Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Специальные экономические  зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было в Либерии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшим тормозом в развитии экономических зон является и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы. [14]

Таким образом, свободная  экономическая зона – это сложноорганизованная комплексная воспроизводственная  экономическая система, состоящая  из элементов, объединенных отношениями  и связями, включая особую территориально-организационную  структуру, административный аппарат с иерархией управления, резидентов, систему налоговых преференций, взаимосвязи с внешней средой, ограничения, связанные с режимностью.

Льготы, которые предоставляются  в зонах, можно подразделить на две  группы.

1.Общие льготы (обычно предоставляются всеми странами): 
- беспошлинный импорт товаров и услуг;

- освобождение от уплаты  налогов на период до 15 лет;

- косвенные субсидии  в виде предоставления в распоряжение  фирмы обустроенной территории;

2. Специальные льготы (предоставляются конкретной страной):

- процентная скидка  с налога на прибыль (до 50%);

- специальные субсидии для возмещения  фирмам расходов за пределами  страны;

- скидка иностранным фирмам  при покупке оборудования местного  производства.

Многие льготы из группы общих льгот на самом деле являются символическими и в стоимостном выражении равны нулю. Так введение 10-летнего льготного периода на выплату налогов не является финансовой потерей для государственного бюджета, поскольку в отсутствие такого периода инвестор, возможно, не заинтересовался бы зоной. Как показывает опыт, специальные льготы играют лишь второстепенную роль в принятии иностранными фирмами решения об участии в зонах. В лучшем случае, эти льготы обеспечивают лишь небольшую дополнительную выгоду, которая часто не реализуется. Вместе с тем, затраты на предоставление специальных льгот может оказаться значительными, поскольку получателями их потенциально может быть большое число фирм. Страна, которая намеревается участвовать в конкуренции на мировом рынке свободных экономических зон, должна предложить стимулы и льготы, которые будут находиться на уровне мировых требований или превосходить этот уровень. Такой же подход существует на мировом рынке зон в отношении наличия в зонах экономических преимуществ.[1, с.156]

 

1.3. Основные виды свободных экономических зон

Одной из форм специальных  экономических зон являются свободные торговые зоны (СТЗ) или зоны свободной торговли (ЗСТ). Это ограниченные участки территории морского порта, аэропорта или расположенные в непосредственной близости от них, которые выведены за пределы национального таможенного пространства. Здесь могут осуществляться операции по складированию, хранению, сортировке, упаковке, маркировке и др. В СТЗ предусматривается также возможность демонстрации товаров в выставочных центрах с целью дальнейшей их продажи. При этом товары могут быть реализованы только оптом. Розничная торговля допускается лишь для экипажей и пассажиров морских и воздушных судов,  а в остальных случаях запрещается. Эти зоны не требуют значительных инвестиций и быстро окупают затраченные средства.

Функционируют на основе отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону. Свободные торговые зоны, действующие на территории страны, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения занимают небольшое пространство (несколько кв. км) и находящиеся за пределами национальной таможенной территории. В них осуществляются операции по складированию и переработке ввезенных товаров (упаковка, сортировка, маркировка, доработка и т.п.)

Субзоны создаются для  отдельных крупных компаний, деятельность которых выходит за рамки зон  общего назначения. В субзонах производится экспортная или импортозамещающая  продукция. Субзоны являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон.

К числу простейших зон  свободной торговли можно отнести  специальные магазины «дьюти фри» в  крупных международных аэропортах, портах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.

Одной из версий создания свободных торговых зон является время глубокого экономического кризиса, и посредством создания СТЗ предполагалось значительно снизить уровень безработицы в стране. Компании, действующие в зонах внешней торговли, могут отсрочивать выплаты, снижать тарифы на проходящие через зону товары и т.д. Эти товары не выступают объектами таможенного контроля. Доставка товаров через свободную торговую зону может происходить в самых различных направлениях. Например, одни товары импортируются в зону и затем доставляются в третью страну, а товары отечественного производства направляются в зону для их доработки перед окончательным вывозом за рубеж.

Свободная таможенная зона - это ограниченный участок таможенной территории страны, где устанавливается особый режим предпринимательской деятельности. В свободной таможенной зоне иностранные товары размещаются и используются без взимания таможенных пошлин и налогов, а национальные товары - на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми складами или свободными таможенными территориями.

Магазины беспошлинной торговли действуют в международных аэропортах, на морских судах и самолетах. Здесь действует таможенный режим, при котором товары реализуются без взимания таможенной пошлины и налогов. Продавать товары в этих магазинах можно только в розницу и только физическим лицам, выезжающим за границу.

Таким образом, торговые зоны являются наиболее простым типом  СЭЗ. Их создание не требует крупных  первоначальных инвестиций и длительных сроков. Отношения с государством в торговых зонах могут ограничиваться выплатой валютных отчислений и арендных платежей, а с предприятиями вне зоны – осуществляться на основе внешнеторговых контрактов.

Экспортно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.

Экспортно-производственные зоны создаются  на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Отличительная черта этих зон состоит в том, что, используя льготный валютно-финансовый и правовой режимы, государство на территории зоны обеспечивает развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности или на территории депрессивных районов стимулирует экспортное промышленное производство, привлекая для этого иностранную валюту или инвестиции от местных, федеральных властей. Это создает условия для более эффективного использования местного сырья, полуфабрикатов, внедрения современных методов управления производством, подготовки кадров соответствующей квалификации, что, в конечном счете, содействует более быстрому социально-экономическому развитию других регионов и страны в целом. [6, с.59]

Наибольший эффект от таких зон  был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).

Научно-технические зоны относят  к зонам третьего поколения (70—80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.

Наибольшее число научно-технических  зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии - технополисами, в Китае  — зонами развития новой и высокой  технологии.

В зависимости от того, что преобладает в экономической структуре научно-технической зоны, выделяют 3 их типа:

1.Инновационный центр – это экономическая структура, размещенная в пределах небольшого участка и предназначенная преимущественно для маленькой, только что созданной компании.

2.Научный парк. Это структура, обладающая достаточно большой территорией, на которой размещаются наукоемкие фирмы разных размеров и стадий развития, позволяющая развертывать небольшие производства на основе научно-технических разработок местного исследовательского центра (университета).

3.Исследовательский парк. Это структура, в рамках которой научно-технические новшества разрабатываются только до стадии прототипа. В таких парках объединяются промышленные компании, научно-исследовательские и опытно-конструкторские учреждения, с приоритетным развитием последних.

Самый известный в мире и крупнейший в США научный парк «Силиконовая долина» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники  и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В конце 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии. Характерно, что в азиатских новых индустриальных странах научно-технические зоны формируются как инновационные центры сложившихся экспортно-производственных зон, которые уже находятся в достаточной степени развития как ЭПЗ, и им требуется переориентация на выпуск наукоемкой продукции.

Особым видом свободных экономических  зон являются сервисные зоны или  зоны услуг. Эти узкоспециализированные зоны, появившиеся в 1980-90-е гг., относятся к более позднему, четвертому поколению СЭЗ. К ним относятся территории с льготным режимом предпринимательской деятельности, специализирующиеся на оказании различного рода услуг – банковских, информационных, туристических и других, чаще всего деловых. К числу сервисных зон относятся финансовые центры, зоны банковских и страховых услуг, а также оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ), которые привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.

Успешно функционируют зоны, специализирующиеся на предоставлении информационных услуг. Такие зоны возникли на Ямайке, в  ОАЭ (г. Дубай) и некоторых других странах. Например, в г. Дубай создана свободная экономическая зона «Интернет-сити», которая предоставляет широкие возможности для пользования глобальной информационной сетью Интернет.

Другой зоной в области предоставления информационных услуг является СЭЗ «Монтего-бей» (Ямайка), на территории которой действует телепорт, имеющий наиболее конкурентоспособные в Центральной Америке международные каналы звуковой и электронной связи. Зона экспортирует программы типа текстовых редакторов и различных телемаркетинговых услуг.

Особой формой сервисных  зон являются оффшорные зоны. «Offshore» в прямом переводе с английского означает «вне берега», «вне острова», и первоначально применялся английскими юристами в отношении компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (т.е. государств, расположенных вне Большого острова - Соединенного Королевства).

В настоящее время под термином «оффшорная зона» понимают небольшие  государства или территории, привлекающие иностранные капиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведении финансово-кредитных операций в иностранной валюте с иностранными резидентами. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующей на получение налоговых и иных льгот, - не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности.

Налоговые льготы для стран, зарегистрированных в оффшорных зонах, или оффшорных  компаний весьма существенны и, как  правило, представляют собой полное освобождения от уплаты всех местных  налогов при выполнении определенных условий.  В некоторых же странах налоги взимаются, но по ставкам до 10% от чистой прибыли, т.е. в несколько раз меньше стандартных ставок большинства стран (в Европе налоги на чистую прибыль составляют в основном 25-50%, в США, для обыкновенных корпораций, 15-39%). Страна регистрации взимает плату за регистрацию и фиксированную ежегодную пошлину.[10, с. 104]

Помимо налоговых льгот, представляемых оффшорными юрисдикциями, существуют также валютные, инвестиционные, таможенные, регистрационные льготы, льготы по предоставлению ежегодной отчетности и аудиторским проверкам, способам управления и режиму конфиденциальности.

Льготы делают оффшорные  центры удобным местом для минимизации  налогообложения компании и безопасности хранения капиталов. Поэтому в мире в настоящее время функционирует около 1,5 млн оффшорных компаний. Оффшорных центров насчитывается более 300. Среди них налоговых гаваней - около 70.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности