Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

Цель Фонда социального страхования РФ - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

Рассмотрев сущность и особенности функционирования фонда социального страхования России, далее проведем анализ деятельности и проблем функционирования фонда социального страхования РФ.

 

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ

 

2.1. Анализ доходов и  расходов Фонда социального страхования  РФ

 

Система обязательного социального страхования, действующая на данный момент в России, охарактеризовывается следующими главными чертами:

    • имеются три внебюджетных федеральных социальных фонда: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФСС) и Обязательного медицинского страхования (ФОМС). Помимо этого, в каждом субъекте Российской Федерации существует территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
    • Эти фонды покрывают расходы, которые связаны с возникновением таких страховых случаев, как временная нетрудоспособность, достижение пенсионного возраста, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также потребность в медицинской помощи;
    • финансирование расходов, которые связаны с наступлением подобного страхового случая, как потеря работы, осуществляется из средств федерального бюджета (до 2001 г. - за счет средств внебюджетного Фонда занятости);
    • определение тарифных платежей в систему обязательного социального страхования – представляют собой исключительную прерогативу Федерального собрания - совершается ежегодно методом принятия специального закона;
    • до 2001 г. осуществление платежей в систему обязательного социального страхования обладали формой страховых платежей, главная часть которых была замещена Единым социальным налогом (ЕСН);
    • все платежи в систему обязательного социального страхования совершаются работодателем (до того как ввелся ЕСН работник осуществлял перевод 1% от своей заработной платы в ПФ);
    • управление социальными внебюджетными фондами, несмотря на участие в работе их правлений представителей профсоюзов и объединений работодателей, фактически исполняется Правительством Российской Федерации, а в касательстве ТФОМС - региональными администрациями.

Формирование страхового фонда происходит за счет привлечения установленных законодательством финансовых ресурсов, представляющих собой все источники денежных средств, аккумулируемых Фондом для формирования страхового фонда и страховых резервов для осуществления его деятельности.

Рассмотрим структуру доходов бюджета Фонда социального страхования РФ в соответствии с бюджетной классификацией в 2012 г. (рисунок 7).

В текущем году наблюдается продолжение увеличения поступлений страховых взносов в бюджет регионального отдела Фонда социального страхования Российской Федерации  по Удмуртской Республике. В такой степени, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлены в размере 755,7 % либо увеличены на 26,0 % по годовому плану, сравнивая 1 квартал прошлого года, то увеличение произошло на 11,7 %.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний были осуществлены в размере 146.1 млн. рублей либо увеличены на 23.6 % по годовому плану, сравнивая аналогичный период прошлого года, увеличение произошло на 12,5  млн. рублей либо возросло на 9,3 % 27.

Полнота сбора по первому виду страхования осуществлена 99,0 %, по второму – 88,5 %. Надлежит отметить, что увеличение потупленных страховых взносов в Фонд совершался на фоне снижения численности работающих. В ходе этого фонд оплаты труда, на который производились начисления страховых взносов, увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 2,7 млд. руб.

В целом доходы отделения за 2012 год  осуществлены в размере 1025,9 млн. рублей либо увеличены на 29,0 % по годовому плану. Сравнивая аналогичный период прошлого года, размер доходов возрос на 89,3 млн. рублей либо увеличился на  9,5 %.

Структура доходов ФСС за 2010―2012 гг. изображена на рисунке 8 (в млн. руб.). (см. Приложение № 8)  

Максимальный удельный вес в доходах Фонда социального страхования охватывают налоговые поступления и неналоговые поступления, в части страховых взносов. Опираясь на существующие данные о доходах, возможно, рассчитать темп роста и прироста по группе доходов в отдельности за 2010―2012 гг. (Приложение № 9)28.

Следовательно, максимальное увеличение наблюдается в группе налогов и страховых взносов , которое составило 115,7 %. Приток денежных средств из иных бюджетов в среднем возросло на 4,2 %.

Схема образования и применения финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ, функционирующая в данное время, показана в рисунок 9 (см. Приложение № 10) .

 

Расходы  бюджета по региональному отделению осуществлены в размере 1413,2 млн. рублей (23,8 % к годовому плану). Сравнивая 1 квартал 2012 года, то отток денежных средств повысился  на  13,4 %.

В структуре расходов главные затраты, как и ранее,  отводятся на оплату обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в отношении материнства – 78,4 %.

На оплату всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в касательстве с материнством потрачено  1107,0 млн. руб., это выше на 145,6 млн. руб. либо  на 15,1 % , чем за аналогичный период предыдущего года. Увеличение расходов произошло по всем видам пособий, помимо пособий по беременности и родам и единовременных пособий женщинам, которые встали на учет в ранние сроки беременности.

Структура расходов Фонда социального страхования за 2010―2012 гг. изображена на рисунке 10 (в млрд. руб.). (см. Приложение № 11)

Размер  заболеваемости в  1 квартале 2013 года , на 100 работающих в днях составил в размере 242,9 дня,   и на   17,1 % больше уровня в аналогичном периоде предыдущего года. Впервой вслед за трехлетним снижением  показатель снова начал подниматься.

Расходы на выплату пособий, которые связаны с материнством и детством, возросли на 4,8 %.

По иному виду обязательного социального страхования – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - расходы возросли на 13,5 %29. (см. Приложение № 12)

Следовательно, размер оттока денежных средств по показанным статьям увеличился в среднем на 12 %, исключая выплаты по временной нетрудоспособности.

По результатам заседания глава Минтруда России заявил, что «в 2012 году Пенсионный фонд России осуществил в полном размере все публичные обязательства и в целом его бюджет целом осуществлен на сумму 5,9 трлн. рублей, что составило 9,6 % к ВВП».

Максим Топилин также подметил: «ПФР как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование выполнил прогнозные показатели по сбору взносов». «В 2012 году страховые взносы на обязательное пенсионное страхование зачислилось в размере 3,03 трлн. рублей либо на 7,5 % больше, чем за 2011 год, – добавил он. – Следовательно, по годовому прогнозному плану поступлений выполнено на 110,2%».

В 2012 году количество пенсионеров, которые получили пенсию в Пенсионном фонде  Российской Федерации составило в размере 40,6 млн. человек.

«Среднегодовой рост трудовых пенсий в 2012 году находился в размере 110 % к величине 2011 года», –  как сообщил Министр30.

«Средний размер трудовой пенсии по старости возрос за 2012 год на 914 рублей, либо на 10,3 %, и на начало 2013 года находился в размере 9 790 рублей, – подчеркнул он. – В ходе этого среднегодовой размер трудовой пенсии по старости превзошел величину прожиточного минимума пенсионера в 1,9 раза».

«На 1 апреля этого года, благодаря индексациям, мы перешли рубеж в 10 тыс. рублей, – сказал Максим Топилин. –  На сегодняшний день величина трудовой пенсии по старости находится в размере 10,7 тыс. рублей».

Глава Минтруда России то же сообщил о предоставлении материнского капитала: «На 1 января 2012 года территориальными органами ПФР выдано более 4 млн. государственных сертификатов, из них в 2012 году – более 723 тысяч». Как заметил Министр, «в прошлом году расходы на предоставление материнского капитала  составили 212,4 млрд рублей», которые отнеслись на:

  • погашение главного долга и уплаты процентов по кредитам либо займам, содержа ипотечные, на покупку (строительства) жилого помещения – составило в размере 138,61  млрд. рублей;
  • усовершенствование жилищных условий без притягивания кредитных средств – составило в размере 72,35 млрд. рублей;
  • образование детей – составило в размере 1,36 млрд. рублей;
  • развитие накопительной части пенсии – составило в размере 101,1 млн. рублей;
  • предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала в 2012 году по решению суда совершены две выплаты в размере 24 тыс. рублей.

Вдобавок на заседании был рассмотрен вопрос об исполнении бюджета Фонда социального страхования России за 2012 год. «Как и ПФР, ФСС России в полном объеме снабдил реализацию положенных на него обязательств по социальному страхованию и всех государственных функций, делегированных фонду», - отметил Максим Топилин.

Бюджет ФСС России осуществлен по доходам в размере 630,8 млрд. рублей, либо 108,8 % к прогнозируемому общему объему доходов утвержденных законом и 112,9 % к уровню доходов  прошлого года.

Зачисленные в доход страховые взносы осуществлены в размере 81,8 млрд. рублей, что выше плановых на 14,4 %. По отношению к 2011 году зачисленные средства увеличились на 14,5 %.

Исполнение бюджета исполняется по двум видам страхования. 

По обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в касательства материнства доходы осуществились в размере 456,2 млрд. рублей и возросли на 15,1  % по отношению к прошлому году, расходы составили 369,3 млрд. рублей и 105,3 % к расходам 2011 года.

Увеличение доходов по данному виду страхования определен главным увеличением доходов от страховых взносов, на влияние которых оказывали следующие факторы31:

  • рост застрахованного фонда оплаты труда на 4,2 % сравнительно к запланированному в расчетах к закону;
  • усовершенствование администрирования страховых взносов, вследствие чего коэффициент сбора страховых взносов составил в размере 99,7 %.

 

 По предоставленному виду страхования отток денежных средств на осуществление публичных нормативных обязательств находился в размере 352,3 млрд. рублей.

На оплату пособий в отношении материнства были направлены в размере 205,4 млрд. рублей. Пособия проиндексированы в 2012 году на 6,5 %. В отношении к 2011 годы расходы на оплату данных пособий возросли на 10,8 %, на рост расходов так же  оказал воздействие рост рождаемости.

По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных  заболеваний доходы осуществлены в размере 83,2 млрд. рублей либо увеличины на 115,3 % к утвержденным законом.

Отчисленные в доходную часть страховые взносы составили в размере 81,8 млрд. рублей, что оказалось больше плана на 14,4%. По отношению к 2011 годом зачисления увеличились на 14,5 % .

Расходы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществлены в размере 65,8 млрд.  рублей, и реализованы к бюджету Фонда на 94,2 %32.

Осуществление не в полном объеме сформировалось за счет понижения количества несчастных случаев, на производстве и уменьшения величины их тяжести по сопоставлению с расчетными показателями.

Раньше отчеты ПФР и ФСС, подведомственных Минтруду России, были разобраны на заседаниях правления фондов.

Следовательно, делаем вывод о том что,  бюджет ФСС России осуществлен по доходам в размере 630,8 млрд. рублей, либо 108,8 % к общему прогнозному объему доходов, которые утверждены законом, которые составили в размере 112,9 % к уровню доходов  прошлого года.

Зачисленные в доход страховые взносы осуществились в размере 81,8 млрд. рублей, что выше плановых на 14,4 %. По отношению к 2011 годом рост потупленных средств составили 14,5 %.

Исполнение бюджета исполняется по двум видам страхования.

По обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в отношении материнства доходы осуществлены в размере 456,2 млрд. рублей и выросли на 15,1  % по отношению к  прошлому году, расходы осуществлены в размере 369,3 млрд.рублей и 105,3 % к расходам 2011 года.

Расходы  бюджета  реализованы на сумму 1413,2 млн. рублей (23,8 % на годовой план). По отношению к 2011 годом расходы возросли  на  13,4 %.

Основные затраты в структуре расходов, как и прежде,  отводятся на оплату обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в отношении материнства – 78,4 %.

Далее осуществим анализ системы социального страхования в РФ.

 

2.2. Анализ системы социального  страхования в РФ

Обязательным элементом общественного воспроизводства государства выдвигается страховой фонд, его экономическая природа устанавливается производственными отношениями, которые складываются по поводу производства и распределения, материальных благ. При помощи страхового фонда во многом разрешается объективно имеющееся противоречие среди человека и природы, а также обществом и природой.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования