Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Так как создать быстро много рабочих мест невозможно, государство предлагает безработным, многодетным семьям открыть свой бизнес. На этот бизнес выделяются денежные средства. Это может быть как дотация, так и льготный кредит. Такой поддержкой уже воспользовались малоимущие многодетные семьи. Если семья живет в селе, она может открыть небольшое фермерское хозяйство, выращивать овощи и фрукты, содержать животноводческую ферму. Все работающие в таком проекте, считаются официально работающими и могут отчислять денежные средства в фонд социального страхования. А если такое хозяйство расширилось, увеличило обороты  и начинает создавать новые рабочие места( что собственно государству и нужно),то эти хозяйства начинают поощряться различной государственной поддержкой. Вначале государство может выделить на такую поддержки семьи 30-35 тысяч рублей, а в дальнейшем государственная поддержка может даже усилиться, особенно , если создается предприятие  в отрасли,  развитие которое приветствуется государством. Как правило, это область сельского хозяйства. Предлагая такие программы, государство одновременно решает несколько проблем: поддерживает сельхозпроизводителей и заботится о продуктовой безопасности страны, дает возможности для развития села, у которого есть огромный потенциал.

 Будущее государства- не большие немобильные государственные предприятия, а малый  бизнес. Намного лучше иметь много малых предприятий с хорошим результатом работы чем несколько больших убыточных  государственных предприятий. Сейчас не только государство осознало, что есть огромные перспективы для развития малого бизнеса, это поняли и граждане, и если грамотно усовершенствовать законодательную базу по малому бизнесу, дать ему возможность развиваться, предоставить налоговые льготы, то в будущем это даст хороший результат. Страховая система будет более стабильной. 

По сути, стабильность страховой системы зависит от работы предприятий. Если продукция, которую производит большое предприятие, устарела или не пользуется спросом, предприятие может остановиться надолго, а содержание безработных - это огромная проблема. Малое предприятие может быстро переориентироваться на производство другой продукции или усовершенствовать старую.

Сейчас государство должно пойти малому бизнесу навстречу, снять непомерный налоговый гнет, уменьшить количество проверок, упростить процедуру регистрации предприятия. Чем больше рабочих мест создадут сами себе граждане, тем меньше рабочих мест нужно создавать государству, тем меньше денежных средств будет идти на содержание безработных. Сэкономленные деньги можно потратить на увеличение пособий по материнству. Данная мера повысит рождаемость и Россия сможет выйти из демографического кризиса.

Необходимо разработать законопроект об оказании территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации бесплатной юридической помощи застрахованным лицам.

В целях совершенствования тарифной политики в области обязательного социального страхования необходимо разработать проекты федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах, предусматривающих установление:

- порядка  получения органами контроля за уплатой страховых взносов информации, составляющей банковскую тайну;  оснований и условий предоставления плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также уточнения порядка исчисления и уплаты страховых взносов;

- уголовной  ответственности за уклонение  физических лиц и организаций  от уплаты страховых взносов  в государственные внебюджетные  фонды.

Проанализировав деятельность и проблемы функционирования фонда социального страхования РФ, теперь разработаем перспективы развития и направления совершенствования деятельности фонда социального страхования РФ.

У системы социального страхования на сегодняшний день много проблем: есть проблемы с отраслью здравоохранения, пенсионного обеспечения. В первую очередь следует сказать, что эти отрасли финансируются гражданами, другое дело, что один размер взноса делает работодатель, другой размер взноса делает работник. А если обе стороны желают скрывать доходы и не давать их в казну, то финансировать пенсионное обеспечение и вообще социальную отрасль  становится проблематично. Другое дело, что непомерный налоговый  гнет заставляет идти работника и работодателя на нарушения системы. В таком случае нужно пересматривать размер вносимых страховых сумм, чтобы социальное страхование было доступно каждому, и работодатель нанимал работников легально.

Учреждения, которые занимаются социальным страхованием, являются полностью государственными. Социальное страхование- это дело государственной важности. Другое дело, что денежные средства, которые сейчас перечисляются в этот фонд, должны расходовать экономно и рационально. Если речь идет о медицинской сфере, и поликлинике или больнице нужно новое оборудование, то нужно проводить тендер и выбирать наиболее выгодного поставщика. Тоже самое касается медикаментов.

Действительность на сегодняшний день такова, что в России государство обладает, распоряжается и напрямую управлять страховыми фондами. Руководители внебюджетных фондов назначаются и освобождаются от должности решениями правительственных органов; главные нормативные акты разрабатываются в недрах государственных структур. Бюджеты и существенные бюджетные параметры предоставленных фондов утверждаются высшими органами законодательной власти. Это все веско доказывает то, что социальное страхование у нас - практически целиком «государственный» социальный институт. Нужно отметить, что в структурах управления внебюджетных фондов есть такой орган, как правление, где включаются представители работодателей, профсоюзов и других органов. Но на сегодняшний день это представительство обладает совещательным и рекомендательным характером, существенные решения все равно принимаются на уровне государственных органов.

Страховые активы государство может распределять по другому, только потому что оно распоряжается этими денежными средствами. Деньги могут потрачены на финансирование экономических и инвестиционных программ. В таком случае, государство, если оно вынуждено привлекать эти денежные средства, должно платить гражданам за пользование этими ресурсами. Таким образом, должен быть оговорен процент, на который каждый год будет увеличиваться сумма страховых взносов.

Несбалансированность объема имеющихся финансовых ресурсов и государственных обязательств. В 2001 г. в соответствии с Налоговым кодексом (ч. 2, гл. 24) произошла замена страховых взносов работодателей в социальные внебюджетные фонды на ЕСН, что противоречит сущности социального страхования. Налоговые поступления могут быть потрачены как угодно и совершенно необязательно, что деньги пойдут на обустройство социальной сферы. А плательщики взноса или ЕСН должны иметь гарантию того, что им будет в дальнейшем бесплатно оказана социальная помощь, будет гарантирован нормальный размер пенсии, позволяющий на нее жить.

Высокая ставка ЕСН (35,6%) не решила проблемы дефицита средств социального страхования для финансирования установленных государственных гарантий, а сохраняющаяся тенденция несбалансированности доходов и расходов стала причиной устойчивого сокращения ранее принятых обязательств страховщиков перед застрахованными гражданами. Наоборот, это только усугубило ситуацию. Работодатели стали стремиться брать на работу неофициально, зарплата стала платиться в конвертах. В конечном счете, это привело к тому, что сейчас неофициально работающие граждане  могут не иметь право на бесплатное оказание социальной помощи и  им не может быть гарантирована выплата пенсии. Решить эту проблему можно только одним путем: в таком случае граждане сами должны за себя платить страховые взносы, именно страховые взносы, а не налоги.

Тенденция дефицита бюджетов фондов обозначилась уже с 2002 г. Это можно было заметить по маленьким пенсиям, которые не росли, индексировались с опозданием, а потом начали сворачиваться программы по хорошему медицинскому обслуживанию, по предоставлению возможности отдыха и лечения в санатории, бесплатно стало возможно только долечиться, с 2002 г. начались проблемы с выплатами пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам, их небольшой размер не увеличивался несмотря на стремительны й рост цен., с 2003 г. в бюджете уже не запланированы расходы на лечение сирот, с 2005 г. первые два дня нетрудоспособности стали оплачиваться за счет работодателей [5].

Сейчас везде говорят о нехватке денежных средств для финансирования социальных учреждений. Ситуация действительно сложная, количество денежных средств ограничено. В связи с этим нужно определить  сферы, куда будут направляться деньги с фонда социального страхования. Количество этих сфер должно быть строго ограничено. Итак, с этого фонда должны  оплачиваться пенсии, финансироваться медицинские учреждения, а услуги должны оказываться гражданам бесплатно. Ни на какие другие цели деньги идти не должны. На финансирование инвестиционных проектов деньги должны браться с другого фонда.

 Самая  главная проблема состоит в  том, что граждане даже не осознают, что они тоже должны сами  себе финансировать будущее. Рыночная экономика- это стихия, которая естественно непредсказуема. Может случиться  что угодно с определенными отраслями промышленности, в экономике может быть как спад, так и подъем. Следовательно, платежеспособность государства зависит от этой обстановки. Чтобы быть спокойными за свое будущее, граждане сами себя должны финансировать. Чтобы это стало возможно, нужно увеличить размер заработной платы, так как сейчас низкая заработная  плата не  позволяет это делать.

Следовательно, проблемы фонда социального страхования- это только вершина айсберга. Проблемы экономики  и управления финансами в стране привели к таким плачевным результатам. Начинать решение проблем социальных фондов нужно начинать с проблем в промышленности, поднимать её, повышать  конкурентоспособность предприятий.

Когда это будет сделано и заработает экономика, уже можно использовать для дополнительного социального страхования негосударственные пенсионные фонды. Это означает, что гражданин должен в обязательном порядке вносить средства в государственный пенсионный фонд, а если он хочет иметь дополнительную пенсию, то может делать взносы  добровольно в негосударственный пенсионный фонд.

Таким образом, существующая система социального страхования в России все еще не соответствует требованиям социально-ориентированной рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ.

3.1. Факторы, оказывающие  влияние на функционирование  финансового механизма Фонда  социального страхования

Глобальные изменения в российской экономике, касающиеся,  в первую очередь, внедрения рыночных принципов хозяйствования и свободы экономических отношений в негосударственном секторе, озвучили достаточно интересный на сегодняшний день вопрос, который касается изменения системы управления, а также финансового обеспечения системы социального страхования. Озвученная проблема касается не только частных и определённых видов социального страхования, но и возможности рассмотрения их как единой системы, а также формирования единообразных подходов к рекомендуемым преобразованиям в данной системе.

В общем, реформирование актуально для системы социального страхования России по причине имеющихся в ней проблем, таких которые очень чётко отмечены на рис. 3.1.

Рис.3.1 – Основные проблемы в российской системе социального страхования

Преобразование системы социального страхования предполагает реформирование в части гарантированности защиты граждан от многообразных жизненных и общественных рисков, возложения на институт социального страхования функций публично-правового характера, одновременно обеспечиваемых использованием демократических принципов работы.

Формирование системы социального страхования представляется масштабной государственной задачей, реализация которой нуждается в поиске правовых, организационных, экономических форм и механизмов, которые позволяют осуществлять исполнение основных принципов социального страхования и организовывать надежную и эффективную социальную защиту населения, включая:

  1. солидарную ответственность страхователей и застрахованных лиц в части обеспечения последним социальных гарантий защиты;
  2. личную ответственность работников за реализацию собственных прав в качестве застрахованных (наличие длительного страхового стажа, ответственное отношение к собственному здоровья и состоянию трудоспособности);
  3. ответственность государства за качество нормативной правовой базы социального страхования и обеспечение социальных гарантий прав работников в части защиты от наступления профессиональных и социальных рисков.

Для реализации вышеперечисленных принципов на законодательном уровне требуется организация выполнения задач, которые перечислены ниже:

    1. создание собственной правовой базы для функционирования социального страхования, ограниченной конкретными законодательными рамками, что предотвратило бы смешивание соответствующей нормативной базы с нормативными основами регулирования отношений в области личного страхования и предоставления социальной помощи.
    2. разграничение функций и компетенции в части управления и организации системы социального страхования и ее видов между главными социальными субъектами:  государством, работниками и работодателями, -которые в данной системе выполняет роли государственных уполномоченных органов, застрахованных лиц и страхователей соответственно;
    3. выработка механизмов участия всех субъектов системы обязательного социального страхования через своих представителей на началах паритета в организации его функционирования;
    4. установление форм, уровней и механизмов осуществления социальных гарантий, предоставляемых в рамках всех видов социального страхования;
    5. установление четких функций основных институтов социального страхования, предусматривающих все допустимые виды страховых случаев и управление их деятельностью в целях эффективного использования  доступных форм и видов защиты;
    6. выработка финансовых механизмов социального страхования, основанных на возложении на субъекты страхования основной нагрузки, которая бы учитывала политику заработной платы и доходов, концепцию налоговой политики, принятую в России, а также выделение и определение границ финансовой системы обязательного социального страхования от бюджетов всех уровней;
    7. определение инструментов и инфраструктуры управления социальным страхованием, включающей модели актуарных расчетов, определение положения актуарных центров, страховых организаций и контрольных органов,  формирование информационной базы.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования