Система таможенных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:54, реферат

Описание работы

В настоящее время в нашей стране происходят коренные изменения в экономике, но они касаются не только экономических отношений, возникающих внутри страны, но также влияют и на внешнеэкономические отношения. В связи с ослаблением государственного контроля над экономической деятельностью во внешнеторговой сфере существенно расширился круг предприятий, организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Довольно быстрым темпом растет ввоз в РФ и вывоз товаров из Российской Федерации. С расширением свободного посещения стран ближнего и дальнего зарубежья увеличился поток лиц, пересекающих границу РФ. Все эти факторы повышают роль и значение таможенных органов, так как именно их деятельность напрямую связана с обеспечением эффективного осуществления таможенных операций.

Содержание работы

Введение………………….…………………..........................................................3
Глава 1 Структура таможенной системы …………………………….……..…..4
1.1Структура таможенных органов РФ ………………………………………....5
Глава 2 Специализированные таможенные органы …………………………....8
2.1 Специализированные таможенные подразделения таможня……………....8
Заключение……………………………………………………………………….14
Список используемой литературы…………………………..………………….15

Файлы: 1 файл

ИТД.docx

— 39.43 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение.

Высшего профессионального  образования.

Владимирский Государственный  Университет имени Александра Григорьевича

и Николая  Григорьевича Столетовых.

Кафедра АП и ТД.

 

Реферат по теме:

Система таможенных органов  РФ.

 

 

 

 

 

 

                                                                 Выполнила студентка: ТМДк-311

                                                                                             Шутова Марина.

                                                                  Проверил: Зуйкин А.Г.

 

 

 

Владимир  2012

 

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение………………….…………………..........................................................3

Глава 1 Структура таможенной системы …………………………….……..…..4

1.1Структура таможенных органов РФ ………………………………………....5                                                                                                                  

Глава 2 Специализированные таможенные органы …………………………....8

2.1 Специализированные таможенные  подразделения таможня……………....8     

Заключение……………………………………………………………………….14

Список используемой литературы…………………………..………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

  В настоящее время  в нашей стране происходят  коренные изменения в экономике,  но они касаются не только  экономических отношений, возникающих  внутри страны, но также влияют  и на внешнеэкономические отношения.  В связи с ослаблением государственного  контроля над экономической деятельностью  во внешнеторговой сфере существенно  расширился круг предприятий,  организаций и отдельных предпринимателей, получивших право непосредственного  выхода на внешний рынок. Довольно  быстрым темпом растет ввоз  в РФ и вывоз товаров из  Российской Федерации. С расширением  свободного посещения стран ближнего  и дальнего зарубежья увеличился  поток лиц, пересекающих границу  РФ. Все эти факторы повышают  роль и значение таможенных  органов, так как именно их  деятельность напрямую связана  с обеспечением эффективного  осуществления таможенных операций. Актуальностью данной темы является, общественное представление о  системе таможенных органов   РФ, предмет работы ТКРФ, труды   ученых, научно-правовая литература, законодательные источники и  так далее. Цель работы комплексный  правовой анализ, для достижения  цели поставлены следующие задачи: изучить общие положения и  структуру таможенной системы  РФ, рассмотреть обязанности и  действия специализированных таможенных  подразделений и служб силового  обеспечения, разработать и обосновать  инновационные предложения по  усовершенствованию  таможенного  аппарата РФ.

Обратившись к истории  можно наткнуться на факторы вынуждающие  правительство тех далеких времен создать ведомство для контроля их границ. По мере роста оборота  товаров и услуг стала задача контроля за ввозом и вывозом товаров. В связи с этим стали устанавливаться  правила провоза товаров и  уплаты государственной казне таможенных пошлин и сборов с ввозимых и вывозимых  из него товаров. В свою очередь, установление контроля над провозом товаров потребовало  создания специальных государственных  учреждений — таможни. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом  в истории России, в котором  были разделы касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году, был принят Таможенный устав. В 1667 году — Новоторговый устав.  Впоследствии  с годами система  совершенствовалась и обретала все  больше обязанностей и ведомств, но даже в наше время система далека от совершенства, что и послужило  началом этой работы над освещением этой темы и изобличения некоторых  “лазеек”  и недочетов в таможенной системы нашего с вами времени.

I      СТРУКТУРА ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РФ.

  Здесь изображена, если  можно так сказать, схема иерархии  таможенных органов. Для начала  изучим ее чтобы понять взаимосвязь  от высших структур к подчиненным. 

Рис.1 Схема таможенной системы.

Изучив схему можно  понять незамысловатость управленческой структуры таможенных ведомств. ГТК  контролирует региональные таможенные органы, власть которых в свою очередь  распостроняется на местные таможенные посты. На деле же все не ограничивается банальной схемой и выглядит чуть сложнее.

 

 

 

 

 

 

 

1.1Структура таможенных органов РФ

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и  составляющие единую систему, в которую  входят:

      - ГТК РФ (ГТК РФ);

      - региональные  таможенные управления РФ;

      - таможни  РФ;

      - таможенные  посты РФ.

Таможенные органы РФ выполняют  следующие основные функции:

      - участвуют  в разработке таможенной политики  РФ и реализуют эту политику;

      - обеспечивают  соблюдение законодательства, контроль  за исполнением которого возложен  на таможенные органы РФ, принимают  меры по защите прав и интересов  граждан, предприятий, учреждений  и организаций при осуществлении  таможенного дела;

      - обеспечивают  в пределах своей компетенции  экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой  суверенитета РФ;

      - защищают  экономические интересы РФ;

      - применяют  средства таможенного регулирования  торгово-экономических отношений;

      - взимают  таможенные пошлины, налоги и  иные таможенные платежи;

      - участвуют  в разработке мер экономической  политики в отношении товаров,  перемещаемых через таможенную  границу РФ, реализуют эти меры;

      - обеспечивают  соблюдение разрешительного порядка  перемещения товаров и транспортных  средств через таможенную границу  РФ;

      - ведут  борьбу с контрабандой, нарушениями  таможенных правил и налогового  законодательства, относящегося к  товарам, перемещаемым через таможенную  границу РФ, пресекают незаконный  оборот через таможенную границу  РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического  и археологического достояния  народов РФ и зарубежных стран,  объектов интеллектуальной собственности,  видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

      - осуществляют  и совершенствуют таможенный  контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие  ускорению товарооборота через  таможенную границу РФ;

     - ведут таможенную  статистику внешней торговли  и специальную таможенную статистику  РФ;

     - ведут Товарную  номенклатуру внешнеэкономической  деятельности;

     - содействуют  развитию внешнеэкономических связей  республик в составе РФ, автономной  области, автономных округов,  краев, областей, городов Москвы  и Санкт-Петербурга, а также предприятий,  учреждений, организаций и граждан

     - содействуют  осуществлению мер по защите  государственной безопасности, общественного  порядка, нравственности населения,  жизни и здоровья человека, защите  животных и растений, охране окружающей  природной среды, защите интересов  российских потребителей ввозимых  товаров;

      - осуществляют  контроль за вывозом стратегических  и других жизненно важных для  интересов РФ материалов;

      - осуществляют  валютный контроль в пределах  своей компетенции;

      - обеспечивают  выполнение международных обязательств  РФ в части, касающейся таможенного  дела; участвуют в разработке  международных договоров РФ, затрагивающих  таможенное дело; осуществляют сотрудничество  с таможенными и иными компетентными  органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися  вопросами таможенного дела;

      - проводят  научно-исследовательские работы  и консультирование в области  таможенного дела; осуществляют  подготовку, переподготовку и повышение  квалификации специалистов в  этой области для государственных  органов, предприятий, учреждений  и организаций;

      - обеспечивают  в установленном порядке Президента  РФ и Правительство РФ, иные  государственные органы, предприятия,  учреждения, организации и граждан  информацией по таможенным вопросам;

      - реализуют  единую финансово-хозяйственную  политику, развивают материально-техническую  и социальную базу таможенных  органов, создают необходимые  условия труда для работников  этих органов.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является ГТК РФ (ГТК  РФ). Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению  Правительством РФ.

ГТК РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями, В своей деятельности ГТК РФ руководствуется  Конституцией РФ, ТК РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями  и распоряжениями Правительства  РФ. Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать  содействие таможенным органам РФ в  решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.ГТК  РФ непосредственно подчинены региональные таможенные управления, а так же специализированные таможни (напр. Центральная  энергетическая таможня, Шереметьевская таможня, Домодедовская таможня  и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ СИЛОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТАМОЖНИ.

2.1 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ  ОРГАНЫ.

  В таможенной системе Российской Федерации имеются специализированные таможенные органы, деятельность которых осуществляется в специфической области таможенного регулирования. Одним из таких специализированных органов является оперативная таможня. Оперативная таможня создана в целях реализации Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года,  необходимости усиления борьбы с таможенными правонарушениями. Структура оперативной таможни содействует наиболее эффективному осуществлению задач, возложенных на оперативную таможню. В структуру оперативной таможни входят: отдел по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями; отдел по борьбе с особо опасными видами контрабанды;  отдел по борьбе с контрабандой наркотиков; отдел таможенных расследований; отдел дознания; экспертно-криминалистический отдел; отдел исполнения постановлений по делам о нарушении таможенных правил; имеется отдел собственной безопасности. Начальник оперативной таможни является заместителем начальника РТУ. Как уже было сказано, таможенные органы Российской Федерации отнесены Таможенным кодексом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года к государственным органам. которым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории России. Такая деятельность таможенными органами может осуществляться исключительно в пределах их полномочий, установленных законодательными актами РФ о таможенном деле . Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях: а) выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство дознания, по которым отнесено к их компетенции, а также для выявления и установления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такие преступления; б) обеспечение собственной безопасности; в) исполнение поручений следователей, других органов дознания, указаний прокуроров и определений судов по уголовным делам, находящимся в их производстве; г) подготовке ответов на запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом; д.) подготовки ответов на запросы международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам . Таможенные органы в пределах своих полномочий вправе также выявлять и собирать данные, необходимые для принятия решений по вопросам: а) допуска к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности или к материалам, полученным в результате ее осуществления; в) установления или поддержания с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Правовую основу оперативно-розыскной деятельности таможенных органов составляют Конституций РФ , Таможенный кодекс , Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года , другие законодательные акты. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов осуществляется исключительно в пределах их полномочий. Должностные лица этих органов участвуют в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, к которым привлекаются должностные лица и специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными знаниями, и отдельные граждане с их согласия на гласной и негласной основе. Таможенные органы при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие мероприятия: опрос граждан, наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений; зданий, сооружений. участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных разговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; оперативный эксперимент, контролируемая поставка. Перечень этих мероприятий является исчерпывающим и может быть дополнен только федеральным законом . Таможенные органы при решении задач оперативно-розыскной деятельности имеют право: а) проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия. производить при их проведении изъятие предметов, а также прерывать предоставление услуг в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической и экологической безопасности России; б) устанавливать не безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие таможенным органам на конфиденциальной основе; в) использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору или устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий. учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц; г) использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, организаций, учреждений, подразделений, помещений и транспортных средств таможенных органов, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; д.) создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» . Для обеспечения собственной безопасности в структуре оперативной таможни предусматривается создание отдела собственной безопасности. Обеспечение собственной безопасности таможенных органов — это осуществление таможенным органами комплекса оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных действий и негативных явлений, дезорганизующих нормальную деятельность таможенных органов, их должностных лиц, а также таможенных лабораторий, научно-исследовательских учреждений, учебных заведений, вычислительных центров, предприятий и организации, подведомственных ГТК России. Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие собственную безопасность таможенных органов, проводятся таможенными органами в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года и исключительно в пределах их полномочий. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности в целях обеспечения собственной безопасности таможенные органы могут проводить оперативно-розыскные мероприятия лишь в пределах их перечня и в порядке, предусмотренном законодательными актами. Если оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, проводятся в целях обеспечения собственной безопасности таможенных органов при наличии согласия гражданина в письменной форме, то таможенные органы вправе их осуществлять без судебного решения . Нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий издает ГТК России в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ. Другим специализированны органом, входящим в таможенную систему Российской Федерации, является энергетическая таможня. Эта таможня создана для усиленного контроля за перемещением энергоресурсов. Энергетическая таможня подчинена непосредственно Государственному таможенному комитету РФ. Таможня выполняет следующие функции: производит таможенное оформление и осуществляет таможенный контроль сырой нефти, природного газа, продуктов их переработки и электроэнергии, перемещаемых через таможенную границу РФ трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, а также координирует и контролирует деятельность иных таможенных органов в части таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей . В оперативном подчинении таможни, в пределах ее компетенции находятся таможенные посты и отделы таможни Российской Федерации, осуществляющие таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей. Энергетическая таможня является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляется ГТК России. основными задачами таможни являются: а) реализация таможенной политики Российской Федерации; б) обеспечение соблюдения и единообразного применения на таможенной территории Российской Федерации в части перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; в) обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ; г) защита экономических интересов Российской Федерации . В соответствии с возложенными на таможню задачами, она выполняет следующие функции: осуществляет таможенный контроль и таможенное оформление энергоносителей; создает условия. способствующие ускорению их оборота через таможенную границу РФ; разрабатывает и вносит предложения по созданию в таможнях РФ, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей, отделов таможенного оформления энергоносителей, а также таможенных постов; разрабатывает и вносит для утверждения схемы организации таможенного оформления, фактического контроля, технологии перемещения через таможенную границу РФ энергоносителей; разрабатывает концепцию и обеспечивает внедрение и функционирование системы надежного фактического измерения объемов энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу РФ; вносит предложения по размещению таможенных лабораторий и координирует их деятельность в части контроля качества энергоносителей; обеспечивает оперативный обмен информацией в процессе контроля за вывозом и ввозом энергоносителей, устанавливает надежную связь с таможенными органами, осуществляющими контроль за указанными товарами, осуществляет контроль за соблюдением мер таможенно-тарифного регулирования, а также организует эффективное и единообразное их применение таможенными органами РФ, осуществляющими таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей . В функции энергетической таможни входит начисление и взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; обеспечивает соблюдение мер экономической политики в отношении энергоносителей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. Энергетическая таможня осуществляет валютный контроль в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации за поступлением валютной выручки от экспорта энергоносителей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением указанных товаров через таможенную границу РФ, организует контроль за правильностью определения и заявления таможенной стоимости данной группы товаров, осуществляет сбор информации из таможен Российской Федерации, производящих таможенное оформление энергоносителей, обрабатывает первичные данные, необходимые для ведения таможенной статистики внешней торговли РФ; содействует развитию внешнеэкономических связей предприятий, организаций, учреждений и других лиц, занимающихся вывозом и ввозом энергоносителей; содействует осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей; выдает в соответствии с нормативными актами ГТК России лицензии на осуществление деятельности в области таможенного дела, аннулирует или отзывает такие лицензии; осуществляет в установленном порядке оперативное взаимодействие с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств по вопросам таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей; обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенных вопросов, связанных с вывозом и ввозом энергоносителей; обеспечивает государственные органы, предприятия, организации и граждан информацией по таможенным вопросам, связанным с перемещением через таможенную границу Российской Федерации энергоносителей; обеспечивает своевременное и полное рассмотрение жалоб и обращений; принимает меры по устранению причин и условий, порождающих ущемление прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций и т.д. Для наиболее эффективного выполнения возложенных на энергетическую таможню задач, за последней закреплен ряд прав, включая право: получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, а также от должностных лиц и граждан документы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на таможню задач и осуществление ею своих функций; контролировать в пределах своей компетенции на таможенной территории РФ производственную и иную коммерческую деятельность, связанную с вывозом и ввозом энергоносителей и т.д. Таким образом мы видим, что энергетическая таможня обладает особой спецификой в осуществлении таможенного дела. Специфика проявляется в том, что энергетическая таможня контролирует пересечение сырья по энергоносителям. Деятельность данной таможни очень велика. Важность подчеркивается тем, что она подчинена непосредственно ГТК России, а также большим кругом прав, предоставляемых Энергетической таможне. Из всего сказанного можно сделать вывод, что и оперативная таможня и Энергетическая таможня созданы для наиболее эффективного осуществления таможенной политики РФ. Их деятельность направлена на поддержание безопасности страны. Создание специализированных таможен достигло своей цели. Во-первых, специализированные таможни обладают строго определенными полномочиями, что способствует наиболее эффективному осуществлению поставленных задач. Во-вторых, была снята нагрузка с таможен, осуществляющих основную деятельность по реализации таможенной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  Изучив эту работу  мы смогли понять, что такое  таможенный аппарат, какие функции  он исполняет, изучить особые  таможенные ведомства и тактику  их работы, проанализировать ситуацию  усовершенствования ФТС с помощью  инновационных методов. В общем  виде система таможенных органов  — это обусловленная функциональной  общностью, единством целей и  задач совокупность таможенных  органов. Она объединена функциональным  единством органов, имеющих общий  организационный центр ГТК РФ  и во взаимоотношениях друг  с другом характеризующихся соподчиненными. организационными связями, и в  целом составляет органически  взаимосвязанную, единую, относительно  обособленную группу звеньев  таможенных органов. К концу  своей работы хотелось бы написать  о том, что хотелось бы осветить  больше вопросов и проблем  касательно ФТС, так как уместить  все в тридцать листов довольно  проблематично. Делая этот реферат  я понял что любая система  далека от идеала, только до  тех пор, пока не появиться  централизованный орган управления, независимый от государства и  имеющий широкий диапазон полномочий  и юрисдикции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. http://www.customs.ru/ru/ - Официальный сайт федеральной таможенной службы России.

2. Таможенный кодекс российской  федерации. 28 мая 2003 года N 61-ФЗ ;

3. Учебники ГУ-ВШЭ Таможенное  дело.

    Автор: Покровская  Валентина Васильевна

    Издательство: Юрайт, 2011 г.

    ISBN: 978-5-9916-0963-0

4. Постановление правительства  российской федерации от 26 июля 2006 г. № 459         О федеральной таможенной службе.

5. http://www.internet-biblioteka.ru - сайт электронной библиотеки.

6. Таможенное дело: учебник

    Автор: Толкушкин  Александр Владимирович

    Издательство: Высшее  образование, 2009 г.

    ISBN: 978-5-9692-0489-8

7. Приказ ФТС России от 16 мая 2006 г. N 443 "О типовых    структурах   таможенных   органов   Российской   Федерации"

8.Общее положение о  региональном таможенном управлении  Российской Федерации // Собрание  законодательства Российской Федерации.  — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

9. Соглашением о займе  от 31.10.2003 № 4689-RU между Российской  Федерацией и Международным банком  реконструкции и развития

10. Общее положение о  региональном таможенном управлении  РФ // Собрание законодательства  РФ. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.

Информация о работе Система таможенных органов РФ