Экономическое состояние РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является корпоративная система управления экономической деятельностью структурного подразделения в новых условиях хозяйствования на основе развития бюджетирования, мотивационного механизма и выделения видов деятельности в аутсорсинг. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
изучение существующей системы бюджетного управления на железнодорожном предприятии;
изучение порядка разработки бюджетов продаж и затрат;
изучение системы распределения эксплуатационных расходов по отдельным укрупненным видам работ;
изучение порядка отражения основных экономических показателей исследуемого предприятия;
проведение оценки порядка отражения полученных результатов в статистической отчетности предприятия;
изучение порядка мотивации работников;
разработка предложений по совершенствованию управления экономической деятельностью исследуемого предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Технико-экономическая характеристика структурного подразделения
1.1 Техническая характеристика Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
1.2 Структура основных фондов предприятия
1.3 Структура эксплуатационных расходов
1.4 Структура и динамика численности
Глава 2. Анализ производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
2.1 Задачи и методы анализа
2.2 Анализ объемных показателей
2.3 Анализ качественных показателей
2.4 Анализ выполнения плана ремонта подвижного состава
2.5 Анализ эксплуатационных расходов
2.6. Анализ показателей использования трудовых ресурсов
Глава 3. Планирование производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении на основе системы бюджетирования
3.1 Система бюджетного управления в железнодорожной компании
3.2 Разработка бюджета продаж
3.3 Планирование качественных показателей
3.4 Разработка бюджета затрат
Глава 4. Организация управления предприятием
4.1 Управление предприятием
4.2 Мотивация работников
4.3 Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и повышении эффективности российских железных дорог
4.4 Предложения по повышению эффективности работы
предприятия
4.5. Экономический эффект от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

анализ финансового состояния производственного подразделения ОАО РЖД.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

 

1.4 Структура  и динамика численности

 

Численность работников как объект наблюдения является сложной статистической совокупностью, изучение которой требует соответствующей  группировки. Признаки, по которым группируется численность работников, определяются целями анализа, особенностями организации труда, методологией планирования и другими причинами.

В статистике труда железнодорожного транспорта численность работников группируется по видам деятельности (источниками финансирования), отраслям хозяйства, производственным группам, профессиям, категориям.

Группировка по видам деятельности имеет важное значение для оценки выполнения плана  по труду, анализа использования  рабочей силы, расхода фонда заработной платы и расчета качественных показателей работы предприятия – производительности труда и себестоимости продукции.

Внутри  каждой отрасли численность работников группируется по производственным группам, например работники, занятые на текущем  ремонте локомотивов и вагонов, текущем содержании пути, локомотивные бригады, рабочие по ремонту контактной сети, проводники и другие.

На  железнодорожном транспорте существуют следующие основные производственные группы рабочих по хозяйствам: локомотивному  – локомотивные бригады; рабочие  заняты на текущем ремонте локомотивов; вспомогательная рабочая сила, занятая на текущем ремонте локомотивов; рабочие, занятые на экипировке и подаче топлива на локомотивы; проводники моторвагонных секций и дизель – поездов.

В отчетности предприятий и организаций численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

К рабочим, в частности, относятся: машинисты, кочегары, дежурные стрелочных постов, проводники, рабочие по ремонту, курьеры.

К категории руководителей относятся  работники, занимающие должности руководителей  предприятий и их структурных  подразделений. К ним, в частности, относятся: начальники, директора, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях, а также главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный экономист и другие.

Другие  работники, относящиеся к служащим, - это работники, осуществляющие подготовку  и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности кассиры, секретари – машинистки, табельщики и другие.

Структура и динамика численности по основным производственным группам дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении представлена в таблицах 1.4, 1.5.

Таблица 1.4

Структура численности  по основным производственным группам

Показатель

Структура %

Факт

1

2

3

Всего

100

1477

Локомотивные  бригады

27,6

408

Ремонт  МВПС

19,0

281

Билетные  кассиры

20,0

295

Проводники

6,7

99

Остальной штат

26,7

394


 

Таблица 1.5

Динамика  общей численности по Дирекции

Год

2009

2010

2011

Всего, чел.

1721

1738

1477

% к предыдущему 2009 году

-

100,0

84,98


В 2010 году численность Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении по отношению к 2009 году не изменилась. В 2011 году численность понизилась на 15,02% или на 261 человек, в связи с созданием пригородной пассажирской компаний ОАО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», а также за счет передачи части работников Дирекции в другие предприятия дороги (в том числе – техников-расшифровщиков в ДЦРС, работников кранового цеха дирекции в СПМС 318, работников Дорожной химико-технологической лаборатории в ДРТ, работников бухгалтерии в ОЦО).

Исходя из штатных расписаний дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении, рассмотрим структуру численности Дирекции по категориям работающих. Структура численности приведена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Структура численности по категориям работников

 

Как видно из рисунка 1.2 наибольший процент от общей численности занимают рабочие –67,6%, руководители – 3,8%, специалисты – 7,0%, служащие – 21,5%.

Сравнивая структуру численности  за 2010 и 2011 годы, видим, что численность по категориям работников уменьшилась. Это произошло в основном за счет уменьшения численности рабочих и служащих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ производственно-экономической  деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении

 

2.1 Задачи и методы  анализа

 

Анализ производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта является важным этапом прогнозирования  и планирования и позволяет осуществить  выбор и научную подготовку целей, определить средства и пути их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принять наиболее приемлемый из них в ожидаемых условиях.

Экономический анализ представляет систему  специальных значений, связанных  с:

    • исследованием экономических процессов, их связей, которые складываются под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;
    • научным  обоснованием бизнес-плана и оценкой его выполнения;
    • выявлением положительных факторов и количественных измерений их действия;
    • расширением тенденций и пропорций хозяйственного развития с определением неиспользованных внутрихозяйственных резервов;
    • обобщением передового опыта с принятием оптимальных управленческих решений.

Комплексный экономический анализ предусматривает:

    • системность;
    • увязку разделов между собой;
    • анализ связи и обусловленности этих разделов;
    • вывод результатов каждого блока на обобщающие показатели эффективности.

Комплексный экономический анализ предусматривает не только экономические  стороны производства, но и технические, социальные, природные условия и взаимосвязь с производством. В зависимости от интересов органов управления анализ может быть смещен в ту или иную сторону хозяйственной деятельности.

Факторами в анализе называются активно действующие силы, вызывающие положительные или отрицательные изменения в состоянии объекта и в показателях, его отражающих, т.е. причины этих изменений. При анализе выясняется влияние на деятельность анализируемого объекта внешних и внутренних факторов, раздельно изучается положительное и отрицательное их воздействие.

В процессе изучения хозяйственной  деятельности сочетаются дедуктивный  и индуктивный методы исследования, анализ и синтез.

В технико-экономическом анализе  более распространенным является индуктивный  метод: вначале изучаются ход  хозяйственных операций и отражающие их показатели работы по отдельным рабочим местам и производственным бригадам, а затем происходит восхождение от этих конкретных показателей к более абстрактным обобщающим показателям хозяйственной деятельности в целом по анализируемому объекту. В обоих аспектах - финансово-экономическом и технико-экономическом - анализ сочетается с синтезом, а дедуктивный метод - с индуктивным, что обусловлено применением материалистической диалектики.

Метод анализа - это способ системного комплексного изучения, измерения и обобщения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных планов и на динамику хозяйственного развития, осуществляемый путем обработки специальными приемами показателей плана, учета, отчетности и других источников информации.

Цель изучения - определить внутренние и внешние связи анализируемой системы, характер планомерно организуемых в ней процессов и их причинную зависимость от ряда хозяйственных факторов.

Измерение влияния отдельных факторов на динамику хозяйственного развития, результаты выполнения плана и эффективность хозяйствования помогает установить их относительное значение в работе предприятия, сосредоточить внимание на основных и решающих.

Обобщение результатов анализа - завершающая стадия изучения хозяйственной деятельности. Обобщение включает выводы, содержащие оценку деятельности, сводку резервов и рекомендации по их использованию. При обобщении раскрывается связь между итогами деятельности отдельных участков и исполнителей и определяется степень их влияния на общие результаты по объекту в целом.

Прием сравнении - важнейший. С его помощью производится оценка эффективности хозяйствования, изучается влияние отдельных факторов на выполнение плана и выявляются резервы.

Главным является сравнение отчетных показателей с плановыми, которое позволяет установить, не было ли отклонений от плана - положительных и отрицательных и дать оценку работы анализируемого объекта. Это сравнение должно сочетаться с анализом обоснованности и напряженности самого плана. Критический анализ плана, отклонений от него и реальных достижений предприятия опирается на ряд других сравнений.

Сравнение с экономической моделью  работы предприятия в идеальных  условиях хозяйствования имеет целью определить, в какой мере предприятие приблизилось к теоретически возможному наивысшему уровню использования ресурсов и эффективности  хозяйствования.

Чтобы более полно выявить резервы, не следует ограничивать сравнения только рамками анализируемого объекта: надо проводить сравнительный анализ, используя данные других предприятий, среднеотраслевые показатели и другие базы для сопоставления.

Сравнение со среднеотраслевыми  показателями позволяет определить, какое место занимает анализируемое объединение или предприятие в отрасли, относится ли оно к числу передовых, средних или отстающих.

Сравнение с плановыми и отчетными  показателями передового предприятия, а внутри предприятия с показателями передовых цехов, производственных бригад, с показателями работы лучших работников дает возможность выявить резервы, которые таятся во внедрении новейших достижений техники и технологии и в обобщении и использовании передового опыта с учетом специфических особенностей каждого из сравниваемых объектов. Разновидностями такого сравнения являются сопоставления:

    • с работой предприятий того же производственного профиля в других странах;
    • с наиболее технически совершенными капиталистическими предприятиями той же отрасли по технико-производственным показателям использования оборудования, материалов, топлива, электроэнергии и др.

При применении приема сравнения и, особенно при сравнительном анализе, необходимо обеспечить сопоставимость исходных данных, что достигается соблюдением ряда условий.

Группировки относятся к числу наиболее распространенных приемов анализа. В анализе группировки служат для раскрытия содержания средних, для выяснения влияния отдельных единиц на эти средние. Используются группировки, имеющиеся в отчетности и проводимые дополнительно - для целей анализа.

Наибольшее распространение и  практическое значение в анализе  имеет группировка по факторам, связанным: 1) с живым трудом; 2) со средствами труда; 3) с предметами труда. Применяются группировки факторов и по другим признакам, например, разделяются на внешние и внутрихозяйственные, на социальные и индивидуальные, зависящие и не зависящие от анализируемого объекта, решающие и второстепенные.

Особенно широкое распространение  получил прием группировок при  анализе сводных отчетов, так  как он позволяет выделить показатели работы отстающих предприятий, сосредоточить  на них внимание и таким путем изыскать и мобилизовать скрытые резервы.

Разработка и применение системы  показателей для оценки состояния и динамики изучаемого объекта являются характерной особенностью метода анализа. Это даст возможность охарактеризовать влияние отдельных факторов на выполнение плана и определить резервы.

Информация о работе Экономическое состояние РЖД