Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Четвертый. Оперативные  подразделения должны получать интересующую информацию из соответствующих баз  данных в реальном масштабе времени.

3. Ведение учетно-регистрационной работы.

Содержание этой задачи можно определить как создание и  ведение электронных (компьютерных) учетов:

  • юридических фактов (возбуждение уголовных дел);
  • фактов регистрации дел оперативного учета;
  • лиц, сотрудничающих с оперативными органами на негласной основе;
  • оперативно-значимой информации (события, данные о лицах, подозреваемых в таможенных преступлениях, разыскиваемых товарах, транспортных средствах и предметах).

Реализация перечисленных  задач осуществляется путем принятия соответствующих руководящих решений, не требующих проведения специальных исследований. Вместе с тем, как показала практика, наиболее проблематичными для разрешения являются такие классические задачи, как сбор, хранение и обработка информации7

1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое       обеспечение ОРД

 

Отличительные особенности  таможенных правоотношений (в отличие  от регулируемых иными отраслями  права) в совокупности  с особенностями  составов таможенных преступлений определяют специфику оперативно-розыскной деятельности таможенных органов. Такая специфика проявляется в работе оперативных подразделений таможенных органов8 и оказывает определяющее  влияние на информационно-аналитическое обеспечение ОРД.

Опираясь на положения  УК РФ можно утверждать, что таможенные преступления, квалифицируемые по ст. 188, ст. 189, ст. 190, ст. 193, ст. 194 УК РФ, имеют специальные квалифицирующие признаки, направлены на особые объекты правоотношений, а также связаны с деятельностью особых субъектов.

На основании изложенного представляется целесообразным выявить особенности ОРД таможенных органов с целью их учета в информационно-аналитическом обеспечении ОРД.

Полагаем, что основной отличительной особенностью оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов в области борьбы с экономическими преступлениями по сравнению аналогичной работой, осуществляемой МВД России, ФСБ России, является, прежде всего то, что таможенные органы отталкиваются не от предположения о существовании угрозы, что характерно для органов безопасности и не от факта преступления (в наиболее общем случае), что характерно для органов внутренних дел. Таможенные органы работают на потоке товаров и транспортных средств (далее – товаропотоки), перемещаемых через таможенную границу РФ. Непосредственный объект таможенных правонарушений чаще всего – товары, следовательно, базы данных по таможенному оформлению и контролю, могут и должны становиться одним из источников информации для решения задач ОРД таможенных органов.

Соответственно, объектами  возможного оперативного интереса для таможенных органов становятся, прежде всего, участники таможенных правоотношений и лица, связанные с ними. Это обуславливает особенности сбора информации об оперативной обстановке, объектах возможного оперативного интереса, организации планирования ОРД и ОРМ.

Так, по нашему мнению, объектами  оперативного интереса оперативных  подразделений таможенных органов  будут, прежде всего, юридические лица:

отправители товаров;


получатели товаров;    т.н. участники ВЭД

контрактодержатели;

перевозчики;      т.н. объекты околотаможенной


таможенные брокеры;     инфраструктуры

склады временного хранения.

В отдельную или специальную  категорию возможных объектов оперативного интереса должны быть включены:

  • лица, участвующие в создании и движении криминальных финансовых, товарных потоков либо управляющие ими;
  • лица из числа сотрудников таможенных органов, соучаствующие в противоправных деяниях.

Таким образом, специфика  ОРД таможенных органов будет  заключаться в определении объектов противоправных посягательств, определении  объектов оперативной заинтересованности, а также особенностях криминальной среды.

Одновременно, специфика ОРД таможенных органов заключается в фактическом отсутствии заявительской информации о преступлениях в сфере таможенного дела. Восполнить данный пробел становится возможным за счет информационно-аналитического обеспечения ОРД, основанном на использовании информации из таможенных баз данных по таможенному оформлению и контролю.

1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов

 

С правовой точки зрения информационно-аналитическая деятельность выступает в двух качествах – как специфический вид оперативно-служебной деятельности таможенных органов и как деятельность в сфере обращения информации вообще. В этой связи правовую основу информационно-аналитической деятельности составляют:

– нормативно-правовые акты, регулирующие оперативно-служебную деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов (ТК России, ФЗ об ОРД, ведомственные нормативные документы);

– нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере информации, использования компьютерных программ и банков данных.

Правоохранительная деятельность таможенных органов и ее составная  часть – оперативно-розыскная  деятельность регулируется довольно большим  числом нормативно-правовых актов. В  этой связи необходимо изучить законодательно закрепленные понятия, определения и сформировать понятийный аппарат, позволяющий осуществить сопряжение терминологии, принятой в смежных областях.

 Конституция  Российской Федерации.

 Нормативно-правовое  регулирование информационно-аналитической деятельности имеет свое начало в конституционной норме. Конституция РФ, как основной закон государства, закладывает важнейшие принципы отношений между правоохранительными органами и гражданами в сфере борьбы с преступностью, основы деятельности правоохранительных органов, в том числе таможенных, а законы и подзаконные акты развивают и конкретизируют конституционные нормы.

Основным правоустанавливающим документом для деятельности таможенных органов является Таможенный кодекс.

 

Таможенный  кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)9

Согласно пп.7-9 статьи 6 ТК Таможенного союза, таможенные органы выполняют следующие основные задачи, относящиеся к правоохранительной деятельности:

- обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды, а также в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза - мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

- выявление, предупреждение  и пресечение административных  правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;

- обеспечение защиты  прав интеллектуальной собственности  на таможенной территории таможенного  союза в пределах своей компетенции.

Пункт 2 ст. 7 ТК ТС и ст.13 Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ

(ред. от 28.12.2010) "Об  оперативно-розыскной деятельности" 10 установлено, что таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, признаваемое … преступлением, производство по которому отнесено к ведению таможенных органов, исполнения запросов международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами.

Законы Российской Федерации.

Федеральный закон  от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об основах  государственного регулирования внешнеторговой деятельности"11 содержит ряд положений, важных как для организации правоохранительной деятельности таможенных органов в целом, так и для организации информационно-аналитической работы.

В частности, в ст.2 названного Закона дается понятие экономической  безопасности: Экономическая безопасность – состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов12  по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

 Из приведенной  формулировки видно, что при осуществлении информационно-аналитической деятельности в рамках выполнения таможенными органами функции обеспечения экономической безопасности, объектом анализа является экономика РФ, а предметом анализа – экономические интересы РФ во внешней торговле. Таким образом, при формировании перечня задач информационно-аналитической деятельности, а также при разработке нормативно-правовых документов, регламентирующих функции и задачи соответствующих подразделений таможенных органов, должны быть учтены положения Федерального Закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

 В ст. 47 «Информационное  обеспечение внешнеторговой деятельности»  указанного Закона дается перечень  сведений, относимых к внешнеторговой  информации. К информации, имеющей значение для осуществления правоохранительной деятельности, а также ее результатам, законодательно отнесены сведения:

– о российских и иностранных гражданах, осуществляющих внешнеторговую деятельность на российском рынке;

– о российских и иностранных гражданах, получивших квоты и лицензии;

– о российском и иностранном законодательстве в сфере внешнеторговой деятельности;

– о таможенной статистике Российской Федерации;

– о конъюнктуре на зарубежных рынках по основным товарным группам;

– о правонарушениях в сфере внешнеторговой деятельности;

– о перечне товаров, запрещенных для ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с ее территории.

  Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ13

Значение, роль и место  Уголовного кодекса в организации и ведении правоохранительной деятельности таможенных органов определяется через установление уголовной ответственности за преступления, дознание по которым обязаны проводить таможенные органы.

Перечень непосредственных объектов преступлений, данных в диспозициях статей 188, 189, 190, 193, 194 УК РФ, являются нормативной основой для формирования линий работы оперативно-розыскных подразделений таможенных органов.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 03.05.2011)14

Значение УПК РФ для  информационно-аналитического обеспечения  ОРД определяется в первую очередь  через положения, наделяющие таможенные органы правами органа дознания по соответствующим статьям УК РФ. В соответствии с п.5 ст. 151 УПК РФ таможенные органы наделены правом ведения предварительного расследования в форме дознания по следующим составам преступлений (ч.1 ст.188, ст. 190 и ст. 194 УК РФ). При этом таможенные органы в соответствии с п.3 ст. 157 УПК РФ производят неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 188 частями второй - четвертой, 189, 190, 193 УК РФ.

УПК РФ оказывает непосредственное влияние на организацию информационно-аналитического обеспечения ОРД и в части  системы сбора доказательств15.

Необходимо руководствоваться  положениями УПК РФ и в части  системы сбора доказательств.  Данные, полученные в ходе информационно-аналитической  деятельности, будучи надлежащим образом  документально зафиксированными и  оформленными, могут стать источниками доказательств в рамках уголовно-процессуальной деятельности. При этом следует иметь в виду, что только правильно оформленные результаты оперативно-розыскного мероприятия могут иметь уголовно-процессуальную значимость.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.95 г. №144-ФЗ

В Законе об ОРД имеется прямое указание на то, что «В… ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий  используются информационные системы…». Так, ст.10 данного закона устанавливает, что «органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них настоящим Федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета».

 Приведенные выдержки свидетельствуют  о том, что деятельность, связанная с информационной работой является составной частью процесса оперативно-розыскной деятельности. Соответственно, подразделения, в функции которых входит ведение информационной работы, входят в состав оперативно-розыскных органов и специфическими методами выполняют задачи оперативно-розыскной деятельности.

 Положения ст.11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» свидетельствуют о том, что:

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов