Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

 

на тему «Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов»

 

 

                                                             Выполнил:  

            

                                                    Проверил:_______________________

                                                  (инициалы, фамилия преподавателя)                                                      

                                                         _________________________________

                                                         Оценка: __________________________

                                                         Подпись__________________________

                                                         «___» ___________________2011г. 

                                                    

 

               

Люберцы

2011г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительный рост преступности в стране становится все большим препятствием на пути преобразований в жизни страны. Осуществление проводимых экономических реформ базируется на реализации внешнеэкономической деятельности. В то же время существует возможность быстрого обогащения на валютных махинациях, получения привилегированного положения среди участников внешнеэкономической деятельности, на разнице внутренних и мировых цен, что в значительной степени способствует росту преступности в таможенном деле.

В настоящее время выделяются следующие тенденции в действиях преступного мира в сфере таможенного дела: рост «беловоротничковой» преступности (использование возможностей обхода требований существующих законов); криминализация бизнеса (сращивание коммерческих структур с преступным миром); возрастание давления преступного мира на таможенные органы; переключение преступного мира на высокодоходные виды преступной деятельности (незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, культурными ценностями и др.); сращивание преступных организаций на территории Российской Федерации с международными преступными группировками.

По данным размещенным  на сайте ФТС России 1:

1. В 2010 году таможенными органами Российской Федерации возбуждено 4116 уголовных дел (в 2009 году - 5757).

В структуре таможенных преступлений более 90% в общем количестве возбужденных уголовных дел составила доля «Контрабанды» (в 2009 году - 87%). Возбуждено 3719 уголовных дел (в 2009 году – 5032). Предметами преступлений, чаще всего являлись:

·         наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества   –  950  уголовных дел;

·         средства наземного транспорта – 495 уголовных дел;

·         товары народного потребления – 485 уголовных дел;

·          лес и лесоматериалы – 437 уголовных  дел;

·          продукты питания – 173 уголовных  дел.

В связи с уклонением от уплаты таможенных платежей (статья 194 УК России) возбуждено 137 уголовных дел (в 2009 году – 257), удельный вес которых от общего числа возбужденных таможенными органами уголовных дел составил 3,3%.

По статье 193 УК России «Невозвращение из-за границы средств в иностранной  валюте» возбуждено 260 уголовных  дел (в 2009 году - 420).

Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через  таможенную границу Российской Федерации, составила 11 млрд. рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей – 672,5 млн. рублей. Не возвращено из-за границы средств  в иностранной валюте на общую сумму 84,8 млрд. рублей.

2. В 2010 году таможенными органами возбуждено 72701 дело об административных правонарушениях (в 2009 году - 89081 дело).

Из общего количества дел, возбужденных в 2010 году, 48% приходится на физических лиц;  45% - на юридических  лиц; 5% - на должностных лиц, 2% - неустановленных  лиц.

Предметами правонарушений чаще всего являлись валюта, текстильные  материалы и изделия, автотранспортные средства, электрические машины и оборудование, древесина и изделия из нее, продукты растительного происхождения.

Следует отметить, что оявляется огромное количество всё более изощренных способов и схем сокрытия от таможенного контроля, недобросовестными участниками ВЭД, товаров, использования подложных документов, тем самым увеличиваются и закрепляются их позиции и масштабы преступной деятельности наносящей экономический ущерб России.

В этих условиях резко  возрастает роль оперативно – розыскной деятельности таможенных органов, являющейся эффективным инструментом своевременного добывания упреждающей информации о негативных процессах и их участниках, несущих в себе угрозу экономической безопасности Российской Федерации.

Чтобы одержать победу в борьбе с преступным миром в области таможенного дела необходимо эффективно противодействовать противнику на основе целенаправленного, заблаговременного предвосхищения всех событий коммерческого, криминального и политического характера, основываясь на организации хорошо поставленной работы по анализу обстановки, складывающейся в зоне деятельности таможенного органа, и ее прогнозирования с целью пресечения возможных действий противника. Вопросы организации сбора и обобщения информации (среди них вопросы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов), выработки на этой основе рекомендаций для непосредственных исполнителей должны занимать центральное место в деятельности таможни.

Информационно-аналитическая деятельность в сфере борьбы с организованными формами преступной деятельности является составной частью процесса обеспечения государственной системы противодействия преступности в целом. Особая актуальность и важность аналитической работы правоохранительных органов для выявления объективной картины состояния преступности в государстве были особо отмечены В.В. Путиным: "Просил бы вас уделить внимание совместному с другими правоохранительными органами анализу состояния преступности, прогнозирования тенденций ее развития. Нам важно знать настоящую, объективную картину состояния преступности в государстве" 2.

Следует признать, что  существующая в настоящее время  в таможенной службе система информационно-аналитического обеспечения правоохранительных подразделений не позволяет успешно решать задачи по выявлению, предупреждению и пресечению противоправной деятельности. Отсутствует единый централизованный банк данных закрытой оперативно-значимой информации о событиях, фактах, лицах, организациях, чья деятельность несет в себе угрозу экономической безопасности страны.

При этом следует особо  отметить, что эта деятельность не всегда может быть подвергнута уголовно-правовой характеристике и, соответственно, не может быть квалифицирована как  уголовное либо административное правонарушение.

Остается низким уровень  координации и взаимодействия оперативно-аналитических  подразделений, что  негативно отражается на эффективности их деятельности и  соответствующих возможностях по сбору, накоплению, обработке и анализу  оперативно-розыскной информации.  

Необходимо принятие в срочном  порядке мер, способствующих координации  информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов.

Сказанное выше предопределило выбор темы и направления исследования.

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:

1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.

2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

3. Исследование информационных  систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Объектом исследования является деятельность таможенных органов, связанная с информационно-аналитическим обеспечением сферы борьбы с таможенными преступлениями.

Предметом исследования являются информационные ресурсы и аналитические методы, применяемые в таможенных органах, направленные на обеспечение экономической безопасности России и борьбе с таможенными преступлениями.

 

 

 

 

 

 

 

глава 1. правовые аспекты  и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

 

    1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов

 

Информационно-аналитическая  деятельность в таможенных органах  является важной составляющей общей  деятельности, обеспечивающей выполнение главных задач по борьбе с таможенными правонарушениями Для эффективной и слаженной работы таможенной системы необходимо полное, достоверное и оперативное информационное отражение и последующий анализ соответствующих процессов.

А.Я. Минин определяет информационно-аналитическую работу как исследовательско-познавательную функцию, осуществляемую специализированными подразделениями с помощью информационных технологий, системы организационных мероприятий и методических приемов при изучении явлений, представляющих оперативный интерес"3

Информационно-аналитическое обеспечение как один из основных элементов организации работы по борьбе с организованной преступностью, по мнению В.Г. Гриба, в целом сводится, во-первых, к информационно-поисковой работе, направленной на поддержку оперативно-розыскной деятельности, во-вторых, к аналитической работе, направленной на поддержку принятия стратегических решений в этой сфере и координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью4.

Спектр задач, возможных  для решения в рамках информационно-аналитической деятельности ОРД, достаточно широк. При этом выделяются следующие основные задачи:

1. Сбор и анализ  данных об оперативной обстановке, возможных объектах оперативного  интереса, признаках противоправных  деяний, отнесенных к области компетенции таможенных органов.

Содержание этой задачи можно определить как выявление в потоке информации, используемой для таможенных целей с привлечением иных специальных информационных ресурсов, аномальных признаков, могущих свидетельствовать о совершении таможенных преступлений, а также систематизацию информации о способах и схемах совершения правонарушений.

2. Осуществление информационной  поддержки ОРД. 

Содержание этой задачи можно определить как автоматизированное предоставление оперативному работнику по его запросу информации краткого справочного характера с возможностью документирования результата обработки запроса в виде юридически значимого документа.

Реализация данной задачи должна строиться на следующих принципах использования источников информации для аналитических исследований:

Первый.  Пользование  информационными ресурсами организуется в форме удаленного доступа.

Таким образом, для информационно-аналитического подразделения снимается необходимость  ручного ввода, перезаписи на промежуточные носители, пересылки по каналам связи больших объемов актуализированной информации5. Одновременно достигается положительный эффект за счет отсутствия временных задержек для актуализации информации, обслуживания баз данных, материальных затрат, связанных с необходимостью закупки собственных высокопроизводительных серверов, систем управления базами данных (далее – СУБД) и содержания технического персонала.

Второй. Информация из различных  источников для пользователя представляет собой единое информационное поле.

Таким образом, снимается  необходимость на каждом рабочем  месте устанавливать множество  программных продуктов. Разрабатывается  только один программный продукт, обеспечивающий связь пользователя с информационным источником. Базы данных в таком случае «живут» отдельно от программного продукта, изначально обеспечивавшего общение пользователя с данными, что в ряде случаев расширяет информационные возможности. Изначально разработчик программного продукта мог не предусмотреть ныне необходимых параметров поиска, сортировки, группировки, иных операций с данными, а также соответствующих экранных и бумажных форм вывода результатов работы.

Третий. Поступление информации по правоохранительным составляющим таможенной деятельности организуется посредством  единой специализированной системы.

При разработке такой  системы наряду с удовлетворением  интересов вышестоящих органов  необходимо учитывать интересы рядового пользователя – оперативного работника. В конечном итоге необходимо автоматизировать не процесс насыщения данными центрального аппарата ФТС России, а рутинные операции при составлении формализованных оперативно-служебных документов, одновременно стараясь создать универсальный электронный источник данных, полнота, достоверность и оперативность которого в состоянии удовлетворить информационные потребности всех категорий пользователей6. Система должна состоять из набора специализированных программ, разграниченных по сфере использования, правам доступа, степени конфиденциальности данных, но имеющих единое ядро в виде базы данных и программы управления процессами телекоммуникаций, авторизации.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов