Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 10:35, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является выработка мер по повышению эффективности информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Основной задачей исследования является определение роли информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
Для достижения цели и основной задачи были проведены следующие этапы исследования:
1. Исследование задач и правового регулирование информационно – аналитического обеспечения оперативно – разыскной деятельности таможенных органов.
2. Исследование средств и методов выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
3. Исследование информационных систем в информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.
4. Исследование современных тенденций в развитии информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. правовые аспекты и содержание информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.1. Основные задачи и содержание информационно-аналитической обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 7
1.2. Специфика таможенных правоотношений, влияющая на информационно-аналитическое обеспечение ОРД 10
1.3. Основы нормативно-правового регулирования информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 13
Глава 2. Средства и методы выполнения задач информационно-аналитического обеспечения оперативных подразделений таможенных органов 24
2.1. Информационный ресурс обеспечения информационно-аналитической деятельности оперативных подразделений таможенных органов и его источники 24
2.2. Теоретические аспекты аналитического исследования. Применения информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД 40
2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов 50
Глава 3. Значение информационно-аналитической деятельности в оперативно-розыскных мероприятиях таможенных органов и тенденции развития 59
3.1. Роль информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности таможенных органов 59
3.2. Современные тенденции в развитии информационно-аналитического обеспечения ОРД таможенных органов 63
Заключение 69
Список использованных источников 74

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 435.50 Кб (Скачать файл)

Проблемный поиск предполагает максимально широкий охват информационных источников, имеющих отношение к цели поиска. Обычно указанный вид поисковой работы выполняется в начале исследования, когда необходимо осуществить сбор первичных данных, предположительно содержащих релевантную информацию. Затем проводится ситуативный поиск, который выполняется до тех пор, пока выдвинутая гипотеза противоправной деятельности не будет подтверждена или признана ошибочной.

Ситуативный поиск максимально  предметен и ориентирован на сбор фактической информации для последующей ее реализации в оперативно-розыскных мероприятиях.

Нередко процесс аналитического исследования сравнивают с задачей восстановления разобранной сложной мозаичной картины из груды осколков, когда специалист благодаря своему опыту обладает определенными навыками, знаниями и имеет некоторое представление о будущей картине. Он начинает с полной общей оценки “ остатков ”, затем берет раму и вставляет в нее стеклышки, которые, как он уже убедился на основе первоначальной оценки, могут быть расставлены только на свои определенные места. Получается картина, как бы предварительная, неполная, с пустыми местами. Затем берутся новые стеклышки, оцениваются как в отдельности, так и в совокупности, определяется приблизительное местоположение каждого стеклышка, и затем они вставляются в раму на предполагаемые места. Однако деятельность специалиста осложняется тем, что тот, кто разобрал картину, смешал в кучу и те стеклышки, которые не относятся к данной картине, чтобы таким образом затруднить, а подчас и сделать невозможным восстановление картины. При дальнейшем размещении стеклышек специалист неоднократно убеждается, что неправильно определил место какого-то стеклышка, и потому удаляет его, а заодно и другие связанные с ним стеклышки либо заменяет некоторые из них, дополняет другими и т. д. Так, постепенно, шаг за шагом, перед его глазами растет картина, все более отчетливыми становятся ее контуры. Чем меньше в ней пустых мест, тем больше приближается его догадка к действительности.

Разумеется, приведенное сравнение является определенной метафорой, отражающей мыслительный процесс аналитического работника при разработке моделей и выдвижении гипотез противоправной деятельности.

Не всегда поиск противоправной информации и синтез умозаключений можно сравнить с отдельными дополняющими стеклышками. В реальной разведывательно-поисковой работе аналитик должен представлять сложные дополняющие связи, видеть отношения, вытекающие из взаимосвязи и взаимообусловленности отдельных явлений. Первостепенное значение при этом имеют отношения причины и следствия между отдельными достоверными установленными фактами и обстоятельствами противоправных деяний, с одной стороны, и происшедшим в прошлом событием — с другой29.

Основными этапами процесса аналитического исследования являются:

- сбор информации;

- оценка данных;

- использование результатов  аналитического исследования.

Частично этап сбора  информации уже рассматривался при  детализации понятий априорного и апостериорного информационных ресурсов. Подчеркнем еще раз, что данный этап аналитического исследования сочетает комплекс заранее обдуманных гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий и аналитических методов, обеспечивающих обнаружение и исследование противоправной информации, с тем чтобы выявить ее отношение к конкретному перечню потребностей в информации, учреждаемого для данной оперативной службы, т. е. указывающей на предстоящие противоправное события; требующей безотлагательных оперативных действий либо сбора данных по противоправному факту; дополняющей имеющиеся сведения об объектах ОРД и их роли в скрытой противоправной деятельности; достаточной (фактической) для использования в судебном разбирательстве и т.п. Далее следует размещение добытых данных в оперативном подразделении.

 

Оценка данных.  После того как данные собранны, необходимо определить, в какой мере они полезны для оперативно-розыскной деятельности.

Этап оценки сведений включает в себя:

изучение содержания добытой информации с точки зрения ее достоверности и полноты документа-носителя, надежности источника;

определение потребности  в дальнейшей проработке полученной информации силами и (или) выяснение  необходимости ограничиться внесением  данных в информационные системы;

просмотр и изучение информации специальным субъектом-руководителем оперативного подразделения.

В этом смысле этап оценки направлен на получение такой  характеристики информации, как полезность.

В аналитическом исследовании значение полезности целесообразно оценить конкретной величиной, определяемой на основе следующих показателей: надежность источника информации (Н); достоверность данных (Д); полнота данных (П).

Оценочная часть аналитического процесса должна проводиться в ограниченное время, чтобы избежать старения информации, и ее маскировки большим объемом других первичных (“ сырых ”) сведений.

Завершающим этапом является использование результатов аналитического исследования.

Результаты оперативно-аналитического исследования в силу его разноплановости на начальном этапе обеспечивают широкий спектр содержания сведений, соответствующих контрольному перечню. Полученные данные пополняют информационный ресурс (картотеки, досье, автоматизированные информационные системы оперативно-розыскного назначения) как конкретного оперативно-розыскного подразделения, так и отраслевой информационный ресурс в целом. В связи с этим результаты аналитического исследования обеспечивают и эффективное осуществление информационно-аналитической работы вышеуказанных структур. Результаты последней, в свою очередь, позволяют информировать руководителей оперативных подразделений различного ранга и уровня о состоянии оперативной обстановки на объектах и территориях оперативного обслуживания.

Результаты оперативно-аналитического исследования используются и в сфере оперативно-розыскной деятельности по различным направлениям. В интересах раскрытия противоправных деяний практикуется заведение дел предварительной и последующей оперативных проверок.

Результаты аналитического исследования могут указывать и на наличие признаков противоправной деятельности конкретных лиц и их сообществ, что может подтверждаться материалами, позволяющими уже на этом этапе ставить вопрос перед органами следствия, должностными лицами, осуществляющими производство по таможенным правонарушениям. В этом случае составляется меморандум, содержащий результаты оперативно – аналитического исследования, который может представляться компетентным должностным лицам для разрешения вопроса об использовании этих сведений согласно ст. 11 Федерального Закона об ОРД, в частности для привлечения объекта, представляющего оперативный интерес, к ответственности, адекватной содеянному.

Вместе с тем последнее  направление реализации результатов  аналитического исследования является проблематичным, так как конечный продукт — это индикативные данные, ориентированные на контрольный перечень потребностей в информации и позволяющие лишь выявить противоправные действия, их конкретных представителей, тенденции развития противоправной ситуации, определить характер, признаки и условия противоправных проявлений. Таким образом, создается, как правило, предпосылка для дальнейшего развития оперативно-розыскного процесса и его перехода на стадию оперативной проверки.

 

Подводя итог сказанному по поводу аналитического исследования, следует признать, что данный аспект ОРД имеет важное значение для получения оперативно-розыскных данных и обеспечивает решение двуединой задачи:

во-первых, сведение воедино  и систематизацию сведений о лицах  и фактах, представляющих оперативный  интерес;

во-вторых, распознание  тайной маскируемой противоправной деятельности в результате целенаправленного мыслительного процесса, связанного с выдвижением гипотез и их последующей проверки, когда субъект ОРД добывает сведения, являющиеся основой для проведения предварительной оперативной проверки.

 

Рассмотрим применение информационных ресурсов в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД таможенных органов.

Известно, что задачи анализа в силу своей творческой сущности обычно рассматриваются как  более значимые по отношению к  задачам информационного обеспечения. Тем не менее, исходные данные для анализа создаются в ходе сбора и систематизации информации. Следовательно, рассматривая цикл обращения информации и получения на основе исходных данных нового знания, необходимо в первую очередь обратиться к вопросу создания полноценных информационных ресурсов30, а также средств пользования ими.

Процесс ресурсного обеспечения  информационно-аналитической деятельности, то есть создания необходимого для  анализа объема либо потока информации, в наиболее общем виде включает этапы, проиллюстрированные на рис.1:

Рис.1 Цикл обращения информации в аналитических исследованиях

Практика показывает, что вне зависимости от ведомственной  принадлежности, подходы к определению  и выбору источников информации варьируются  от тотальных и всеобъемлющих (законодательство, средства массовой информации31, органы государственной власти и управления, общественные и коммерческие организации, физические лица и еще более десятка позиций) до узкоспециальных (агентурная информация и информация специальных систем, создаваемых субъектами ОРД на основании Федерального закона об ОРД).

Основным для решения задач ОРД таможенных органов конечно же является такой специфический источник информации, как таможенные информационные ресурсы (базы данных).

Как было упомянуто выше в настоящее время в таможенных органах используется большое количество баз данных. Характерно, что все базы данных используются в информационно-аналитической деятельности либо на базе специально разработанных для оперативно-розыскных подразделений программных средств32, либо путем обращения к системам управления базами данных (СУБД).

В разделе 1.2. уже было отмечено, что наиболее значимыми информационными ресурсами для решения задач ОРД являются базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТД) и базы данных направленных товаров. Оперативные работники имеют возможность использовать названные базы данных своего таможенного органа, а при необходимости – обращаться к региональным и федеральным базам.

Кроме того применение информационных ресурсов для аналитических исследованиях сопряжено с такими проблемами, как:

  1. достоверность данных в информационных ресурсах;
  2. актуальность данных в информационных ресурсах.

Приведем пример, иллюстрирующий проблему достоверности информации в таможенных базах данных. Заявительский принцип по отношению к занятию внешнеторговой деятельностью, закрепленный законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 года, а также ряд положений Таможенного кодекса 1993 года, заложили основу того, что регистрационные данные участника таможенных правоотношений часто не соответствуют действительности. Соответственно, фирму, лицо, реально ей управляющее, а тем более имущество лица, найти оказывается проблематично. Проблема, порожденная с одной стороны стремлением определенного слоя предпринимателей выйти из поля зрения контролирующего органа, а с другой стороны слабостью системы государственного контроля, породили такое явление, как фирмы-однодневки.

Тем не менее, частично достоверный  информационный ресурс (например, базы данных ГТД) не только возможно, но и необходимо применять в аналитических исследованиях в интересах решения задач ОРД таможенных органов. Важно, что обнаружение аналитическим путем демаскирующих признаков фирмы-однодневки может стать ключом к дальнейшей работе по выявлению и пресечению преступной деятельности на канале контрабанды.

С учетом изложенного  представляется справедливым определить таможенные базы данных в качестве информационного ресурса для  информационно-аналитических исследований, проводимых в интересах решения задач ОРД таможенных органов.

Однако необходимо отметить, что развитие «электронных форм»  взаимодействия с таможенными и  иными правоохранительными и  контролирующими органами зарубежных стран способно существенно повысить качество и оперативность работы.

Приведем некоторые  примеры.

1) В ходе отработки  оперативной версии о возможных  путях незаконного вывоза ряда  товаров морским транспортом  было налажено взаимодействие  с OLAF (подразделение по борьбе с мошенничеством Европейского Союза). Обмен данными по электронной почте позволил сверить большой объем информации и быстро получить оперативно-значимую информацию по заходу и выгрузке контрабандных товаров с российских судов в иностранных портах.

2) В ходе сверки данных по декларированию и перечня ветеринарных сертификатов, выдаваемых «Ростест-Москва», были обнаружены признаки фальсификации сертификатов, выданных Агентством по инспектированию пищевых продуктов Канады (CFIA). По электронной почте в адрес B.C.Chandler,CFIA Fish Inspector были запрошены и оперативно получены копии реальных сертификатов, что позволило пресечь канал поступления недоброкачественной продукции.

Подводя итог изложенного  в данном разделе материала необходимо признать, что результативность аналитического исследования напрямую зависит от качества применяемых информационных ресурсов, их полноты, достоверности и оперативности. Следовательно, обеспечение информационно-аналитической деятельности необходимо  развивать, в том числе за счет создания новых информационных систем и внедрения современных информационных технологий в аналитический процесс.

 

2.3. Применение методов математического анализа в информационно-аналитическом обеспечении ОРД таможенных органов

 

Эффективность аналитических  исследований информационных ресурсов в рамках решения задач ОРД  таможенных органов определяется во многом от выбора метода построения и исследования математической модели.

Информация о работе Информационно-аналитическое обеспечение оперативных подразделений таможенных органов