Экономическое состояние РЖД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 18:42, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является корпоративная система управления экономической деятельностью структурного подразделения в новых условиях хозяйствования на основе развития бюджетирования, мотивационного механизма и выделения видов деятельности в аутсорсинг. В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решаются следующие задачи:
проведение анализа производственно-хозяйственной деятельности исследуемого предприятия;
изучение существующей системы бюджетного управления на железнодорожном предприятии;
изучение порядка разработки бюджетов продаж и затрат;
изучение системы распределения эксплуатационных расходов по отдельным укрупненным видам работ;
изучение порядка отражения основных экономических показателей исследуемого предприятия;
проведение оценки порядка отражения полученных результатов в статистической отчетности предприятия;
изучение порядка мотивации работников;
разработка предложений по совершенствованию управления экономической деятельностью исследуемого предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Технико-экономическая характеристика структурного подразделения
1.1 Техническая характеристика Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
1.2 Структура основных фондов предприятия
1.3 Структура эксплуатационных расходов
1.4 Структура и динамика численности
Глава 2. Анализ производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении
2.1 Задачи и методы анализа
2.2 Анализ объемных показателей
2.3 Анализ качественных показателей
2.4 Анализ выполнения плана ремонта подвижного состава
2.5 Анализ эксплуатационных расходов
2.6. Анализ показателей использования трудовых ресурсов
Глава 3. Планирование производственно-экономической деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении на основе системы бюджетирования
3.1 Система бюджетного управления в железнодорожной компании
3.2 Разработка бюджета продаж
3.3 Планирование качественных показателей
3.4 Разработка бюджета затрат
Глава 4. Организация управления предприятием
4.1 Управление предприятием
4.2 Мотивация работников
4.3 Аутсорсинг как одно из приоритетных направлений в реформировании и повышении эффективности российских железных дорог
4.4 Предложения по повышению эффективности работы
предприятия
4.5. Экономический эффект от предлагаемых мероприятий
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

анализ финансового состояния производственного подразделения ОАО РЖД.doc

— 1.51 Мб (Скачать файл)

Оборотные средства железных дорог классифицируют по трем основным признакам: по месту и роли в процессе воспроизводства – средства в сфере производства и средства сфере обращения; по принципам организации – нормируемые и ненормируемые; по источникам образования – собственные и заемные.

В сфере производства оборотные средства вкладываются в запасы предметов  труда (материалы, топливо, инструмент и другие), в расходы, связанные с подготовкой к производству  (расходы будущих периодов).

Оборотные средства в сфере обращения –  это готовая продукция на складе предприятия, средства в расчетах за продукцию, не оплаченную покупателями, за форменную одежду, выданную работникам дороги с рассрочкой платежа, а также денежные средства на расчетном счете предприятия.

Средства  производства, которыми располагают  заводы, подразделяются на средства труда (здания, машины, станки) и предметы труда (материалы, полуфабрикаты, топливо, локомотивы и вагоны). Средства производства образуют производственные фонды, которые делятся на основные и оборотные.

Основные  производственные фонды (ОПФ) – это  средства труда, которые полностью  или частично сохраняют свою натурально – вещественную форму в течение многих производственных циклов (обычно годы) и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям, по мере снашивания. Результаты современного производства все больше определяются обновлением и совершенствованием производственных фондов и зависят от степени их использования.

Основные  фонды по составу, назначению, выполняемым  в производственном процессе функциям принято подразделять на следующие  группы, которые характеризуют их структуру: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.

По  роли в производственном процессе различают  активную и пассивную части основных фондов. Активные основные фонды – это орудия труда, непосредственно воздействующие на выпуск продукции, то есть участвующие в превращении предметов труда в готовую продукцию. Это машины и оборудование, установленные в основных цехах предприятий, регулируемые приборы и устройства, инструменты.  Пассивными основными фондами считают такие, которые обеспечивают нормальное функционирование активной части фондов. Это здания, дороги, силовые установки, питающие рабочие машины электроэнергией, передаточные устройства, доставляющие эту энергию, транспортные средства и другие.

Структура основных фондов Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении представлена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Структура основных фондов

 

Наименование показателей

Удельный вес %

Всего основных средств

100

Здания

45,3

Сооружения

12,1

Машины и оборудование

5,4

Транспортные средства

36,9

Инвентарь и другие виды основных средств

0,3


 

Основной  удельный вес в стоимости основных фондов приходится на здания  (45,3 %) и  транспортные средства (36,9 %).

Улучшение использования производственных фондов – одно из важнейших условий роста производства и повышения его эффективности. Показателями использования основных фондов для Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении являются: фондоотдача,  фондоемкость, фондовооруженность, которые представлены в таблице 1.2. и на рисунке 1.1.

 

Таблица 1.2

Показатели использования основных фондов

Наименование  показателя

Единица измерения

2009

год

2010

год

2011

год

%

2011к 2010

2011

к 2009

Основные  фонды

тыс.руб.

3788328

4465811

4681314

104,8

123,6

Пассажиро-оборот

млн.пас-км

1839,94

1750,7

1243,3

71,0

26,6

Контингент  в эксплуатации

1721

1802

1462

81,1

85,0

Фондоотдача

1,2334

0,3920

0,2656

67,7

21,5

Фондоемкость

0,811

2,5509

3,7652

147,6

464,3

Фондовоору-женность

2,201

2,478

3,202

129,2

145,5


 

Рис. 1.1. Динамика показателей использования основных фондов

По  данным таблицы 1.2 видно, что стоимость  основных средств увеличилась на 677483 тыс. руб. в 2010 году, на 215503 тыс. руб. в 2011 году. Пассажирооборот уменьшился на 2921,9 млн. пасс.км в 2010 году, на 507,4 млн. пасс.км в 2011 году. Фондоотдача определяется отношением суммы пассажирооборота к общей сумме основных средств. Так как пассажирооборот уменьшился, следовательно уровень фондоотдачи понизился по сравнению с 2009 годом на 0,8414 пасс.км/руб., с 2010 годом - на 0,1264 пасс.км/руб. Фондоемкость является величиной, обратной фондоотдаче, следовательно данный показатель повысился. Фондовооруженность увеличилась на 277,01 руб./чел. в 2010 году по сравнению с 2009 годом, на 723,74 руб./чел. в 2011 году по сравнению с 2010 годом.

 

1.3 Структура  эксплуатационных расходов

 

Цель планирования эксплуатационных расходов – обеспечение выполнения заданного объема перевозок (работ, услуг) экономически обоснованным уровнем денежных средств. Планируются эксплуатационные расходы по сети железных дорог, железным дорогам, отделениям дорог и линейным производственным структурам. Эксплуатационные расходы состоят из текущих затрат, необходимых для выполнения перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты.

Планирование и учет эксплуатационных расходов ведутся в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта (2010 год). В этом документе изложены принципы группировки расходов по признакам их классификации, порядок определения состава затрат, включаемых в те или иные группы расходов, последовательность распределения расходов по основным видам хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.

В Номенклатуре расходов выделены основные признаки их классификации: по элементам  затрат, статьям номенклатуры, отраслевым хозяйствам, по связи с производственным процессом, по укрупненным видам  работ (УВР), видам деятельности и способу учета.

Кроме того, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 в Номенклатуре выделены расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, которые считаются «прочими расходами». К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.

Эксплуатационные  расходы отдельных статей группируются по местам возникновения затрат и  по хозяйствам железнодорожного транспорта.

Удельный  вес расходов отдельных хозяйств в общей сумме эксплуатационных расходов не одинаков. Наиболее высокий удельный вес  занимают расходы локомотивного хозяйства, хозяйства пути и вагонного хозяйства.

На  величину эксплуатационных расходов оказывают  влияние объем перевозок, техническая  оснащенность транспорта, внедрение  прогрессивных технологий, интенсивность использования и обновление технических средств, повышение качества и мотивации труда, нормирование ресурсов и затрат и многие другие факторы.

В зависимости от отношения к производственному  процессу расходы делятся на непосредственно вызываемые этим процессом и общехозяйственные, то есть расходы по обслуживанию производства и управлению. В свою очередь расходы непосредственно вызванные процессом производства, подразделяются на специфические (прямые) для каждого места возникновения затрат и расходы общие для всех мест возникновения затрат (видов деятельности). Специфические (прямые производственные) расходы группируются по видам деятельности, отраслевым хозяйствам железнодорожного транспорта, а по локомотивному хозяйству - по видам тяги.

Общехозяйственные расходы подразделяются на две группы: общехозяйственные расходы без  расходов по содержанию аппарата управления; расходы по содержанию аппарата управления.

В зависимости от направления использования  расходы подразделяются на статьи, объединяющие издержки по целевому назначению: по видам работ или видам обслуживания технических средств. Амортизация основных средств, как правило, отражается на отдельно выделенных статьях. Каждой статье в Номенклатуре присвоен определенный номер для кодирования первичных документов.

В зависимости от экономического содержания расходы, связанные с производством  и реализацией, складываются из следующих элементов: затрат на оплату труда, материальные затраты, в том числе материалы, топливо, электроэнергия и прочие материальные; отчисления на социальные нужды; амортизация; прочие затраты. Группировка по таким элементам осуществляется по каждой статье, как при разработке плана, так и при учете фактических затрат.

В соответствии с Программой структурной  реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства от 18.05.2001 года № 384 (приказ МПС России от 31.05.2001 года № 13И) предусмотрен постепенный переход от преимущественно функционально-территориального принципа организации деятельности федерального железнодорожного транспорта к функциональному принципу, имея в виду  ее классификацию по следующим видам деятельности: грузовые перевозки, предоставление услуг инфраструктуры, предоставление услуг локомотивной тяги (в пассажирском и грузовом движении), пассажирские перевозки в дальнем следовании, пассажирские перевозки в пригородном сообщении, ремонт подвижного состава, относящимся к основным видам деятельности, а также строительство объектов инфраструктуры, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, содержание социальной сферы и прочие виды деятельности.

Номенклатура  предусматривает группировку расходов по указанным выше основным видам  деятельности. Ряд прямых специфических  расходов непосредственно относятся  на определенный вид деятельности (вид перевозок). Расходы, которые не могут быть отнесены прямо на соответствующий вид деятельности (вид перевозок), распределяются между ними пропорционально величинам измерителей-распределителей. Общие и общехозяйственные расходы распределяются между основными видами деятельности пропорционально ранее распределенным затратам на оплату труда.

Структурные подразделения, в том числе отделения  и управления железных дорог, для  планирования учета расходов используют статьи прямых производственных расходов при наличии у них соответствующих видов работ (видов обслуживания технических средств). При необходимости структурные подразделения могут отражать расходы на свободных статьях Номенклатуры по согласованию с соответствующими департаментами ОАО «РЖД».

Структура эксплуатационных расходов Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном  сообщении представлена в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Структура эксплуатационных расходов

 

Наименование показателей

Удельный вес %

Эксплуатационные расходы

100

Фонд оплаты труда

27,2

Отчисления на социальные нужды

6,1

Материалы

3,3

Топливо на тягу

0,7

Топливо на прочие нужды

0,8

Электроэнергия на тягу

8,8

Электроэнергия на прочие нужды

1,3

Амортизация

15,7

Прочие расходы

15,6

Прочие материальные затраты

20,5


 

Структура ресурсов, задействованных в процессе перевозок, существенно отличается от ресурсов промышленного производства: на транспорте практически отсутствует элемент «сырье», зато велика доля фонда заработанной платы, которая составляет 27,2 % и амортизации 15,7 % , то есть транспорт является зарплатоемкой и фондоемкой отраслью. Но так как в основном в пригородной дирекции эксплуатируются электропоезда, то на долю электроэнергии  приходится более 10 % от общей суммы расходов. Топливо используется мало – в пределах 1,5 %.

Информация о работе Экономическое состояние РЖД