Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Одним из важных звеньев в реализации принципов открытой экономики является создание свободных экономических зон. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций. Помимо привлечения иностранного капитала, задействуемого для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон увязывают с тремя основными задачами:

- стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;

-  рост занятости;

-  превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, полюса роста национального хозяйства.

Важной причиной образования свободных  экономических зон является то, что часто страна не желает полностью открывать свою экономику для притока иностранного капитала или всеобъемлюще особый инвестиционный климат и поэтому использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны.

Актуальность выбранной  темы исследования предопределена самим  процессом развития особых экономических зон   зарубежных стран.

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;

- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

- изучить мировой опыт регулирования деятельности особых экономических зон.

Объектом исследования курсовой работы являются свободные  экономические зоны США и Китая.

Предметом курсовой работы является  налогообложения в свободных  экономических зонах США и  Китая.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Теоретической основой написания работы послужили информационные интернет-ресурсы, а так же учебная литература.

Глава 1. Теоретические  аспекты свободных экономических  зон

1.1 Сущность свободных  экономических зон

Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердились единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ). Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 года. В ней говорилось, что под свободной экономической зоной следует понимать часть территории государства, на которой ввезенные товары обычно рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю.  В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно-импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом.

История создания СЭЗ  знает два концептуальных подхода  – территориальный и функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным  режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места из размещения.

Примером реализации первого подхода являются свободные  экономические зоны Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются «точечные» зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).

Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободных экономических зон. Так, территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития какого-то региона, а функциональный – при крупной перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер.

Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. В силу этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, не ограничивая их местоположением соответствующей фирмы в стране. Однако в реальной жизни преобладает территориальный подход.

Свободные экономические  зоны имеют свои признаки. Перечислим принципы создания особых экономических  зон.

Первый принцип создания свободной экономической зоны заключается в том, что она является частью государственной территории страны, находящаяся в режиме свободной таможенной зоны, то есть взимание таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, не производится.

Второй принцип создания свободных экономических зон  – это единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Особая экономическая зона является одновременно и частью внутреннего государственного рынка и одновременно тяготеет к внешнему рынку, то есть отвечает требованиям «двойного» статуса.

Третий принцип создания свободных экономических зон – это заинтересованность страны в реализации крупных инвестиционных проектов. Льготное налогообложение и таможенные преференции предоставляются именно для привлечения инвестиций и снижения срока окупаемости проектов.

Четвертый принцип создания свободных экономических зон – это крупномасштабность реализуемых инвестиционных проектов. Крупномасштабность проекта определяется на конкурсной основе, по критериям, установленным действующим законодательством страны. [11, с. 150]

Мировая практика организации и  функционирования специальных экономических  зон свидетельствует, что они  создаются для достижения разнообразных целей.

Общая цель создания СЭЗ  – способствовать решению важнейших  макроэкономических задач:

▪ модернизировать промышленность;

▪ насытить внутренний рынок высококачественной продукцией;

▪ ускорить темпы экономического роста.

Во-первых, целью создания свободных экономических зон является более глубокое включение стран в процесс развития международного разделения труда. Речь идет об увеличении выпуска конкурентоспособной продукции на экспорт и обеспечении таким путем роста их валютных поступлений. Если страна по каким-либо причинам не может обеспечить широкое открытие экономики для иностранных предпринимательского капитала или прибегнуть к стимулированию экспортной экспансии, то она в состоянии это сделать в рамках свободных экономических зон, когда ее правительство имеет возможность создать более благоприятный инвестиционный климат для иностранных вкладчиков.

Во-вторых, СЭЗ нужны также для насыщения внутреннего рынка заинтересованной страны высококачественной продукцией, в первую очередь импортозаменяющими товарами. Для достижения этой цели с помощью иностранного капитала организуется импортозамещающее производство.

В-третьих, организация специальных экономических зон предусматривает более глубокое включение не только по производственной линии, но и в области туризма, культуры и санаторно-курортной сферы, что, впрочем, также ведет к увеличению валютных поступлений.

В-четвертых, СЭЗ призваны обеспечить ускоренное внедрение в производство отечественных и иностранных научно-технических разработок с дальнейшим использованием их результатов во всей национальной экономике страны.

В-пятых, одной из целей создания специальных экономических зон для развивающихся стран является обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженеров, хозяйственных и управленческих кадров.

В-шестых, важная цель организации СЭЗ – стимулирование экономического развития какой-то территории или конкретной отрасли производства. Например, в США и Великобритании свободные экономические зоны создавались в начале 80-х гг. для оживления мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах. На этих территориях предпринимателям предоставлялось большая, чем в других местах страны, свобода хозяйственной деятельности и заметные финансовые льготы. Эти программы стимулирования не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала. С той же целью превращения ранее отсталых регионов в динамично развивающиеся проходила организация свободных экономических зон в слаборазвитых государствах. Но здесь в отличие от промышленно развитых стран при формировании таких зон акцент делался на ввоз иностранного капитала.

Наконец, в-седьмых, в отдельных странах СЭЗ рассматриваются как региональный метод модернизации экономики в условиях ее перехода от административных принципов функционирования к рыночным. К примеру, в Китае специальные экономические зоны носят экспериментальный социальный характер. В этой стране переход по принципу «все разом» от административной системы к рыночной признан неприемлемым, чреватым потрясениями для народа и экономики в целом. Поэтому здесь эффективность рыночной экономики проверяется на примере СЭЗ. Опыт их функционирования показывает, что рыночные принципы вытесняют отношения, основанные на государственной собственности, они более эффективны, динамичны.

Следует отметить, что  при создании свободных экономических  образований число целей должно быть четко обозначено. Выполнение этого требования предопределяет выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданному распределению льгот на все сферы экономики от сельского хозяйства до банковских операций и на деятельность разных субъектов СЭЗ.

Цели создания СЭЗ  в разных странах различны, но их можно объединить в три группы: экономические, социальные и научно-технические.

• экономические цели:

- привлечение в экономику  национальных и иностранных инвестиций;

- увеличения экспорта;

- рационализация импорта; 

- рост валютных поступлений.

• социальные цели:

- рост занятости населения;

- наполнения рынка высококачественной продукцией;

- подготовка квалифицированных  кадров с использованием мирового  опыта;

- рост благосостояния  и уровня жизни населения;

- развития депрессивных  регионов;

• научно-технические  цели:

- ускорения внедрения  результатов НИОКР;

-концентрация научно-технических кадров на приоритетных направлениях;

  -повышение эффективности использования производственных мощностей;

- активное привлечение  опыта и научно-исследовательских  достижений научно-технических центров  и венчурных компаний.[2, с.258]

 

1.2 Льготы, используемые в свободных экономических зонах

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических  зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего  в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны.

Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:

-внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение  упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин;

-финансовые льготы  в виде установления низких  цен на коммунальные услуги, снижения  арендной платы за пользование  землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

-фискальные льготы, которые  связаны с налоговым стимулированием  определенных видов предпринимательской  деятельности; эти льготы могут  затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

-административные льготы, которые предоставляются администрацией  данной СЭЗ для упрощения режима  въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.

Специфический набор  льгот и стимулов, применяемый  в отдельных зонах, дополняется  специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.

Все упомянутые льготы могут  применяться в самых различных комбинациях. Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения свободных экономических зон более важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур.

Главным же фактором для  привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в  стране размещения СЭЗ.

Организация специальных экономических зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности