирова Л. Ф., Бессонова Т. П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1997.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет