Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

В ходе информационно-аналитического обеспечения ОРД к настоящему времени выработаны методические приемы, позволяющие документировать факты по «окнам на границе». Это позволило системно пресекать манипуляции в базах данных контроля доставки, махинации с бланками ГТД, оформление ГТД без оплаты таможенных платежей с целью безопасного для правонарушителей следования транспортного средства с товаром по маршруту «склад - место реализации».

С учетом изложенного  можно сделать вывод, что прослеживается усиление влияния результатов аналитической  работы на принятие управленческих решений не только при организации и ведении непосредственно ОРД, но и для совершенствования деятельности таможенных органов в целом.

Современные тенденции  в развития информационно-аналитической  работы диктуют настоятельную необходимость  совершенствования уровня подготовки сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов.

Так, сотрудник правоохранительного  подразделения должен обладать знаниями, умениями и навыками во многих отраслях права: международного, таможенного, административного, уголовного, гражданского. Перечень специальных знаний, умений и навыков еще более широк и включает в себя, в том числе, знания, умения и навыки в области информационно-аналитической работы, направленной на решение правоохранительных функций, закрепленных в ТК России.

Потребности всех участников правоохранительной деятельности таможенных органов - дознавателей, оперативных  работников подогнать под единый стандарт невозможно. Еще более нереальной представляется «стандартизация» деятельности всех правоохранительных органов. В этой связи решать задачу информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов представляется целесообразным с учетом:

- комплексного юридического  анализа специфических особенностей  ведения ОРД в сфере внешнеэкономической деятельности;

- комплексного юридического  анализа системы обращения информации  в информационных системах, используемых  в правоохранительной деятельности  таможенных органов;

- определения юридической  обоснованности использования результатов информационно-аналитической работы в ОРД таможенных органов.

Появление новых тенденций  в информационно-аналитическом обеспечении  правоохранительной деятельности таможенных органов определяется и изменением состояния сил и средств противника. Высокотехнологичные способы работы с информацией достаточно широко используются и в криминальной среде, особенно при совершении экономических преступлений. На вооружении преступников находятся все виды экономического шпионажа, использующего агентурные и технические методы добывания информации. Активно используются различные приемы дезинформации компетентных государственных органов о составе и реальной деятельности подконтрольных предприятий.

Необходимо отметить, что достаточно серьезное влияние  на информационные возможности таможенных органов оказывают следующие факторы:

- ведомственная разобщенность  в сфере информационной деятельности;

- сокрытие и намеренное  искажение участниками внешнеторговой  деятельности достоверной информации (дезинформация);

- коррупция в сфере информационного обмена и информационной деятельности.

Так, названные факторы  проявляются в утечке информации, в том числе через взаимодействующие  государственные органы, возрастании  рисков незаконного искажения информации, значимой для государственного контроля внешнеэкономической деятельности, незаконном использовании третьими лицами информации, предназначенной исключительно для таможенных целей. Некоторые виды преступной деятельности полностью либо частично построены на криминальном использовании компьютерных систем, сетей, программ, электронных документов.

Адекватным ответом  на преступления в сфере высоких  технологий со стороны правоохранительных органов становится создание и развитие соответствующих специализированных подразделений, разработка способов и методов противодействия криминалитету.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таможенное дело в  России всегда служило неотъемлемой составляющей формирования государственного бюджета, важным экономическим стимулятором развития промышленности, а также  регулирующим фактором воздействия на взаимоотношения с другими государствами, поэтому во все времена вопросам развития и совершенствования таможенного дела уделялось самое серьёзное внимание.

В настоящее время  возросла роль таможенных органов в  сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, соблюдения таможенного и налогового законодательства, обеспечения поступления платежей в федеральный бюджет.

Государственная система  противодействия правонарушениям  в сфере внешнеэкономической  деятельности включает в себя законодательный механизм, способствующий процессу контроля перемещения товаров через таможенную границу и обеспечивающий достаточно жесткое воздействие на нарушителей, так и организационно-административные меры, направленные на недопущение провоза товаров мимо таможенных постов. Все это налагает  большую ответственность на оперативно-розыскную деятельность таможенных органов, в которой, как мы выяснили выше, немалая роль отводится информационно-аналитическому обеспечению.

Целью данной работы было определить возможные пути совершенствования информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, и как следствие деятельности оперативных подразделений таможенных органов, направленной на обеспечение экономической безопасности России и ее защиту от преступных посягательств, путем реализации возложенных на них задач.

Рассмотрение двух взаимосвязанных  составляющих информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов  информационного ресурса и аналитического исследования, а также современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности  таможенных органов позволили выявить следующие проблемы:

1. Несмотря на огромное  количество БД создаваемых в  таможенных органах и программных комплексов по их анализу, для оперативных сотрудников актуальным является вопрос по переработке данных и не всегда эту переработку можно осуществить с помощью автоматизированных систем  (пример с ДОУ).

Допустить увеличение временных  затрат на сбор оперативно значимой информации не допустимо, поскольку в этом случае информация теряет одно из основных качеств – оперативность (своевременность).

2. Проблема межведомственного  взаимодействия при создании  совместных информационных систем (пример с ПК МИАИС). Отсутствие таких систем влияет на такие качества информации как полнота и оперативность

3. Для выявления скрытых тенденций во внешнеторговой деятельности, предупреждении и пресечении противоправных действий в сфере таможенных операций в аналитических исследованиях оперативных подразделений таможенных органах должны применяться различные научные методы анализа.

Однако, следует отметить, что проведение при этом исчислений в традиционном (ручном) виде сопряжено  с большим объемом вычислений и временных затрат и в этом случае теряется одно из основных качеств получаемой информации своевременность (актуальность).

4. Высокотехнологичные способы работы с информацией достаточно широко используются и в криминальной среде, особенно при совершении экономических преступлений. На вооружении преступников находятся все виды экономического шпионажа, использующего агентурные и технические методы добывания информации. Активно используются различные приемы дезинформации компетентных государственных органов о составе и реальной деятельности подконтрольных предприятий.

Необходимо отметить, что достаточно серьезное влияние  на информационные возможности таможенных органов оказывают следующие  факторы:

- ведомственная разобщенность  в сфере информационной деятельности;

- сокрытие и намеренное искажение участниками внешнеторговой деятельности достоверной информации (дезинформация);

- коррупция в сфере  информационного обмена и информационной  деятельности.

Так, названные факторы  проявляются в утечке информации, в том числе через взаимодействующие государственные органы, возрастании рисков незаконного искажения информации, значимой для государственного контроля внешнеэкономической деятельности, незаконном использовании третьими лицами информации, предназначенной исключительно для таможенных целей. Некоторые виды преступной деятельности полностью либо частично построены на криминальном использовании компьютерных систем, сетей, программ, электронных документов.

Все вышесказанное позволяет определить некоторые пути совершенствования информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов.

Достоверность, своевременность  и полнота информационных ресурсов, для обеспечения аналитических исследований в рамках решения задач ОРД зависит от источников данных ресурсов.

В связи с этим необходимо решать вопросы по:

- интеграции рассредоточенной  в нижнем и среднем звене  управления информации в виде  автоматизированных банков данных, с объединением их в единой  системе;

- организации коллективного  доступа к информации непосредственно  с рабочих мест пользователей;

- непрерывному анализу с использованием средств вычислительной техники (СВТ) поступающих в банки данных сведений оперативно–служебного характера и выдача ориентирующей, упреждающей информации в помощь конкретным потребителям;

- автоматизации подготовки процессуальной и учетной документации по уголовным делам и делам об административных правонарушениях непосредственно на рабочих местах35.

- регулярному пополнению и расширению источниковых баз данных;

- расширению источников  за счет разработки межведомственных автоматизированных информационных систем;

- защите конфиденциальной  информации, циркулирующей в информационных  системах таможенных органов.

Эффективность аналитических  исследований информационных ресурсов, направленных на выявление закономерностей и признаков противоправных действий в сфере таможенных процедур неразрывно связана методами, используемыми при переработке информационных ресурсов.

Поскольку в современном  мире ничто не стоит на месте все  движется вперед, в том числе появляются и новые методы анализа, то существует и реальная необходимость на их основе разрабатывать новые методики аналитических исследований.

Как было отмечено в разделе 2.3. данные методики должны быть основой  алгоритмов автоматизированных аналитических  информационных систем таможенных органов.

Информатизация, как один из основных компонентов ИАО, интенсивно развивается в виду чего возможно расширение информационных ресурсов и  применения новых форм аналитических  исследований в ОРД. В связи с  этим необходимо следить за развитием информационных технологий и исследовать их в целях применения в АИО ОРД таможенных органов.

При этом, формы и приемы преступной деятельности, в которых высокие технологии стали занимать существенное место, диктуют настоятельную необходимость их учета на всех направлениях правоохранительной работы.

Комплексное решение выявленных в данной работе проблем возможно, в том числе за счет создания Единого информационного центра правоохранительных органов, в функции которого вменить координацию работ по разработке межведомственных информационных систем, обеспечение комплексной защиты конфиденциальной информации автоматизированных систем правоохранительных органов,  научно-исследовательскую работу по разработке новых методик аналитических исследований.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 1996.
  2. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ.
  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от  
    18.12.2001 №174-ФЗ.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных  
    правонарушениях» от 30.12 2001 №195-ФЗ.
  6. Федерального закона от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно- 
    розыскной деятельности».
  7. Федеральный закон от 07.07 2007 №126-ФЗ «О связи».
  8. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 18.07.2009) "О государственной тайне".
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459 «Положение о Федеральной таможенной службе».
  10. Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации,  
    информационных технологиях и о защите информации».
  11. Приказ ФТС России от 20.10.2004 №177 «Положение о Главном  
    Управлении по борьбе с контрабандой».
  12. Приказ ФТС России от 03.11 2006 № 1107 «Об утверждении  
    Положения о Центральной оперативной таможне».
  13. Приказ ФТС РФ от 14.06.2005 №535 «Об утверждении типового положения об организационно-инспекторской службе регионального таможенного управления и типового положения об организационно - аналитическом отделе таможни». 
  14. Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы / Ю.В. Курносов, П.Ю. Конотопов. — М.: РУСАКИ, . 2004.
  15. Акимов А.Е. Информационно-аналитическое обеспечение оперативно-розыскной деятельности таможенных органов: Автореф.  
    Дис... кандэор.наук/ РТА — М., 2003.
  16. Акимов А.Е. О состоянии и путях развития информационно-аналитической деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов // Сборник статей по проблемам правоохранительной деятельности «Поиск» №1 – М.: РИО РТА, 2003.
  17. Акимов А.Е., Бабаева И.Р., Карнаух П.В. Вопросы интеграции в информационном обеспечении правоохранительной деятельности: Тез. докл. - Международная конференция «Информатизация правоохранительных систем» 2-3 июля 1997 г. – М., 1997.
  18. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математической статистика. М.: «Высшая школа», 2001.
  19. Голубовский В.Ю Теоретические и правовые аспекты  
    информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности  
    СПб: Санкт-Петербургский университет МВД России,2000.
  20. Гриб В.Г. Противодействие организованной преступности. М., 2001.
  21. Демидов И. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс.// Законность. - 1993. №8.
  22. Драганов В.Г. Основы таможенного дела. Учебник. М.: «Экономика», 1998.
  23. Зажицкий В.И. Связь оперативно-розыскной деятельности и уголовного процесса.// Государство и право. - 1995. №6.
  24. Ишин А.М. Использование средств массовой информации в поисковой и розыскной деятельности следственных и оперативных аппаратов органов внутренних дед // Учебно-практическое пособие: Калининград: КВШ МВД России, 1996.
  25. Ларин А.М. Нетрадиционные методы раскрытия преступлений // Государство и право. – М., 1995, №9.
  26. Минин А.Я. Методологические аспекты информационно-аналитической разведки криминальной милиции // Проблемы борьбы с организованной преступностью: Материалы научно-практической конференции (28 - 29 ноября 1995 г.). М., 1996.
  27. Новгородцев В.М. Информационно-аналитическое обеспечение аппарата уголовного розыска в раскрытии преступлений: Дис. канд. юр. наук: 05.04.2001 / Академия управления МВД РФ. – М., 2001.
  28. Овчинский С.С. Оперативно-розыскная информация/под ред. А.С  
    Овчинского и В.С Овчинского — М.: ИНФРА-М — 2000.
  29. Оперативно-розыскная энциклопедия. / Авт.-сост. А.Ю. Шумилов - М., 2004.
  30. Пещак Я. Следственные версии: Криминалистическое исследование. М.: Прогресс, 1976.
  31. Сереброва С.П. Использование компьютерной информации при расследовании преступлений в сфере экономики // Российский следователь, 2000. №4.
  32. Теория оперативно-розыскной деятельности/ Под ред.К.К. Горяинова, в.С. Овчинского, Г.К. Синилова — 2-е изд., перераб. — М.: Норма, 2006.
  33. Экономическая безопасность России: Общий курс/Под ред. В.К.  
    Сенчагова — М.: Дело, 2005.
  34. Яковец Е.Н. Проблемы аналитической работы в оперативно- 
    розыскной деятельности органов внутренних дел — М.,2005.
  35. http/www.customs.ru.
  36. http://www.tks.ru/crime/2010/07/27/02.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов