Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Персонифицированный учет граждан, подлежащих страхованию, способствует предупреждению случаев выплаты страхового возмещения разными фондами по одним и тем же основаниям одному субъекту, более того, способствует адресности систему социальной защиты в общем.

Помимо того, страховщик обязан гарантировать социальную защиту и защиту прав, сохранность средств застрахованных лиц, что требует большей детализации отчетных данных по движению страховых средств, совершенствования отчетности по обоснованию дифференцированных региональных тарифов страховых взносов, организации эффективного контроля качества услуг социального страхования.

Внедрение системы уплаты страховых взносов работающими гражданами предполагает укрепление страховых принципов в системе социального страхования и заинтересованность каждого отдельного трудящегося в обеспечении финансовой устойчивости этой системы.

Уплата работником страхового взноса предоставляет ему право требовать возмещения при наступлении соответствующего страхового случая. Реализация страхового принципа в системе страхования создает у застрахованных реальное чувство ограниченности ресурсов государства по реализации многих социальных программ. Данное чувство развивает понимание того, что для получения социальных выплат или услуг первоначально необходимо формирование финансовых ресурсов для их предоставления.

Реализация вышеописанных мер призвана повысить уровень сбалансированности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ, однако способна повлечь и некоторые иные позитивные социально-экономические последствий краткосрочного и долгосрочного характера:

  • формирование предпосылок для снижения налоговой нагрузки на ФОТ с условием роста объемов средств на социальное страхование, повышение финансовой стабильности в системе социального страхования;
  • активизация принципа личной ответственности работника в отношении собственного финансового положения при наступлении страхового случая и формирование предпосылок для развития самоуправления и увеличения значения самих субъектов социального страхования в управлении его ресурсами;
  • повышение доходности бюджета Фонда социального страхования, для поддержания существующего уровня государственных гарантий застрахованным лицам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, повышению размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, а также предотвращения снижения размеров иных социальных пособий;
  • стимулирование интереса работника к управлению и контролю за использованием средств социального страхования, как прямого участника системы его финансирования;

Осуществление перечисленных направлений внедрения реформ обязательного социального страхования сделает его одним из главных макроэкономических механизмов развития и регулирования социально-экономических процессов, позволит построить систему социального страхования, основанную на принципах рыночной экономики.

По нашему мнению, основой новой модели социального страхования, учитывающей принципы рыночной экономики, должны стать следующие положения:

  1. определение роли, прав и обязанностей основных субъектов страхования – государства, работодателей, страховых организаций и работников;
  2. построение основных видов социального страхования как самостоятельных отдельных систем социальной защиты;
  3. установление минимальных норм социальной защиты по случаю утраты трудоспособности; круга субъектов, подлежащих обязательному социальному страхованию; механизма назначения пособия, оказания иных видов социальной помощи;
  4. установление основных источников финансирования фондов социального страхования, обоснование социально-справедливой модели распределения финансовой нагрузки между участниками отношений по страхованию, достижение социального паритета и консенсуса по участию всех заинтересованных сторон;
  5. определение состава и структуры органов страхования, их функций, прав и полномочий, ответственности, условий и субъектов правопреемства, гарантов финансово-правовой стабильности и надежности социальной защиты.

Далее перейдем к рассмотрению способов достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования.

 

 

3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

 

Кардинальное реформирование социального страхования в стране было в значительной мере осуществлено в 90-х годах ушедшего столетия. В этот период законодательным путем создана по существу новая система обязательного социального страхования Российской Федерации, которая охватывает все основные социальные страховые риски, известные в мировой практике33.

Тем не менее, эта система имеет ряд недостатков и проблем. Результаты видно по размерам пенсий, на которые прожить пенсионерам едва удается. К сожалению, ранее бесплатная медицина стала условно бесплатной, так как её финансирование со стороны государственных органов стало недостаточным. Медицинские учреждения не могут обновить свое оборудование.

Еще на первоначальном этапе реформирования новой системы были допущены некоторые отступления от страховых принципов. Это проявилось в исключении из сферы социального страхования безработицы, наличии ряда нестраховых выплат, замене страховых взносов отчислениями по единому социальному налогу, отсутствии в должной мере присущей социальному страхованию солидарной ответственности, упразднении введенного ранее элемента участия работников в формировании средств социального страхования. Итогом стал постоянно растущий дефицит финансовых ресурсов социального страхования и их нерациональное и не целевое использование.

Действующая в России схема организации социального страхования остается полностью государственной. Социальное страхование организовано по принципу функционирования вертикали органов исполнительной власти, непосредственно подчиняющихся Правительству РФ, которое несет исключительную ответственность за компенсацию социальных рисков. В то время как рыночный механизм хозяйствования предполагает наличие системы социального страхования, построенной на строго страховой основе и паритетного участия сторон социального партнерства - работодателей - профсоюзов - государства в распределении ответственности за действие тех или иных социальных рисков.

В работе выделены следующие направления формирования института социального страхования:

  • Структура выплат по социальному страхованию должна быть усовершенствована.  В частности, в Европе  платятся страховые взносы в разные фонды. В результате, когда гражданину нужна будет помощь она будет оказана за счет тех средств, которые были перечислены в фонд ;
  • Пересмотр системы социальной помощи в виде пособий.  Следует пересмотреть пособия по безработице, пособие по уходу за ребенком. Что касается пособия по безработице, которое платится девять месяцев. Первые пять месяцев  сумма ежемесячного пособия должна быть больше, чем ежемесячная сумма пособия за последние четыре месяца.  Такая система выплаты пособий  стимулирует безработного на поиск работы, на самообразование. Если платить пособие  одинокое по размеру, это не будет стимулировать на поиск работы.;
  • В связи с тем, что сейчас многие граждане вынуждены сами себе организовывать рабочее место, потому  что наблюдается дефицит рабочих мест, предприниматели должны иметь право отчислять  определенные денежные суммы в фонд социального страхования. Таким образом, они себе обеспечат социальное обеспечение в пенсионном возрасте;
  • законодательное закрепление государственной собственности на средства социального страхования, автономности фондов, их бюджетов, сложившейся системы управления и организационной структуры;
  • модернизация системы социального страхования с целью повышения стабильности.  Для того, чтобы этого добиться, нужно, чтобы в этом процессе участвовали работодатель, работник и государство. Работник  также может иметь право отчислять дополнительные суммы в фонд социального страхования;
  • создание надлежащей правовой базы социального страхования с учетом необходимости координации, взаимной увязки, совершенствования существующих и введения новых видов социального страхования, включая самострахование.

Как было уже сказано, пенсионная система, которая очень долго работала без сбоев на основе солидарности поколений, сейчас начинает их давать.  Это означает, что даже сами представители власти не знают, какой будет средний  размер пенсии для поколения, которое сейчас работает и платит взносы в социальный фонд,  эти денежные средства идут на содержание пенсионеров. Опасность состоит в том, что вероятность того, что пенсия будет небольшой, довольно высока. Уже сейчас можно увидеть эту тенденцию. Проблема состоит в том, что сейчас можно наблюдать явление под названием «Демографический кризис» и «Старение населения». Это означает, что в ближайшем будущем молодых трудоспособных граждан будет еще меньше, следовательно, размер пенсии может стать меньше. В европейских странах, Израиле уже давно есть система  двух пенсий. Работодатель  и работник отчисляют денежные суммы в фонд социального страхования, это является основой государственной пенсии. А по желанию гражданин еще может отчислять деньги в негосударственные социальные фонды. Таким образом,  у гражданина есть уже две пенсии. Именно такая экономическая мера и позволяет гражданам содержать себя в пенсионном возрасте.

 Такую систему можно ввести  и в России. Для самих граждан  такая система уже не является  чем-то необычным34. Большинство наших граждан на пенсии вынуждены работать, потому что размер пенсии очень мал. Работающие пенсионеры создают проблемы в трудоустройстве молодежи, занимают рабочие места, а молодежь вынуждена уезжать в поисках места работы. Поэтому лучше всего, чтобы граждане создавали себе дополнительный пенсионный фонд, и им не придется работать в старости.

В мировой практике осуществления разгосударствления апробированы способы реализации частичной приватизации, носящие временный и обратимый характер. Тем не менее, при этом государственные средства сберегаются, а процессы перехода к рынку не тормозятся. Эти способы разработаны в рамках концепций установления отношений партнерства государственных и частных организаций. Как правило, ученые говорят о предикативном страховании как «public/private mix» (PPM). В нашем исследовании предлагается рассмотреть другое направление развития социального страхования, осуществляемое через «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

При организации «ГЧП» органы государственной власти (в нашем случае Фонд социального страхования РФ) не отказываются от своих полномочий, а под своим контролем и за плату временно передают право на их частичное исполнение негосударственным структурам как лицензированным государством. Речь идет о концессионных договорах.

Сам термин «концессия» происходит от латинского «concessio», означающего «разрешение», а также обозначающего уступку, послабление, скидку, соглашение. Тот же смысл в английском слове «concession». Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1907-1909 годов издания) так раскрывает это понятие: «Концессия - уступка, дозволение, данное со стороны правительственной власти на устройство частного предприятия в области интересов и дел, имеющих общественное значение».

Рассмотрим концессионные соглашения о временном исполнении ряда функций публично-правового страховщика по отношению к отдельному предприятию страхователя или их группе (территориально-отраслевому объединению) на примере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, осуществляемого Фондом социального страхования РФ.

В настоящее время в России действует концессионное законодательство, принятое относительно недавно, но до логического конца оно так и не доведено. В действующем законодательстве определен перечень недвижимого имущества, позиции которого могут выступать в роли объектов концессионного соглашения. На наш взгляд, указанный перечень не является исчерпывающим и требует доработки. Тем не менее, после принятия Федерального Закона «О концессионных соглашениях» политика расширенного применения концессионного метода партнерства государства и частного страхового бизнеса обрела опору и сделала логичной его распространение на сферу решения социальных проблем.

Попробуем рассмотреть доводы «за» и «против» расширенного применения этого подхода осуществления институциональной реформы в социальном страховании профессиональных рисков.

Отдача в аренду и под управление государственного имущества – весьма широкая практика во многих странах мира, хотя начала она осуществляться в развитой форме только в 1990-х годах XX века. Сейчас она приобрела глобальный размах: эта практика реализуется и в развитых, и в развивающихся странах все более широко. Применяют ее достаточно часто и на постсоветском пространстве (в Украине, в Киргизии, Белоруссии). Обычно концессию используют для более эффективного управления государственным имуществом в стратегически важных отраслях социально-экономической инфраструктуры: на железнодорожном, автодорожном транспорте, в трубопроводном транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве, в электроэнергетике (магистральные сети), в отраслях горной промышленности35.

В нашем исследовании рассматривается возможность разрешения со стороны государства органам Фонда социального страхования производить временную уступку своих законных прав на оказание социальных услуг по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Общим в концессионных взаимоотношениях государства и частного концессионера являются специфические обстоятельства партнерства: ярко выраженная политическая озабоченность успешностью сотрудничества в аспекте приоритетности общественных интересов.

Сформулируем современное определение понятия концессии, находящееся в русле нашей темы. В этих целях будем опираться на то понимание термина, которое дано в Законе Украины «О концессиях» (1999 года). Тогда отвечающее нашим потребностям определение могло бы выглядеть так: Концессия в обязательном социальном страховании - временная и платная уступка уполномоченной финансово-кредитной организацией при Правительстве Российской Федерации части своих прав и обязанностей по обязательному социальному страхованию граждан и членов их семей иным страховым организациям, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности последних, при условии наличия соответствующих государственных лицензий на страховую деятельность и принятии на себя страховую деятельность и принятии на себя возможного предпринимательского риска.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования