Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34

Файлы: 1 файл

курсовая-особенности развития лексики у детей с общим недоразвитием речи.doc

— 356.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

2.2. Обследование лексики

 

Обследование лексической стороны речи детей проводилось в утренний отрезок времени. Обследование проходило индивидуально с каждым ребёнком. Детям речевой группы и детям из группы общего развития были предложены одни и те же задания. Для оценки успешности выполнения заданий мы использовали бальную систему, предложенную Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой.

Всё обследование лексической  стороны речи включает 87 проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за всё задание.

Оценка заданий  производилась по общим критериям:

- 1 балл – правильный ответ;

- 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

- 0,25 балла – неверно образованная форма;

- 0 баллов – невыполнение, неверный ответ.

1. Вначале была обследована  импрессивная сторона речи, т.к. нам необходимо выяснить понимает ли ребёнок обращенную к нему речь. С этой целью нами были проведена беседа, в ходе которой детям предлагался ряд последовательно усложняющихся вопросов. Первые вопросы выясняют понимание фразовой речи в условиях максимально близкой ребёнку тематики. Далее предлагаются вопросы, которые сформулированы с учётом возрастания объёма и смысловой сложности вопроса:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Как зовут твою  маму?

- Где ты живешь (на  какой улице)?

- Что ты ел на  завтрак?

- Где ты был в  выходные?

- Какие игрушки есть  у тебя дома?

- Какие самые любимые? 

Понимание инструкций.

- Хлопки в ладоши.

- Покажи где стол, стул, кукла.

- Возьми машину и  поставь её в шкаф.

- Возьми желтый карандаш  и нарисуй солнышко.

- Вчера светило солнце?

- Дай мне карандаш, картинку отнеси на подоконник.

- Покажи картинку.

Мальчик спит на кровати.

Девочка рвет цветы.

Мальчик кормит птиц.

Девочка ест кашу.

Девочка моет руки.

Вопросительные предложения  по картинкам:

 I.  Кого кормит мальчик и девочка?

     Чем кормят  мальчик и девочка рыбок?

      Кто  кормит рыбок?

 П. Что делает  мальчик? 

      На чём  сидит мальчик?

      Кто  разговаривает по телефону?

Всего 25 проб, таким образом, максимальная оценка за все задания  – 25 баллов.

В результате этой беседы выяснилось, что дети из группы общего развития и речевой группы понимают обращенную к ним речь.

Далее мы обследовали  предметный словарь.

2. Обследование обобщающих  понятий.

Это обследование проходило  в форме игры:

«Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом». Я буду показывать картинки, а ты одним словом то, что там нарисовано. Если правильно назовешь, то получишь фишку, а если неправильно, то фишка -моя. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл».

Словарный материал:

Носки, шорты-

Сапоги, туфли, валенки  –

Сковорода, ложка, чашка  –

Кровать, стол, стул-

 Помидор, капуста,  морковь –

 Яблоко, груша, лимон  –

Кошка, собака, корова –

Заяц, лиса, медведь -

Автобус, самолет, поезд, корабль, машина –

Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха-

Мухомор, подосиновик, белый  –

Елка, берёза, яблоня –

Шляпа, шапка, будёновка-

Смородина, вишня, малина-

Сыр, хлеб, яйцо –

Петух, утка, курица-

Результаты обследования каждого ребёнка занесены в протокол обследования.

 Максимальный балл  задания совпадает с количеством  в нём проб, т. е. 16 баллов.

 

 

 

 

 

Таблица 1

Сравнение сформированности общих понятий у детей с  нормальным и нарушенным речевым развитием

 

Правильные ответы в процентом  соотношении

Группа общего развития, %

Речевая группа, %

Одежда

100

80

Обувь

100

80

Посуда

100

60

Мебель

100

40

Овощи

100

100

Фрукты

100

100

Дом. живот.

100

80

Дик. живот.

80

80

Цветы

80

40

Грибы

80

60

Деревья

100

80

Головные уборы

80

0

Ягоды

100

60

Продукты

100

0

Дом. птицы

100

          60


 

3. Следующее задание  включает 9 проб на проверку знания  словоформ, обозначающих названия  детёнышей и умение образовывать  такие формы от названия взрослого  животного.

«А теперь давай поиграем в игру «У кого кто». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша. Если назвал правильно, картинка переходит к тебе, если нет, то остается у меня».

Словарный материал:

У козы-

У собаки-

У лисы -

У свиньи-

У ежа-

У волка-

У курицы-

У коровы-

 У лошади –

 С этим заданием детей из группы общего развития  не справилась только Света Быстрова, детенышем у козы назвала теленка.

Максимальный балл равен 9.

Таблица 2

Ответы детей речевой группы

Имя

ребёнка

У

козы

У  со–

баки

У

лисы

У сви-

ньи

У

ежа

У

волка

У ку-

рицы

У ко-

ровы

У ло-

шади

Сеня Б.

-

собачки

-

-

ежа-

та

-

цып-

лята

-

жере-

бята

Вова К.

-

собачки

-

-

ёжи-

ки

-

цып-

лятки

-

-

Саша Ш.

-

-

ли-

сёнки

сви-

нята

ежа-

та

волки

цып-

лята

телёнки

-

Катя У.

малень-

кие ко- зочки

малень-

кие со-

бачки

 

-

сви-

нятки

 

-

 

-

малень

кие ку-

рочки

малень

кие ко-

ровки

 

-

Люба Н.

козлята

собачки

-

сви-

нята

-

во-

лочки

Цып-

лята

-

-


где «-» отказ  ответа.

4. Название профессии.

«Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а  ты на них должен ответить».

- Кто водит машину?

- Кто управляет трактором?

- Кто готовит еду?

- Кто шьет одежду?

-  Кто учит детей?

Максимальный балл равен 5.

Таблица 3

Сравнение сформированности называть профессии

 

Название  профессии

Правильные ответы в процентном соотношении

Группа общего развития, %

Речевая группа, %

Шофер

100

60

Тракторист

80

0

Повар

100

20

Портниха (швея)

100

0

Учитель

100

80


 

5. Антонимы

«Давай поиграем в  игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слово и бросать тебе мяч. Ты должен поймать мяч, сказать слово наоборот и вернуть мяч мне».

Подбор антонимов:

большой -                 весёлый  -

тяжелый-                  длинный -

высокий -                 чистый -

Максимальный балл 6. Ответы детей мы занесли в протокол обследования.

Таблица 4

Группа детей общего развития

Имя ребенка

большой

тяжелый

высокий

веселый

длинный

чистый

Света Б.

+

+

+

+

+

+

Тереза Б.

+

+

+

+

маленький

+

Саша Д.

не большой

+

+

+

+

+

Алина П.

+

+

+

+

+

+

Полина С.

+

+

+

+

+

черный


Где «+»  правильный ответ, «-» отказ.

Таблица 5

Речевая группа

Имя ребёнка

большой

тяжелый

высокий

веселый

длинный

чистый

Сеня Б.

+

+

+

сердитый

+

+

Вова К.

-

-

жираф

+

маленький

-

Саша Ш.

+

+

маленький

+

-

+

Катя У.

-

+

-

+

длинее

белый

Люба H.

+

большой

+

невеселый

низкий

+


          Где «+» правильный ответ, «-»  отказ. 

Мы перенесли ответы детей в процентное соотношение  и увидели наглядную разницу  в усвоении антонимов детьми с ОНР и без речевой патологии.

Таблица 6

Сформированность умения подбирать антонимы

Антонимы

Цивильные ответы в процентном соотношении

Группа общего развития, %

Речевая группа, %

Большой

80

60

Тяжелый

100

60

Высокий

100

40

Весёлый

100

60

Длинный

80

20

Чистый

80

60

Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет