Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Активно развивается  внешнеторговая деятельность района Пудун. В 2001 г. его экспорт в другие страны составил около 7 млрд. долл. США, что  составило 34% от экспорта всего города, и вырос в 6 раз по сравнению с аналогичным показателем 1990 г.

В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на побережье  Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов. Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно, этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая.

В этих городах зарубежные инвесторы стали пользоваться льготами, уступающими лишь привилегиям ОЭЗ. Снижен размер ставки подоходного налога:

▪ для объектов с вложениями иностранного капитала свыше 20 млн долл., для предприятий с технико- и наукоемким производством и для долгосрочных инвестиций ставка подоходного налога – 15%;

▪   для обычных предприятий – 24%;

▪ для предприятий, 70% продукции которых идет на экспорт, и для предприятий с передовой технологией – 10-12%;

▪  на дивиденды и прибыли иностранных предпринимателей – 10%.

Не взимаются таможенные пошлины:

- с оборудования, стройматериалов и деталей, импортируемых в качестве инвестиций для производства и управления;

- экспортных товаров предприятий с иностранным капиталом (кроме тех, экспорт которых ограничен государством);

- офисных принадлежностей и транспортных средств, ввозимых в разумных пределах для использования представительствами и организациями иностранных предприятий, постоянно находящихся в ПОГ.

За несколько лет сформированные поначалу в отдельных городах  открытые зоны постепенно разрослись вширь, сформировав открытую для бизнеса приморскую полосу.

В открытых районах с льготным режимом  хозяйственной деятельности размещены  технопарки, разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.[5, с. 108]

Одновременно с открытием приморских городов на их территориях были созданы 32 зоны технико-экономического освоения (ЗТЭО), являющиеся, по существу субзонами приморских открытых городов. К настоящему времени правительство КНР утвердило в общей сложности 54 ЗТЭО общегосударственного уровня. Они располагаются во всех главных промышленных городах от приморья до внутренних районов.

Налоговые льготы в отношении инвестиций со сроком капиталовложений свыше 10 лет  состоят в применении 15%-ной ставки налога на прибыль, со сроком действия менее 10 лет – в размере 24% ставки данного налога. Налоговые льготы притягивают в эти зоны иностранных инвесторов. Число совместных предприятий в них исчисляется тысячами, а объем привлекаемых финансовых ресурсов достигает нескольких миллиардов долларов. Главная задача ЗТЭО – стимулирование научно-технического прогресса, развитие современной наукоемкой промышленности и на этой основе увеличение экспорта, расширение других видов внешнеэкономического сотрудничества.

ЗТЭО относятся к  числу территорий с наиболее высокой концентрацией зарубежных и отечественных инвестиций, с самыми быстрыми темпами экономического роста.

Кроме того, с 1990 года в  Китае стали создаваться беспошлинные зоны, которые представляют собой  изолированную территорию, где действует особая (льготная) таможенная политика и применяются особые правила таможенного управления и надзора. Было создано 13 беспошлинных зон. Функциями беспошлинных зон являются: торговые операции, переработка экспортно-импортных товаров и продажа на местном уровне, складской бизнес.

В БЗ иностранному капиталу предоставляются значительные льготы. Товар может быть ввезен на территорию БЗ, переработан и реэкспортирован  из Китая беспошлинно. Товары, ввозимые в Китай с территории, БЗ облагаются таможенными пошлинами и НДС (17%). Предприятиям со 100%-ными иностранными инвестициями и СП предоставляются двухлетние налоговые каникулы по налогу на прибыль, начиная с первого года получения предприятиями прибыли, и в дальнейшем в течение следующих 3 лет применяется льготная 50%-ная ставка указанного налога.

Беспошлинные зоны быстро развиваются, в них функционируют несколько  тысяч предприятий, а вложенный  капитал исчисляется десятками  миллиардов долларов США. Особенно успешно  идет развитие в Вайгаоцяо (Шанхай) и в Тяньцзиньском морском порту.

Выгодное географическое положение и льготная таможенная политика явились залогом торгово-экономического успеха Шанхайской беспошлинной зоны Вайгаоцяо —первой в Китае беспошлинной зоны. Сегодня здесь действует 7420 предприятий, 131 из которых входит в число 500 крупнейших корпораций мира. Объем фактически использованного инокапитала составляет около 3,5 млрд долл США.

Согласно статистике, валовая промышленная продукция  предприятий Вайгаоцяо в 2009 году достигла 51,4 млрд юаней (6,2 млрд ам. долларов/1 ам. долл = 8,28 юаня), увеличившись на 26 процентов по сравнению с 2011 годом; ВВП — 45,6 млрд юаней (рост - 41 процент); внешний товарооборот —30,8 млрд юаней (рост — 47 процентов).   

Развитие производства за счет иностранных  инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами, продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых, ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых, всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.

Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программу развития китайкой науки и техники «Факел», которая в качестве приоритетных направлений развития наукоемких отраслей определила микроэлектронику и информатизацию, аэрокосмическую и оптико-волоконную промышленность, генную инженерию и биотехнологию, новые энергосберегающие технологии, производство природоохранной техники и оборудования для защиты окружающей среды и медицинского оборудования.

Зоны освоения новых и высоких  технологий, или аналоги американских технопарков, на долю которых приходятся 4% национального ВВП и 10% совокупной стоимости экспорта и импорта, имеют стратегическое значение для современной экономики. Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются с особыми экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене. Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью. Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс. специалистов. Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г. Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории технопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).

Таким образом, избрав развитие науки и техники приоритетным направлением экономических реформ, Китай за 20 с лишним лет создал мощный научно-интеллектуальный потенциал, значительную роль в развитии которого сыграли зоны освоения новой и высокой технологии.

С целью стимулирования развития переработки продукции и регламентирования управления в этой сфере, в апреле 2000 г. Госсовет официально постановил создать зоны экспортной обработки (ЗЭО), что обеспечило предприятиям более свободную среду хозяйствования, поощрило расширение экспорта. Эта работа началась с создания 15 экспериментальных ЗЭО.

В зонах можно создавать предприятия  экспортной обработки, складские хозяйства, специально предназначенные для  обслуживания таких предприятий, а  также транспортные хозяйства, с  разрешения таможни специально занимающиеся обращением товаров внутри ЗЭО. Налоговая политика в ЗЭО разработана в основном соответственно политике в беспошлинных зонах. В отношении товаров, импортируемых и экспортируемых между ЗЭО и зарубежными странами, таможня осуществляет управление по системе регистрации, а также использует модель контроля за прямыми и реэкспортными перевозками. Не осуществляется управление импортно-экспортными квотами и лицензированием, ведется лишь пассивный контроль за экспортом.[3, с. 150]

Специальным экономическим зонам правительство Китая установило следующий набор налоговых льгот:

1.льготная ставка подоходного налога в размере 15%. Предприятия с контрактным сроком жизни не менее 10 лет пользуются двухгодичными налоговыми каникулами с первого прибыльного года, а в третий-пятый годы, ставка налогов снижена на 50%;

2.иностранные инвесторы  в совместных предприятиях в  зонах развития освобождаются  от подоходного налога при  вывозе (репатриации) своей доли  прибыли; 

3.по истечении периода снижения или освобождения от подоходного налога на основании соответствующих положений законов экспортные предприятия в зонах развития, экспортирующие 70% и более своей продукции в стоимостном выражении, в любом году могут уплатить подоходный налог по сниженной ставке 10%, установленной на этот год;

4.по истечении периода снижения или освобождения от подоходного налога на основании соответствующих положений законов предприятия с передовыми технологиями в зонах развития могут уплачивать подоходный налог по сниженной ставке 10% в течение следующих трех лет;

5.льготный подоходный налог по ставке 10% взимается с дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и других видов доходов, происходящих из зон развития и получаемых иностранными инвесторами, не имеющими постоянного представительства в зонах развития, кроме случаев, когда законом предоставляется освобождение от налога;

6.промышленно-торговый налог не взимается со строительных материалов, производственного оборудования, сырья, запчастей и вспомогательных материалов, компонентов, транспортных средств и офисных принадлежностей, импортируемых предприятием зоны развития для своих собственных нужд;

7.промышленно-торговый налог не взимается с произведенной и экспортированной продукции предприятия зоны развития, кроме сырой нефти, переработанной нефти или тех продуктов, в отношении которых законами предусмотрены отдельные положения.

 

Таблица 1.

Ставки  подоходного налога в различных  территориях Китая, %

Категория субъектов хозяйствования

По стране в целом

ОЭЗ

ЗТЭО

ЗОВНТ

БЗ

ЗПЭС

Открытые города и районы и ЗЭО  провинциального уровня

Производственные предприятия

30

15

15

15

15

15

24

Непроизводственные предприятия

30

15

30

30

30

30

30

Интеллекто- и техноемкие объекты

30

15

15

15

15

15

15

Предприятия-экспортеры при экспорте свыше 70% продукции

15

10

10

10

10

12

12

Финансовые учреждения с зарубежным капиталом свыше 10 млн. долл.

30

15

15 по особому разрешению Госсовета


ОЭЗ – особые экономические зоны

ЗТЭО –  зоны технико-экономического освоения

ЗОВНТ – зоны освоения высоких  и новых технологий

БЗ – беспошлинные зоны

ЗПЭС – зоны приграничного экономического сотрудничества

ЗЭО – зоны экспортной обработки.

Налоговые льготы в зонах  открытых портовых городов:

1.производственные предприятия  с иностранными инвестициями, учрежденные  в районах 14 портовых городов, занятых в технологически интенсивных или интенсивных проектах или проектах, в которые иностранный инвестор вложил не менее 30 млн. долларов, и имеющие длительный срок отдачи, или в энергетике, транспорте и проектах по сооружению гаваней, после одобрения министерством финансов уплачивают сниженный подоходный налог по ставке 15%;

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности