Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Система выплат, производимых посредством средств Фонда социального страхования (ФСС) Российской Федерации, оказывает значительную роль в вопросах материального обеспечения человека в период временной нетрудоспособности, в поддержке его жизни и здоровья, решая вопросы материнства и детства, что придает данной системе самую наивысшую социально-экономическую и политическую ценность. От качества и объема данных выплат находится в зависимости величина социальных гарантий государства. Тем не менее, в результате принятых в последние годы законодательных и нормативных актов деятельность ФСС престала соответствовать множествам страховым принципам, которые были положены в основу его функционирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИИ 12
1.1. Цели, задачи, функции и источники формирования фонда 12
1.2. Место и роль Фонда социального страхования РФ в системе государственных внебюджетных фондов и финансовой системе РФ 33
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОБЛЕМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 49
2.1. Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования РФ 49
2.2. Анализ системы социального страхования в РФ 57
2.3. Выявление проблем функционирования ФСС РФ 64
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ 81
3.1. Факторы, оказывающие влияние на функционирование финансового механизма Фонда социального страхования 81
3.2. Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 120

Файлы: 1 файл

Готовая работа_окончат. (1).doc

— 617.00 Кб (Скачать файл)

Определив, что понимается под социальными страховыми рисками, и какие из них, на наш взгляд, должны покрываться социальным страхованием, рассмотрим, как различные авторы определяют понятие «социальное страхование».

Ряд авторов под социальным страхованием понимают различные виды обеспечения, осуществляемые за счет средств обязательных страховых взносов.

Д.Ю. Федотов под социальным страхованием понимает «совокупность особых, замкнутых перераспределительных отношений между всеми гражданами страны по поводу формирования за счет денежных взносов целевых страховых социальных фондов, предназначенных для финансирования мероприятий социальной защиты населения». На наш взгляд, в данном определении автор поставил знак равенства между такими понятиями как социальное страхование и социальная защита, что некорректно, так как социальное страхование является лишь одной из форм социальной защиты населения.

Социальное страхование, по мнению Н.А. Лупей, можно определить как способ реализации конституционного права гражданина на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности или отсутствия таковой от рождения, потери кормильца, безработицы. На наш взгляд, в данном определении рассматриваются только социальные риски, которые принимает на себя социальное страхование, вопрос же об источниках финансирования данной формы социальной защиты населения не раскрыт.

Субъектами обязательного социального страхования представляются участники надлежащих правоотношений. Российское законодательство к субъектам обязательного социального страхования относит застрахованных лиц, страхователей и страховщиков . Помимо этого, согласно абз. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 № 200-ФЗ)  субъектами обязательного социального страхования могут являться также другие органы, граждане и организации, которые определяются согласно федеральному закону об определенных видах обязательного социального страхования. Тем не менее, в данное время функционирующие федеральные законы подобного не предусматривают7.

Основой образования отношений по обязательному социальному страхованию, как и трудовых, представляется как сложный юридический состав, главное место в котором захватывает трудовой договор, а началом его прекращения выдаются те же юридические факты, с которыми законодатель связывает прекращение трудового правоотношения. Несмотря на общие основы возникновения и прекращения данных отношений, отношения по обязательному социальному страхованию , будучи близко связано с трудовыми, в то же время располагают установленным уровнем самостоятельности. В ходе этого отношения по обязательному социальному страхованию, которые входят в предмет трудового права, надлежит отграничивать от отношений, которые возникают на основании таких юридических фактов как отражение надлежащего страхового случая, который указывается в федеральном законе, влекущего право застрахованного на материальное обеспечение в последовательности обязательного социального страхования, подобные отношения необходимо отнести к предмету права социального обеспечения8.

В нем достаточно полно отражается механизм организации социального страхования, однако, не учтена роль государства как субъекта социального страхования.

В экономических публикациях, законах и нормативно-правовых актах применяется ряд терминов и понятий, которые относятся к системе социальной защиты населения: социальная поддержка, социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение, социальный риск и пр. Тем не менее, в экономической литературе и в функционирующем законодательстве не имеется четкого разграничения сути данных понятий, не приведен единый порядок их применения.

Множество научных публикациях, а также в энциклопедии и словари имеют разнообразные определения понятия «социальная защита», которые подчас противоречат друг другу. Одна группа авторов (Гонтмахер Е., Трубин В., Римашевская Н.) определяют социальную защиту в целом в особенности комплекса стратегий, программ, функций государства, которые осуществляются обществом в целях исполнения социальных прав и гарантий граждан на случай экономических и социальных бедствий. Иные как: (Починок А., Роик В.) определение «социальная защита» конкретизируют в применении к работающим гражданам как совокупность социальных, экономических и юридических гарантий, которые направлены на сохранность здоровья и жизни трудящихся в период трудовой деятельности, в том числе на уровне, нужном для нормального воспроизводства и формирования рабочей силы. Имеется и такая точка зрения (Юдин В.), согласно которой социальная защита анализируется как деятельность государства по снабжению формирования личности.

Следовательно, приводящиеся в справочной, научной, энциклопедической литературе, а также в функционируемом российском законодательстве определения понятия «социальная защита» не разрешает ясно установить экономическую суть и формы её реализации, а тем более обозначить в ней место и роль социального страхования.

Отталкиваясь от главных характеристик социального страхования, в экономической литературе выделяются три главные функции социального страхования: гарантийная, экономическая и регламентирующая9.

Гарантийная функция подразделяется на воспроизводственную (обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов), компенсирующую (возмещение ущерба утраты трудоспособности и здоровья с помощью материального возмещения заработка, а также оплата дополнительных услуг, связанных с лечением и реабилитацией), защитную (поддержание сложившегося материального уровня застрахованного при наступлении страхового случая, обеспечение устойчивого и эффективного функционирования индивида и общества в условиях меняющейся внутренней и внешней среды, предупреждение роста маргинального слоя населения, снижение криминогенных напряжений в стране) и профилактическую (предупреждение неблагоприятных последствий рисковых ситуаций) подфункции. При помощи социального страхования снабжается защита трудовых прав функционирующих граждан, доставляются главные социальные гарантии населению в сфере трудовых доходов. Подобные положения разрешили утверждать о том, что социальное страхование в границах гарантийной функции снабжает в обусловленном уровне социальную безопасность общества.

Задачи социального страхования охватывают не только выплату компенсаций за утраченный трудовой доход, но и образование правовых и экономических условий , которые стимулируют застрахованных граждан тревожиться о своем здоровье, возвращаться к трудовой деятельности после наступления страхового случая, который определял бы такой размер выплаты социального страхования, который не содействовал бы формированию иждивенчества. С иной стороны, социальное страхование обязано усиливать интерес работодателей в образовании безопасных условий труда, в проведении профилактических, предупредительных мероприятий для уменьшения травматизма на производстве, уровне профессиональной и общей заболеваемости. Для этого обязаны существовать лояльные системы скидок и надбавок страховых тарифов. Помимо того, ставки платежей по социальному страхованию обязаны стимулировать к законной оплате труда, образовывать удобные условия для формирования бизнеса.

Экономическая функция состоит из аккумулирующей (концентрация финансовых ресурсов для финансирования оказываемых социальных услуг за счет сбора страховых взносов и формирования самостоятельных страховых фондов), инвестиционной (обеспечение накопления страховых фондов методом приобретения инвестиционного дохода от вложений не постоянно свободных денежных средств в государственные ценные бумаги, акции организаций , банковские ценные бумаги и иные финансовые инструменты), перераспределительной (деление материальной ответственности за социальные риски среди всех субъектов страхования) и стимулирующей (с одной стороны, создание стимула для возвращения работника к трудовой деятельности после наступления страхового случая, повышения заинтересованности работодателей в создании безопасных условий труда, с другой стороны, создание условий для развития экономики) подфункции10.

Регламентирующая функция - согласование интересов социальных субъектов путем разработки и координации специальных социальных программ, направленных на совершенствование социальной защиты населения. Она обеспечивает решение вопросов, связанных с определением круга лиц, подлежащих социальной защите, уровня финансовой нагрузки на каждого субъекта страхования, уровня социальной защиты, участия в управлении социальным страхованием.

Основу для классификации форм социального страхования представляет собой характер их инициализации. Страхование по любому из видов социального риска может быть создано на добровольных основах, или нести обязательный характер, если государство законодательно обяжет конкретные группы населения страховать себя либо третьих лиц от определенного социального риска. Следовательно, различие обязательной и добровольной формы социального страхования в том, что одна регулируется законом, а прочая имеет договорные отношения.

Добровольное и обязательное социальное страхование, в свой очеред, обладают соответствующей организационной структурой. Добровольное социальное страхование структурировано по производственному либо территориально-производственному принципу, когда сбором страховых взносов и исполнением страховых выплат захватываются частные страховые организации либо государственные организации, которые входят в структуру органов власти. Обязательное социальное страхование обычно организовано по территориальному либо территориально-отраслевому принципу, когда управление им осуществляется через отделения внебюджетных фондов либо государственных учреждений.

За счет организации социального страхования , общество получило возможность реализовывать компенсации социальных рисков путем перераспределения части национального дохода среди отдельных группами населения в автономном от иных перераспределительных процессов режиме с учетом меры социального риска и размеров трудового участия каждого члена общества в формировании национального дохода.

Фонд социального страхования является специализированным кредитно-финансовым учреждением, назначение которого является управление финансами социального страхования.

Фонды социального страхования обладают государственным характером, его главные задачи:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • принятие участия в системе разработки и осуществления государственных программ охраны здоровья населения;
  • реализация мер, которые обеспечивают финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по сборам и увеличению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с схожими фондами11.

Осуществление оплаты пособий осуществляется:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию12.

Осуществление обязательных страховых взносов осуществляется:

  • работодателями;
  • гражданами;
  • прочими платежами;
  • финансированием из средств государственного бюджета.

Целью Фонда социального страхования РФ представляется в финансировании выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.

Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ предназначаются страховые взносы организаций и предприятий любой формы собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы физических и юридических лиц и др.

Фонд социального страхования РФ представляет собой второй по объему аккумулируемых финансовых ресурсов в след за Пенсионным фондом РФ.

Для исполнения Фондом социального страхования своих надлежащих функций, в нем обязаны быть сконцентрированы такие объемы финансовых ресурсов, которые были бы достаточны для осуществления видов выплат, которые предусматриваются законодательством страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но данный объем ресурсов не должен превышаться, так как в ином случаи его накопление станет излишней тягой  для работодателя — плательщиков взносов. Что приводит к увеличению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию13 (Приложение № 3).

Для снабжения финансовой стабильности Фонда нужно верно установить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также величину страхового тарифа, который устанавливается в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование надлежит определять с применением актуарных расчетов. Актуарными расчетами являются системы математических и статистических закономерностей, которые регламентируют взаимоотношения среди страховщика и страхователя.

Методология актуарных расчетов основывается с применением теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Сложность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые поданному тарифу страховые взносы представляются источниками ресурсов, которые применяются на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Ясно, что речь идет о разных страховых случаях, возможность которых устанавливается разными причинами.

Ситуация имеет сложность и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Тем не менее, сам факт присутствия у Фонда средств на подобные цели социального страхования свидетельствует об преимуществе над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет неизменный источник формирования.

Информация о работе Направления достижения рационального функционирования финансового механизма Фонда социального страхования