Экономический анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа

Описание работы

Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
Технико-экономический анализ деятельности предприятия включает:
анализ объема, ассортимента и реализации продукции;
анализ трудовых показателей;
анализ себестоимости продукции;

Содержание работы

Анализ себестоимости продукции. Взаимосвязь объёма, прибыли и себестоимости…………………………………………………………...3
2. Анализ рентабельности активов предприятия…………………….…...9
3. Анализ финансового состояния и платёжеспособности
предприятия……………………………………….…………………….15
4. Практическое задание. Вариант №3…………………………………..30
Список использованной литературы…………………………………….....34

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 452.50 Кб (Скачать файл)
 

     Содержание 

    1. Анализ  себестоимости продукции. Взаимосвязь объёма, прибыли и себестоимости…………………………………………………………...3

     2. Анализ рентабельности активов предприятия…………………….…...9

     3. Анализ финансового состояния и платёжеспособности

         предприятия……………………………………….…………………….15

     4. Практическое задание. Вариант  №3…………………………………..30

      Список использованной литературы…………………………………….....34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Анализ себестоимости продукции

     Содержанием экономического анализа является комплексное  изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования. 

     Технико-экономический  анализ деятельности предприятия включает:

      анализ  объема, ассортимента и реализации продукции;

      анализ  трудовых показателей;

      анализ  себестоимости продукции;

      анализ  прибыли.

     Получение наибольшего эффекта с наименьшими  затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции.

     Непосредственной  задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.

     Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический  анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей.

     Затраты в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и общественного труда, находящая выражение в стоимости продукции. Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию общественного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.

     Главный мотив деятельности любой фирмы  в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях  ограничены издержками производства и  спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

     Классификация издержек. Прежде всего выделяются внешние и внутренние издержки. Внешние - фирма оплачивает работников, топливо, комплектующие изделия, т.е. все то, что она не производит сама для  создания данного изделия. Внутренние - владелец данной фирмы получает так называемую нормальную прибыль. В противном случае он не будет заниматься этим делом. Получаемая им прибыль (нормальная) составляет элемент издержек. Принято выделять еще чистую (экономическую) прибыль, которая равна общей выручке за вычетом внешних и внутренних издержек, включая и нормальную прибыль. Бухгалтерская прибыль равна общей выручке минус внешние издержки.

     Практика  свидетельствует, что величина издержек зависит от объема выпускаемой продукции. В связи с этим существует деление  издержек на зависимые и не зависимые от величины производства. Постоянные издержки не зависят от объема производства продукции. Они определяются тем, что стоимость оборудования фирмы должна быть оплачена даже в случае остановки предприятия. К постоянным издержкам относятся плата по облигационным займам, рентные платежи, часть отчислений на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, часть которых обязательна, а также заработная плата высшему управленческому персоналу и специалистам фирмы, оплата охраны и т.п. Переменные издержки непосредственно зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, энергию, заработная плата работникам, транспорт. Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки. Для управления производством важно знать величину издержек в расчете на единиц продукции. В связи с этим рассчитываются средние издержки как частное от деления величины издержек на количество единиц продукции, произведенной фирмой. Таким же образом рассчитываются средние постоянные и переменные издержки.

     Классификация затрат на постоянные и переменные имеет крайне важное значение для  поиска точки безубыточности производства. Методика ее расчета основывается на следующем уравнении:

     цена единицы продукции х КОЛИЧЕСТВО единиц в точке безубыточности = КОЛИЧЕСТВО единиц в точке безубыточности х ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ на единицу продукции + ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ.

     Пользуясь данным уравнением, несложно рассчитать точку безубыточности как отношение  постоянных затрат к разнице между ценой единицы продукции и переменными затратами. В практике хозяйствования довольно значительное место отводится вопросам, связанным с управлением затратами.

     Управление  затратами — это процесс целенаправленного  формирования затрат по месту их возникновения и на выпуск различных видов продукции при постоянном контроле их уровня и стимулировании снижения. Функционально данная система управления включает в себя:

    нормирование  затрат;

    их  планирование;

    учет;

    анализ;

    стимулирование  их снижения.

     Предельные  издержки - это издержки на производство каждой дополнительной единицы продукции относительно фактического или расчетного объема производства.

Взаимосвязь объема производства, прибыли и себестоимости.

     Установление  продажной цены на продукт – важнейшая задача фирмы и искусство менеджеров. Существует несколько подходов к формированию цены в условиях рыночной экономики. Один подход – назначить такую цену, которая привлечет покупателя; другой – использовать цены конкурента, чтобы установить для себя определенную границу цен; третий – использовать информацию о себестоимости продукции, с тем чтобы определить порог рентабельности, величину переменных затрат и маржинального дохода.

     Затратная цена многими рассматривается как  более надежный путь установления реальной цены, поскольку она позволяет достаточно точно формировать величину прибыли в цене. Однако затратные цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, конкуренцию. Большинство преуспевающих компаний применяет комбинацию из трех перечисленных подходов.

     На  продукцию, товары и услуги могут  быть установлены следующие виды цен и тарифов: обязательные для  продавцов и покупателей – официальные, одинаковые для всех покупателей данного вида продукта у данного предприятиярегулируемые, разные в каждом отдельном акте купли-продажи – договорные. Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка или обоснованных затрат производства. Договорные цены определяются либо на основе индивидуальных затрат, либо эксплуатационных параметров, либо колебаний спроса и предложения. Задача формирования реальной цены в настоящее время усложнена наличием на предприятиях излишних мощностей при спаде производства, расходами на их содержание, снижением производительности труда, инфляцией и методикой исчисления налога на добавленную стоимость.

     Администрация фирмы для установления экономически обоснованной цены должна решить ряд проблем:

     а) обосновать состав затрат, который  учитывается при принятии решений;

     б) выбрать метод калькулирования;

     в) установить уровень производства, при котором постоянные затраты минимальны;

     г) рассчитать сумму прибыли предприятия.

     Прибыль предприятия можно рассчитать по формулам и с помощью графического метода отражения взаимосвязи прибыли  и объема производства. Метод расчета  прибыли по формуле основан на уравнении чистой прибыли и капиталоотдаче: 

     Р = Норма фондоотдачи х Уставный капитал х 100              (1)

           Общая сумма затрат на производство за прошлый год 

     где Р – процент рентабельности продукции. 

     Норма фондоотдачи (капиталоотдачи) = Чистая прибыль          (2)

                                                                             Акционерный капитал 

     Пример: средняя норма фондоотдачи для общественного питания составляет 10%. Уставный капитал ресторана «Евроеда» равен 200 тыс.руб. Затраты на производство продукции – 210 тыс. руб., тогда рентабельность составит: 

     Р = 10% х 200000 х 100 = 9,5%

                210000

     Если  прибыль предприятия ниже расчетной  величины, то при калькулировании  цены исходят из средней нормы  прибыли или с учетом ее незначительного приращения. В условиях инфляции к средней норме прибыли добавляют величину резервов, созданных на предприятии для компенсации инфляции. Наибольшее влияние на установление цены имеют затраты. При выборе состава затрат применяют формулы:

     1) переменные производственные расходы + доход;

     2) общие переменные расходы + доход;

     3) производственная себестоимость + доход;

     4) полная себестоимость + доход.

     Зависимость затрат от объема производства исследована  при анализе безубыточности производства. Особое внимание уделяется зависимости прибыли от объема производства, так как изменение цены на продукт будет обязательно связано с изменением объема производства.

     Пример: рассмотрим продажу морепродуктов во всех ресторанах фирмы «Евроеда» на протяжении отчетного периода – года. Объем продаж – 2000 шт. Цена продажи единицы продукции – 15 руб. Переменные затраты на единицу продукции – 10 руб. Постоянные затраты – 4 тыс. руб. за период. Текущая прибыль – 6 тыс. руб. (15 – 10) х 2000 – 4000 = 6000 руб.

     Данные  расчеты возможны при допущении, что факторы действуют независимо друг от друга. Однако практическая ситуация не исключает полной взаимосвязи  этих факторов и воздействия других, как-то: запросов покупателей, оперативной  ценовой политики, направленной против конкурентов и др. Кроме того, при установлении цен на спецзаказы возникают затруднения с учетом свободных производственных мощностей или их нехваткой. В таких ситуациях ценообразование связано не только с рынком, но и с дополнительными инвестициями. 
 

     2. Рентабельность активов предприятия

     Коэффициент рентабельности активов показывает сколько рублей прибыли приносит рубль вложенных средств независимо от источника их привлечения. Для  исчисления этого показателя различные  показатели прибыли соотносят с средним итогом баланса, что позволяет оценить воздействие внешних факторов.

                        (3)

                        (4)

         (5)

                     (6)

     Пример:

     Таблица 1.

       Расчет показателей рентабельности активов

Показатель  рентабельности Предыдущий  год 1995 Отчётный год 1996
     R5      15,2%      29,5%
     R6      10,3%      20,3%
     R7      16,1%      41,7%
     R8      15,2%      31,2%
 

Информация о работе Экономический анализ