Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Для информационного  обеспечения ОРД таможенных органов созданы и используются различные информационные системы, в основе которых лежит оперативный информационный ресурс государственных и негосударственных предприятий, организаций России, а также международных полицейских организаций и органов зарубежных государств, взаимодействующих с российскими правоохранительными органами на основе международных договоров. Следует, однако, иметь в виду, что информационному обеспечению ОРД таможенных органов способствуют также учеты (информационные системы) других правоохранительных органов.

Можно выделить четыре группы источников оперативно значимой информации.

  1. Информация, получаемая оперативными работниками в ходе повседневной оперативно-служебной деятельности.
  2. Информация, получаемая оперативными работниками при работе с программно-техническим комплексом, созданным в таможенных органах. С помощью данных комплексов можно получать, хранить и обрабатывать информацию по различным направлениям.
  3. Информация, получаемая из информационных систем правоохранительных органов, участвующих в борьбе с преступностью.
  4. Информация, получаемая из учетов иных государственных и негосударственных организаций, учреждений.

При этом следует отметить, что оперативно значимая информация первой, третьей и четвертой групп источников относится априорному информационному ресурсу, а второй группы - к апостериорному.

Первая группа источников оперативно значимой информации формируется, в рамках реализации положений главы 4 Таможенного кодекса Таможенного союза «Информационные системы и информационные технологии», с учетом требований Концепции информационно-технической политики в рамках Единой автоматизированной информационной системы (далее ЕАИС) ФТС России на всех уровнях системы таможенных органов, в виде унифицированных баз данных (далее БД), среди которых основными являются:

– БД "Оформленные ГТД" - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для хранения электронных копий грузовых таможенных деклараций (далее ГТД), для которых в отношении товаров и транспортных средств таможенным органом принято решение, регламентированное нормативными актами ФТС России, о выпуске (условном выпуске) в соответствии с условиями заявленного таможенного режима или о запрете выпуска товаров. БД ГТД формируется на всех уровнях системы таможенных органов, начиная с таможенных постов. Сбор, форматно-логический контроль сведений, заявленных в ГТД, передача данных в вышестоящий таможенный орган осуществляется посредством КПС «Инспектор ОТО», входящим в состав автоматизированной системы «АИСТ». Таможенные органы, оснащенные АС «АИСТ»,  имеют возможность отслеживать процессы таможенного оформления товаров и транспортных средств в режиме реального времени.

- БД "Оперативный мониторинг" - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для хранения электронных копий ГТД, зарегистрированных в таможенных органах. Указанная БД формируется на региональном и федеральном уровнях и создана с целью анализа (мониторинга) оперативной информации о состоянии процессов таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств  на момент регистрации и выпуска ГТД. В таможнях организован удаленный доступ к ЦБД «Оперативный мониторинг» (информационный ресурс «Мониторинг-Анализ») в рамках ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России. Имеется два вида доступа: региональный (информация о ГТД, зарегистрированных в зоне ответственности регионального таможенного управления) и федеральный (информация о ГТД, зарегистрированных на территории России по всем региональным управлениям).

– В рамках автоматизированной системы "Контроль за доставкой и транзитом товаров" (АС КДТТ - раздел ЕАИС ФТС России, предназначенный для контроля за доставкой и транзитом товаров, осуществляемого в единой сети передачи данных в рамках ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети ФТС России) в таможенных органах отправления (назначения) формируются БД товаров:

а) помещаемых под таможенный режим международного таможенного  транзита или процедуру внутреннего  таможенного транзита (БД ВТТ и  БД МТТ);

б) перевозимых по книжкам  МДП (БД «МДП»);

в) оформленных по ГТД  в таможенном режиме экспорта и вывозимых  за пределы таможенной территории РФ (БД «Вывоз по ГТД»).

Указанные БД формируются  на всех уровнях системы таможенных органов, начиная с таможенных постов.

Также следует назвать  такие информационные массивы таможенных органов, как:

– БД таможенных приходных ордеров (ТПО) – содержит информацию по оформлению товаров и транспортных средств в неторговом обороте, а также по уплате прочих таможенных платежей;

– БД временно ввезенных на таможенную территорию, либо оформленных в таможенном отношении иностранных транспортных средств (БД «Временный ввоз»);

– БД по делам о таможенных правонарушениях, по уголовным делам, по делам о контрабанде наркотических веществ, по результатам проведения оперативно-розыскных мероприятий. Указанные базы входят в комплекс информационно-поисковой системы «БК-ИНФОРМ».

– БД о помещении товаров и транспортных средств на склады временного хранения;

– ИР «Центральный Реестр Субъектов Внешнеэкономической Деятельности» (ИР ЦРСВЭД) – агрегированные данные таможенных и налоговых органов по участникам ВЭД (юридические и физические лица) с представлением их установочных данных, отчетности перед налоговыми органами, внешнеэкономической деятельности, а также информации о совершенных правонарушениях и преступлениях в сфере таможенного дела. ИР ЦРСВЭД содержит сведения по всем участникам ВЭД, зарегистрированным в зонах ответственности РТУ ФТС России.

Это далеко не полный перечень информационных ресурсов, входящих в ЕАИС ФТС России. Но в перечисленных  БД уже сосредоточен значительный объем информации, используемый правоохранительными и в первую очередь информационно-аналитическими подразделениями таможенных органов в процессе раскрытия, расследования и предупреждения административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела.

Кроме баз данных создаваемых  таможенными органами, для оперативно-розыскных подразделений одним из основных источников оперативно значимой информации являются собственный информационный ресурс – дела оперативного учета (далее – ДОУ).

ДОУ - специальные накопители информации для сбора и систематизации документов, содержащих данные о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, сведения, отражающие основания, условия, планы, организацию, тактику и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения задач ОРД 27.

Благодаря ДОУ создается предпосылка к решению задач ОРД, обеспечению контроля за деятельностью оперативно-розыскных отделов, обоснованностью проводимых ими оперативно-розыскных мероприятий. По ДОУ можно подготавливать программы изучения сложившейся ситуации, разрабатываемых лиц, документирования событий, фактов обстоятельств, которые могут быть использованы в раскрытии преступлений, розыске преступников и изобличении виновных. Эти программы охватывают перечень оперативно-тактических действий, выполнение которых обязательно при возникновении соответствующих ситуаций. Возникает проблема, как только количество дел начинает исчисляться сотнями, поиск становится возможным лишь по тем признакам, которые систематизируются с помощью алфавитных карточек. Любой сигнал, не содержащий этих поисковых признаков, требует для проверки просмотра всех дел, всех содержащихся в них документов, а если в документах не соблюдено единообразие при фиксации информации, не по всякому сигналу представится возможным установить лицо, о котором поступают сведения. Однако простой фиксации в учетных документах примет и иных признаков — недостаточно. Произвольное их описание страдает неполнотой и неточностью. При условии, что многие признаки, имеющие поисковое значение, вообще в дела и алфавитные карточки не вносятся, поиск становится бесперспективным28. Решение указанной проблемы заключалось в создании информационно-поисковых систем, в основе ДОУ.

Состав второй группы источников оперативно значимой информации образуется при работе с программно-техническими комплексами, созданными в таможенных органах. Приведем некоторые из них.

ИСУБД «Cronos +» (свидетельство РОСАПО № 980015) позволяет в полной мере решать информационно-технические задачи оперативно-аналитических подразделений правоохранительного блока таможенных органов.

В частности, данное программное  средство находится в пользовании  различных подразделений Администрации Президента РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, ГУ Центробанка РФ, Сбербанка РФ, Московской регистрационной палаты и т.д.

Рассматриваемый программный  продукт изначально разрабатывался как инструмент информационно-логической обработки и анализа трудноформализуемых данных, имеющих сложную структуру связей, в том числе и опосредованных. В частности, ИСУБД «Cronos +» располагает возможностью «напрямую» работать с данными других форматов (DBF, MS Access, Paradox, Excel, Oracle) за счет использования DAO и ODBC драйверов, а также формировать статистические отчеты с использованием как встроенных формул «Cronos +», так и вычислительных возможностей Excel.

Приоритетность использования  «Cronos +» в оперативно-аналитических  подразделениях правоохранительного  блока таможенных органов во многом определяется его функциональными возможностями оперативно и на качественном уровне решать прикладные задачи учетно-справочного, статистического, и что наиболее важно, информационно-логического характера, а именно:

– определять и давать оценку управленческой деятельности лиц, обоснованно подозреваемых либо совершивших преступление или правонарушение, а также их ресурсной базы, т.е. сил и средств, используемых в противоправной деятельности, отнесенной к компетенции таможенных органов;

– в автоматическом режиме выявлять прямые и опосредованные связи  между различными объектами, занесенными  в банк данных, в том числе коррупционного и криминального характера, что  позволяет определять степень причастности тех или иных лиц к совершению правонарушений;

– на постоянной основе проводить анализ оперативной обстановки, ее криминогенной и криминальной составляющих по линиям работы правоохранительного  блока таможенных органов, в том  числе и среди околотаможенных  структур.

Располагая возможностью объектного принципа построения баз в «Cronos +», операторы способны создавать сложные многоуровневые критерии отбора материала из различных ведомственных и удаленных баз данных (ФТС России), включая правила нечеткой логики и логического сопоставления трудноформализуемых объектов. Уникальной особенностью «Cronos +» можно считать автоматическое слияние новых вводимых данных с уже существующим описанием объекта. Для реализации такого режима используется идентификация информационных объектов на базе полного или частичного совпадения заданных ключей.

Для решения задач  учетно-справочного, статистического  и информационно-логического характера  ИСУБД «Cronos +» была внедрена в  оперативно-аналитическом отделении  ЦОТ. В настоящее время интегрирован аналитический банк ОАО ЦОТ (АПС_ОАО). В аналитический банк данных вносится вся информация из источников СМИ, информация из смежных правоохранительных органов, информация из аналитических материалов ОАО, содержащая факты объективного характера, влияющие на оперативную обстановку, а также представляющая оперативный интерес.

На данный момент в  банк АПС_ОАО занесено 223 субъекта аналитической  проверки и 125 объектов. Банк также используется для построения деловых, родственных, криминальных и прочих связей субъектов.

Также в системе «Cronos +» спроектирована и эффективно используются система глобального поиска, к которой подключены более 29 различных банков (3 из них созданы на основе информации из таможенных баз данных). Данная система позволяет наиболее полно и точно отражать результаты поиска, с последующим анализом связей объектов поиска. В ближайшее время планируется создание форм отчетов по каждому информационному банку для быстрого формирования ответа согласно поставленной задаче.

В целом, в ИСУБД «Cronos +» оперативно-аналитического подразделения ЦОТ интегрированы 3 вида банков:

– информационно- справочные (не пополняемые) – представляют собой  законченные банки для справочной информации (телефоны, адреса, место  работы, регистрация автотранспорта и т.д.);

– информационно- справочные (пополняемые) - представляют собой банки для справочной информации, созданные из баз таможенных органов (справочник стран, справочник лицензий, справочник участников ВЭД, зарегистрированных в ЦОТ и т.д.), баз регистрации в налоговых органах физических и юридических лиц (ЕГРИП и ЕГРЮЛ), а также собственные банки ОАО, полученные в результате моделирования и слияния таможенных баз данных (банк “Декларанты 2007”, “Декларанты 2003-2006”и т.п.);

– банки объектов и  субъектов риска – представляют собой базы данных групп риска, используемые в работе для анализа первичной информации и подготовки предварительных выводов (банк “Криминал 2003”, банк “Недействительные паспорта 2007”, и др.)

Необходимо отметить, что все возможности ИСУБД  «Cronos +» до конца не изучены, поэтому планируется дальнейшее наращивание ресурсов и совершенствование системы аналитического поиска информации.

Одним из современных  инструментов для обеспечения качества и достоверности представления  информации является комплекс программных средств «Аналитический модуль АСТО Анализ» (краткое наименование КПС «АСТО Анализ»).

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов