Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей развития лексики у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи.
Для достижения цели были выдвинуты задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по развитию лексической стороны речи детей пятилетнего возраста, развивающихся в норме и де¬тей с общим недоразвитием речи;
2. Исследовать лексику детей пятилетнего возраста, посещающих речевую группу детского сада и группу общего развития;
3. Выявить особенности лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и сравнить их с нормой.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблем развития лексики детей 5-6 лет 5
1.1. Особенности лексического развитии ребенка в норме 5
1.2. Особенности лексики 5-6 летних детей с общим недоразвитием речи 8
Глава 2. Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет 18
2.1. Цели и методика эксперимента 18
2.2. Обследование лексики 19
2.3. Анализ и результаты обследования 28
Заключение 33
Список использованной литературы 34
2.2. Обследование лексики
Обследование лексической стороны речи детей проводилось в утренний отрезок времени. Обследование проходило индивидуально с каждым ребёнком. Детям речевой группы и детям из группы общего развития были предложены одни и те же задания. Для оценки успешности выполнения заданий мы использовали бальную систему, предложенную Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой.
Всё обследование лексической
стороны речи включает 87 проб. Каждая
проба оценивается в
Оценка заданий производилась по общим критериям:
- 1 балл – правильный ответ;
- 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
- 0,25 балла – неверно образованная форма;
- 0 баллов – невыполнение, неверный ответ.
1. Вначале была обследована импрессивная сторона речи, т.к. нам необходимо выяснить понимает ли ребёнок обращенную к нему речь. С этой целью нами были проведена беседа, в ходе которой детям предлагался ряд последовательно усложняющихся вопросов. Первые вопросы выясняют понимание фразовой речи в условиях максимально близкой ребёнку тематики. Далее предлагаются вопросы, которые сформулированы с учётом возрастания объёма и смысловой сложности вопроса:
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Где ты живешь (на какой улице)?
- Что ты ел на завтрак?
- Где ты был в выходные?
- Какие игрушки есть у тебя дома?
- Какие самые любимые?
Понимание инструкций.
- Хлопки в ладоши.
- Покажи где стол, стул, кукла.
- Возьми машину и поставь её в шкаф.
- Возьми желтый карандаш и нарисуй солнышко.
- Вчера светило солнце?
- Дай мне карандаш, картинку отнеси на подоконник.
- Покажи картинку.
Мальчик спит на кровати.
Девочка рвет цветы.
Мальчик кормит птиц.
Девочка ест кашу.
Девочка моет руки.
Вопросительные предложения по картинкам:
I. Кого кормит мальчик и девочка?
Чем кормят мальчик и девочка рыбок?
Кто кормит рыбок?
П. Что делает мальчик?
На чём сидит мальчик?
Кто разговаривает по телефону?
Всего 25 проб, таким образом, максимальная оценка за все задания – 25 баллов.
В результате этой беседы выяснилось, что дети из группы общего развития и речевой группы понимают обращенную к ним речь.
Далее мы обследовали предметный словарь.
2. Обследование обобщающих понятий.
Это обследование проходило в форме игры:
«Давай поиграем в игру, которая называется «Скажи одним словом». Я буду показывать картинки, а ты одним словом то, что там нарисовано. Если правильно назовешь, то получишь фишку, а если неправильно, то фишка -моя. У кого в конце игры окажется больше фишек, тот и выиграл».
Словарный материал:
Носки, шорты-
Сапоги, туфли, валенки –
Сковорода, ложка, чашка –
Кровать, стол, стул-
Помидор, капуста, морковь –
Яблоко, груша, лимон –
Кошка, собака, корова –
Заяц, лиса, медведь -
Автобус, самолет, поезд, корабль, машина –
Ромашка, колокольчик, мать-и-мачеха-
Мухомор, подосиновик, белый –
Елка, берёза, яблоня –
Шляпа, шапка, будёновка-
Смородина, вишня, малина-
Сыр, хлеб, яйцо –
Петух, утка, курица-
Результаты обследования каждого ребёнка занесены в протокол обследования.
Максимальный балл
задания совпадает с
Таблица 1
Сравнение сформированности общих понятий у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием
|
Правильные ответы в процентом соотношении | |
Группа общего развития, % |
Речевая группа, % | |
Одежда |
100 |
80 |
Обувь |
100 |
80 |
Посуда |
100 |
60 |
Мебель |
100 |
40 |
Овощи |
100 |
100 |
Фрукты |
100 |
100 |
Дом. живот. |
100 |
80 |
Дик. живот. |
80 |
80 |
Цветы |
80 |
40 |
Грибы |
80 |
60 |
Деревья |
100 |
80 |
Головные уборы |
80 |
0 |
Ягоды |
100 |
60 |
Продукты |
100 |
0 |
Дом. птицы |
100 |
60 |
3. Следующее задание
включает 9 проб на проверку знания
словоформ, обозначающих
«А теперь давай поиграем в игру «У кого кто». Я показываю картинку и называю животное, ты должен назвать его детеныша. Если назвал правильно, картинка переходит к тебе, если нет, то остается у меня».
Словарный материал:
У козы-
У собаки-
У лисы -
У свиньи-
У ежа-
У волка-
У курицы-
У коровы-
У лошади –
С этим заданием детей из группы общего развития не справилась только Света Быстрова, детенышем у козы назвала теленка.
Максимальный балл равен 9.
Таблица 2
Ответы детей речевой группы
Имя ребёнка |
У козы |
У со– баки |
У лисы |
У сви- ньи |
У ежа |
У волка |
У ку- рицы |
У ко- ровы |
У ло- шади |
Сеня Б. |
- |
собачки |
- |
- |
ежа- та |
- |
цып- лята |
- |
жере- бята |
Вова К. |
- |
собачки |
- |
- |
ёжи- ки |
- |
цып- лятки |
- |
- |
Саша Ш. |
- |
- |
ли- сёнки |
сви- нята |
ежа- та |
волки |
цып- лята |
телёнки |
- |
Катя У. |
малень- кие ко- зочки |
малень- кие со- бачки |
- |
сви- нятки |
- |
- |
малень кие ку- рочки |
малень кие ко- ровки |
- |
Люба Н. |
козлята |
собачки |
- |
сви- нята |
- |
во- лочки |
Цып- лята |
- |
- |
где «-» отказ ответа.
4. Название профессии.
«Я буду тебе задавать вопросы и показывать картинку, а ты на них должен ответить».
- Кто водит машину?
- Кто управляет трактором?
- Кто готовит еду?
- Кто шьет одежду?
- Кто учит детей?
Максимальный балл равен 5.
Таблица 3
Сравнение сформированности называть профессии
Название профессии |
Правильные ответы в процентном соотношении | |
Группа общего развития, % |
Речевая группа, % | |
Шофер |
100 |
60 |
Тракторист |
80 |
0 |
Повар |
100 |
20 |
Портниха (швея) |
100 |
0 |
Учитель |
100 |
80 |
5. Антонимы
«Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Я буду говорить слово и бросать тебе мяч. Ты должен поймать мяч, сказать слово наоборот и вернуть мяч мне».
Подбор антонимов:
большой - весёлый -
тяжелый- длинный -
высокий - чистый -
Максимальный балл 6. Ответы детей мы занесли в протокол обследования.
Таблица 4
Группа детей общего развития
Имя ребенка |
большой |
тяжелый |
высокий |
веселый |
длинный |
чистый |
Света Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Тереза Б. |
+ |
+ |
+ |
+ |
маленький |
+ |
Саша Д. |
не большой |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Алина П. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Полина С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
черный |
Где «+» правильный ответ, «-» отказ.
Таблица 5
Речевая группа
Имя ребёнка |
большой |
тяжелый |
высокий |
веселый |
длинный |
чистый |
Сеня Б. |
+ |
+ |
+ |
сердитый |
+ |
+ |
Вова К. |
- |
- |
жираф |
+ |
маленький |
- |
Саша Ш. |
+ |
+ |
маленький |
+ |
- |
+ |
Катя У. |
- |
+ |
- |
+ |
длинее |
белый |
Люба H. |
+ |
большой |
+ |
невеселый |
низкий |
+ |
Где «+» правильный ответ, «-» отказ.
Мы перенесли ответы детей в процентное соотношение и увидели наглядную разницу в усвоении антонимов детьми с ОНР и без речевой патологии.
Таблица 6
Сформированность умения подбирать антонимы
Антонимы |
Цивильные ответы в процентном соотношении | |
Группа общего развития, % |
Речевая группа, % | |
Большой |
80 |
60 |
Тяжелый |
100 |
60 |
Высокий |
100 |
40 |
Весёлый |
100 |
60 |
Длинный |
80 |
20 |
Чистый |
80 |
60 |
Информация о работе Экспериментальное исследование лексики детей 5-6 лет