Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

В основе финансового механизма Фонда лежит процесс формирования страхового фонда и страховых резервов. Именно на этом этапе закладываются основные принципы всей финансовой системы социального страхования. Специфика страхового механизма заключается в создании целевых денежных фондов для защиты имущественных интересов участников этих фондов. Всеобщий и государственно регулируемый характер внебюджетных фондов социального страхования привносит определенные особенности в их организацию и условия формирования. Внебюджетные социальные фонды являются, с одной стороны, обособленными звеньями системы финансов, а с другой - страховыми фондами.

Рассмотрим механизм распределения финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ.

Расходы бюджета Фонда - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций Фонда в соответствии с законодательными и другими нормативными и правовыми актами, регулирующими вопросы обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в России.

Расходование средств Фонда основано на методе распределения ущерба, который предполагает покрытие текущих расходов текущими доходами. Метод, основанный на накоплении, когда выплаты равны уплаченным страховым взносам, увеличенным на сумму инвестиционного дохода, или, наоборот, когда страховые взносы зависят от размера планируемых выплат с учетом дисконтирования, не применяется.

Основными источниками поступления финансовых ресурсов в бюджет Фонда социального страхования года являются налоговые доходы (79% в 2008 году, 66,5% доходов в 2012 году). При этом максимальный дефицит бюджета Фонда имел место в 2008 году (9214,9 млн.руб.) В 2009-2010гг. произошло сокращение дефицита бюджета Фонда за счет значительного сокращения расходов по статье «Санаторно-курортное оздоровление работников». Далее, проводимая в России с 2011 года налоговая реформа по снижению социальной нагрузки на налогоплательщиков (с 4% до 3,2% - в 2011 году и до 2,9% в 2012 году) привела к сокращению доли налоговых поступлений и росту дефицита бюджета Фонда социального страхования. Возросший дефицит бюджета фактически сделал его зависимым от дотаций из федерального бюджета. Начиная с 2011 г., федеральный бюджет стал ответственным (у него появились обязательства) за денежное обеспечение бюджетов социальных фондов.

Так в 2011 году Фонд недополучил доходов на сумму 16,5 млрд. руб., при этом, несмотря на рост объема плановых ассигнований на оздоровление детей застрахованных граждан с 11,57 млрд. р. в 2010 г. до 12,5 млрд. р. в 2011 г., численность детей, оздоровленных в 2011 г., была сокращена на 200 тыс. чел.

Кроме того, снижение ставки ЕСН в 2011 году, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ дало значительную экономию средств работодателя при одновременном снижении финансовых возможностей Фонда. В связи с этим с 2011 года предусмотрено распределение ответственности по обеспечению выплат пособий, по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) между работодателем и Фондом. За первые два дня временной нетрудоспособности пособие выплачивается за счет средств работодателя.

В 2011 году через ЕСН в Фонд от работодателей поступил 131,6 млрд. руб., при этом затраты Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам составили 106,7 млрд. руб. По оценкам экспертов при введении оплаты первых двух дней нетрудоспособности за счет работодателей последним пришлось расходовать больше средств (33,5 млрд. руб.) по сравнению с выпадающими доходами Фонда, поскольку экономия за счет снижении отчислений в Фонд составила 14,6 млрд. руб. в год, что равнозначно повышению налога на фонд заработной платы приблизительно на один процентный пункт. Фактически, это обозначает отказ от заявленного курса на уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда и, по сути, дезавуирует поставленные решения о снижении ЕСН.

В 2012 году на оплату всех видов пособий потрачено сумма в размере 122,1 млрд. руб., либо 90,7% всех налоговых поступлений. Одни только расходы на оплату пособий, которые зависят от размера заработной платы застрахованного (пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам) составили в размере 72,7% всех налоговых поступлений.

Следовательно, мы пришли к выводу, что введение налогового механизма формирования финансовых ресурсов взамен страховых взносов и консолидация страховых средств в бюджете фактически имеет антирыночную направленность, поскольку ведет к ликвидации социального страхования и возврату к системе социального обеспечения по усмотрению государственной власти, поскольку фонды являются не полноценными распорядителями страховых средств, а получателями бюджетных средств.

При этом снижение ставки ЕСН на деле представляет сокращение программ развития социального страхования, что нелогично для государства, в котором провозглашено в качестве государственной задачи становление социально ориентированной рыночной экономики.

Таким образом, расходы Фонда социального страхования являются функционально неоднородными: группа страховых расходов реализуется с учетом принципов страхования, группа расходов на «квазистрахование» представляет собой социальную помощь работающему населению, группа полустраховых расходов сочетает в себе как страховые, так и нестраховые признаки, а прочие расходы вообще выходят за рамки социального страхования, как по своему целевому назначению, так и по способам формирования финансовых источников их финансирования.

 Действительно страховыми расходами являются только расходы на ОССНСП, поскольку формирование ресурсной базы происходит за счет страховых взносов и используется на цели социального страхования: компенсацию утраты трудоспособности, профилактические мероприятия, реабилитацию, предупредительные меры, и организовано на основе страхового принципа эквивалентности вносов и выплат.

Остальные расходы, отнесенные к группе «страховые расходы» осуществляются на цели социального страхования и рассчитываются исходя из уровня заработной платы и трудового стажа работника, однако формирование средств на данные цели изначально происходит за счет налоговых платежей работников. Совмещение в деятельности Фонда функционально смешанных направлений деятельности (страхования и оказания социальной помощи) образовывает установленные трудности на предприятии его деятельности как страховщика.

Я предлагаю данную проблему решать путем разделения ответственности по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования между работниками и работодателями и увязки личного вклада застрахованного с размером социальных выплат, которые поддаются расчету на основе данных о страховом тарифе, размере заработка, страхового стажа и величины страховых взносов. К таким выплатам относятся пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию, пособие по беременности и родам, а так же пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом должна быть создана такая финансово устойчивая система, которая бы обеспечила работающим гражданам России необходимую защиту от действия социальных рисков, связанных с утратой заработка, и в то же время была нацелена на снижение налогового бремени на работодателей.

Таким образом, мы можем обратиться к схеме предложенных изменений в механизме формирования и применения финансовых ресурсов Фонда социального страхования РФ при реализации принципа личной ответственности работников в финансировании социального страхования в счет оплаты страховых взносов (см. Приложение № 14).

При таком подходе единый социальный налог работодателя (страхователя) от фонда оплаты труда, относимый в последствие на издержки производства (для предприятий материальной сферы) и на расходы (для организаций бюджетной сферы) автоматически снижается за счет уменьшения налоговой нагрузки на предпринимателя (страхователя) на тот взнос, который уплачивает наемный работник напрямую из заработной платы. Снижение налоговой нагрузки должно привести к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования, реконструкции или расширения производства. Это благоприятным образом отразится на экономической ситуации в стране.

При этом за счет взносов работодателей целесообразно сохранить финансирование остальных выплат «нестрахового» характера, находящихся в компетенции Фонда социального страхования, но только для работающих граждан, а также увеличение финансирования путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей и оздоровление детей. Это позволило бы решить существующую в настоящий момент проблему неравенства возможностей пользования соответствующими социальными услугами для разных категорий страхователей и работающих граждан. Так, расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников установлены только для определенных категорий граждан, перенесших заболевания в соответствии с установленным перечнем и нуждающихся в постгоспитальной реабилитации. Для других категорий работающих граждан условия получения ими и их детьми льготных путевок в санатории, санаторные и оздоровительные лагеря не являются четко определенными и зависят от финансовых возможностей страхователей.

Финансирование же гарантий неработающему населению должно осуществляться не за счет социального налога, который напрямую зависит от фонда оплаты труда. Базой этого исчисления должен быть подоходный налог, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, либо все вместе взятое.

Функции Фонда социального страхования в части оплаты расходов, условно отнесенных нами к группе «прочие», не соответствующие страховой природе социального страхования ни по своему целевому назначению, ни по способу организации механизма их формирования и расходования, по нашему мнению, следует вынести за рамки компетенции Фонда и передать органам социальной защиты населения.

Завершая написание второй главы диссертационного исследования, сделаем вывод о том что,  бюджет ФСС России исполнен по доходам в размере 630,8 млрд. рублей, либо 108,8 % к прогнозному общему объему доходов, которые утверждены законом и составили 112,9 % к величине доходов  предыдущего года.

Зачисленные в доход страховые взносы осуществлены в размере 81,8 млрд. рублей, что выше плановых на 14,4 %. По отношению к 2011 годом поступления возросли на 14,5 %. Исполнение бюджета осуществляется по двум видам страхования. По обязательному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы составили 456,2 млрд рублей и увеличились на 15,1  % по сравнению с прошлым годом, расходы составили 369,3 млрд.рублей и 105,3 % к расходам 2011 года. Расходы  бюджета  выполнены в сумме 1413,2 млн. рублей (23,8 % к годовому плану). По сравнению с 2011 годом расходы увеличились  на  13,4 %.

В структуре расходов существенные затраты, как и ранее,  доводятся на оплату по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в отношении материнства составляют 78,4 %.

В соответствии с новыми правилами порядок социальных страховых выплат поменялся: сейчас они зачисляются напрямую из ФСС. Из-за отдельных особенностей новой системы множество специалистов ждут наступления отрицательных последствий.

Согласно постановления Правительства РФ от 21 апреля 2011 года № 294 (в редакции от 20.12.2011 г. № 1054) утверждены Положения, в которых ясно установлены правила и особенности выплат страхового обеспечения в 2012 и 2013 годах. Формы нужных документов утверждены приказами ФСС России от 17 июня 2011 года № 195 и № 196.

На первый взгляд, для сотрудников организаций ничего не поменяется. Как и раньше, для выплаты пособия они должны предоставлять в бухгалтерию листок нетрудоспособности, но теперь к нему надо прилаживать заявление (Приказ ФСС РФ от 17.06.2011 г. № 195), указывающее реквизиты счета в банке, куда надлежит переводить денежные средства. В соответствии с положением, бухгалтерия передает данную информацию в Фонд не позднее пяти дней после получения, а ФСС, в свой черед, принимает решение о начислении пособия и переводе денег (за вычетом НДФЛ). Осуществить данное необходимо в течении 15 дней с момента регистрации документов.

За период действия новейшей системы осуществление выплат пособий за счет фонда, с 1 июля 2011 года по 28 июня 2012 года граждане получили в размере 1,2 млн. всех видов пособий на общую сумму около 7 млрд. рублей, из них по временной нетрудоспособности составило 766 тысяч, в размере около 3 млрд. рублей.

Если в организации налажена сдача цифровой отчетности, в ФСС можно и не ходить. Подобные страхователи вместо заявления и документов при наличии более 50 работников обладают потенциалом представлять в соцстрах реестр в электронном виде.

Новый порядок предусматривает гарантию получения денег в полном объеме, который не зависит от финансового положения организации. То есть, если работодатель ссылается на недостаток средств, арестованы счета, или вовсе «все пропало», сотрудник в любом случае получит положенные ему по закону деньги. В ходе этого строгий контроль документов со стороны социальных служащих разрешит избежать оплаты фальшивых больничных листков.

Данную информацию о пилотном проекте имеется возможным увидеть на сайтах региональных отделений ФСС, где прописан алгоритм взаимодействия для получателя пособия, работодателя и филиала и предоставлен перечень документов, которые предоставляются в Фонд для назначения выплат на бумажном носителе.

В 2012 г. обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение и бесплатным проездом к месту лечения и обратно осуществлялось в рамках набора социальных услуг Фондом социального страхования Российской Федерации и 22 субъектами Российской Федерации (полномочия Российской Федерации переданы на основании соответствующих соглашений, утвержденных распоряжениями Правительства Российской Федерации).

В 2012 г. обязательства перед пригородными пассажирскими компаниями, осуществлявшими перевозку льготных категорий пассажиров, исполнены Минтрудом России полностью.

За 2012 г. пригородным пассажирским транспортом осуществлено свыше 80 млн. перевозок льготных категорий пассажиров.

В целом в 2012 г. с учетом дополнительного финансирования на обеспечение граждан из числа получателей набора социальных услуг санаторно-курортным лечением и проездом к месту лечения и обратно выделено 5,16 млрд. рублей (4,51 млрд. рублей - на санаторно-курортное лечение, 0,65 млрд. рублей - на проезд).

Распределение годового объема финансирования по данным видам расходов составило:

Фонду социального страхования Российской Федерации - 2,91 млрд. рублей; 22 субъектам Российской Федерации - 2,25 млрд. рублей.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления оказывается содействие гражданам, заключившим социальный контракт, в виде предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, социальных услуг, других мер государственной поддержки.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования