Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

КПС «АСТО-Анализ» - комплекс программных средств, предназначенных для универсального анализа баз данных в системе таможенного оформления с целью получения оперативной отчетности. КПС предназначен для автоматизации работы таможенных органов ФТС России в части формирования оперативных и аналитических отчетов по основной таможенной деятельности. КПС включен в ФАП ФТС России.

КПС позволяет:

– загружать информацию из внешних баз данных всех известных  форматов (Dbase, ORACLE, INTERBASE, MS SQL и др.);

– формировать отчеты, производить обработку и анализ данных, передавать данные в Microsoft Word, Microsoft Excel;

–представлять данные в графическом виде (диаграммы, графики, гистограммы);

– копировать информацию во внешние БД;

– осуществлять вывод  на экран электронной копии ГТД, визуально похожей на бумажный бланк  ГТД в соответствии с ЕАД;

– просматривать справочники  и классификаторы НСИ и их метаописания;

– получать информацию о  курсе валют на определенную дату.

Исходным материалом для подготовки отчетов служит стандартный  массив грузовых таможенных деклараций. Кроме базы данных грузовых таможенных деклараций может быть использована любая база данных, состоящая как из одной таблицы, так и из нескольких, связанных между собой. В частности, в ОАО ЦОТ в систему баз данных КПС «Асто-Анализ», кроме базы данных ГТД, входит база данных ТПО (таможенных приходных ордеров) и база данных ТД (транзитные декларации). С помощью КПС можно подготовить как типовые отчеты, определенные приказами ФТС России, так и всевозможные отчеты, необходимые в оперативной работе для принятия решений.

Также в работе оперативно-аналитических  подразделений находят свое применение другие программные средства, эксплуатируемые в таможенных органах.

Использование таких  программ как КПС «БК-Информ» и КПС «Административные правонарушения» является неотъемлемой частью технологического процесса в работе аналитических подразделений. Данные программные средства позволяют отслеживать совершенные нарушения таможенного законодательства, а также вести статистику правонарушений, необходимую в проведении аналитической работы.

Эксплуатация программных  продуктов, применяемых в процессе производства таможенных операций таможенными органами, позволяет осуществлять необходимый оперативный контроль на всех этапах таможенного оформления. В ОАО ЦОТ нашли свое применение следующие программные средства:

  1. КАСТО "АИСТ-М" создана для осуществления информационной поддержки принятия решений должностными лицами таможенных органов Российской Федерации в ходе осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, посредством обработки электронных копий документов, необходимых для таможенных целей, на основе анализа информации, содержащейся в базах данных Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) ФТС России.
  2. КПС «Инспектор - ОТО» - дополнение к КАСТО «АИСТ-М». Представляет собой программное средство для оперативного контроля данных грузовой таможенной декларации, деклараций таможенной стоимости (ДТС), корректировки таможенной стоимости (КТС) и других документов.
  3. КПС «Транзит-Т» - позволяет просматривать массив документов контроля доставки при транзите на уровне таможни.
  4. КПС «ТПО-Т» - комплекс программных средств для учета взимания платежей в неторговом обороте в составе технологического процесса на таможне. Позволяет просматривать массив оформленных таможенных приходных ордеров на уровне таможни.

Третья группа источников оперативно значимой информации складывается из криминалистических, оперативно-справочных и иных учетов, ведущихся в органах внутренних дел, ФСБ и других правоохранительных органах, в том числе и других государств на основании международных договоров.

К четвертой группе источников оперативно значимой информации все остальные источники, не вошедшие в первые три группы.

Примером может служить  система МИАИС. Это система межведомственного  информационного взаимодействия контролирующих органов, позволяющая обеспечить выявление правонарушений при перемещении культурных ценностей через границу.

Система МИАИС находится  в стадии внедрения  и доработки, однако заслуживает внимания как  объект рассмотрения в силу масштабности и актуальности проекта.

По концепции, система  представляет собой интегрированный  сегмент различных ведомств на базе государственного информационного  центра, который разрабатывается  Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмента пункта пропуска.

МИАС предназначена для создания единой базы данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия, Федеральной службы технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) и др.

Данная система должна значительно упростить и оптимизировать процесс прохождения не только транспортных средств в пункте пропуска на границе, но так же и физических лиц, перемещаемых культурные ценности. Это будет достигаться за счет однократного ввода сведений о предметах, параллельной обработке данных сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.

Минкомсвязи проводил обследование готовности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по внедрению данной системы. Готовность ФТС оценена на 69%, остальные ведомства от 30% до 0%.

Например: Росохранкультуры – практически 0 %, так как собственной информационной системы в этой организации не существует, каналов связи для передачи данных нет, обработка ведется в бумажном виде, регистрация осуществляется либо в журналах, либо на локальном персональном компьютере.

Следует констатировать, что работа по созданию МИАИС ведется довольно медленно.

К четвертой группе источников следует отнести и незаменимые средства правовых баз данных, таких как:

    • «Консультант +»;
    • «Гарант»;
    • «Кодекс»;

«ВЭД-Инфо» - является полноценным  справочником по действующему таможенному  законодательству, аналогично правовым базам "Консультант+", "Гарант" или "Кодекс", но ориентированным  не на профессиональных юристов, а на специалистов по внешнеэкономической деятельности и таможенных брокеров.

В процессе работы аналитических  подразделений постоянно приходится обращаться к нормативным документам, регламентирующим деятельность в сфере  таможенного дела.

Еще одним источником можно назвать Интернет. Создание и развитие Интернет расценивается как гигантский скачок из эры традиционных технологий в эру технологий, реализуемых в режиме реального времени. Интернет в наши дни - это целая индустрия, быстро проникающая во все области человеческой деятельности. В современном мире Интернет постепенно становится основным источником информации, где эксперты и аналитики пользуются общедоступными поисковыми системами и периодически просматривают наиболее интересные с их точки зрения сайты в поисках новостей по интересующим их тематикам. При этом основное время экспертов тратится на непроизводительную рутинную работу - просмотр и отсев нерелевантной информации. Здесь можно выбрать необходимые материалы, такие как:

– новостные ленты  событий;

– отраслевую информацию;

– сайты государственных органов;

– справочные Интернет-издания;

– информация, связанная с освещением деятельности организаций;

– сайты, web-страницы организаций.

Большие возможности  для получения оперативно-значимой информации представляет использование  Интернет. Практическое использование сети Интернет в работе оперативно-аналитических подразделений дает, в частности, возможность:

– постоянно отслеживать  и анализировать информацию, имеющую  отношение к деятельности участников ВЭД;

– выбирать специфическую информацию, которую обычно не содержат информационные системы таможенных и других государственных органов;

– раскрывать планы недобросовестных участников ВЭД еще до их реализации;

– проводить анализ оперативной  обстановки, определять основные факторы  и крупнейших участников ВЭД, влияющих на оперативную обстановку;

– оценивать потенциал основных конкурентов в сфере внешнеэкономической  деятельности, использовать существующие между ними противоречия для добывания  информации;

– прогнозировать развитие оперативной  обстановки по любому направлению деятельности каждого участника ВЭД.

Однако стоит учитывать  и определенные слабые стороны сети Интернет и СМИ. Практикуемый ныне маркетинговый  подход в Интернет и СМИ требует  соответствующего подхода при анализе  опубликованной там информации. Следует помнить, что издания вынуждены идти на поводу у читательского интереса, подавать материалы в виде, удобном для понимания публикой. Из потока новостей выбираются те сообщения, которые полезны в практическом плане (например, используемые как повод для скрытой рекламы), либо те, которые вызовут яркую эмоциональную реакцию читателей.

Сегодня во многом преобладает  мнение – «новость должна быть со знаком минус». В российском медиа-пространстве значительная доля публикаций агрессивных. Особенно это заметно у так называемых Интернет-изданий. Это весьма осложняет анализ, так как приходится затрачивать усилия на селектирование эмоциональной составляющей и отсеивание выдумок, для того чтобы получить те немногие зерна истины, которые присутствуют в публикациях. Поэтому, работая с данными источниками информации, необходимо уметь отличать события значимые от искусственных поводов, призванных заинтересовать публику.

Из вышесказанного можно  сделать следующие выводы о наличии  следующих проблем в информационном обеспечении ОРД таможенных органов:

1. Несмотря на огромное количество БД создаваемых в таможенных органах и программных комплексов по их анализу, для оперативных сотрудников актуальным является вопрос по переработке данных и не всегда эту переработку можно осуществить с помощью автоматизированных систем  (пример с ДОУ). При этом необходимо учитывать, что с каждым годом объем информации в БД и объем ДОУ будет увеличиваться.

Допустить увеличение временных  затрат на сбор оперативно значимой информации не допустимо, поскольку в этом случае информация теряет одно из основных качеств – оперативность (своевременность).

2. Проблема межведомственного  взаимодействия при создании  совместных информационных систем (пример с ПК МИАИС),  также  требует  решения  в ближайшей перспективе. Отсутствие таких систем влияет на такие качества информации как полнота и оперативность.

2.2.  Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях        в интересах решения задач ОРД

 

Аналитическое исследование – это один из специальных элементов  информационно-аналитической работы оперативных подразделений.

Обратим внимание, что  извлечение из информационных источников новых знаний о лицах, осведомленных о противоправной деятельности, о фактах и событиях, имеющих отношение сфере и инфраструктуре аномальной среды, предполагает:

во-первых, поиск данных, имеющих отношение к контрольному перечню потребностей в информации оперативно-розыскного характера;

во-вторых, определение  круга источников, ее содержащих;

в-третьих, специфическую  интеллектуальную работу по изучению добытой информации в целях установления признаков и направлений противоправных деяний, лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, формулировки результатов этой работы для выработки адекватных оперативно-розыскных мероприятий.

Учитывая изложенное, процесс аналитического исследования следует понимать как планомерную, имеющую целевую направленность в соответствии с ходом оперативно-розыскного процесса, упорядоченную во времени и регламентированную законодательными и иными правовыми актами совокупность этапов добывания и последующего анализа при помощи определенных методик оперативных данных, зафиксированных на материальных носителях.

Основными составляющими аналитического исследования, как отмечалось выше, являются:

а) поиск сведений противоправного характера, содержащихся в конфиденциальных и открытых информационных источниках (дефиниция — “ поиск оперативно - розыскной информации ”);

б) последующий анализ собранной и систематизированной информации, разработка рекомендаций по ее реализации (дефиниция — “ аналитический поиск оперативно-розыскной информации ”);

Заметим, что предпосылку  обнаружения данных, интересующих орган, осуществляющий оперативно - розыскную деятельность, создает такое свойство противоправной информации, как контрастность на фоне анализируемого информационного поля. Достигается это соотнесением результатов аналитического поиска с контрольным перечнем потребностей в информации, на который ориентируется соответствующее оперативное подразделение.

Обратим внимание на то, что одним из путей аналитического поиска является построение и исследование математических моделей, отражающих закономерности поисковые процедур и позволяющих установить причинно-следственные отношения между условиями выполнения поиска и его результатами. При этом, аналитический поиск может осуществляться как по проблеме в целом (проблемный поиск), так и по конкретной противоправной ситуации (ситуативный поиск).

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов