Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Как правило, оффшорные  центры располагаются на территориях, островах и архипелагах с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

Оффшорные зоны можно  условно подразделить на универсальные  и специализированные. В настоящее  время большинство оффшорных  территорий относится к числу универсальных, т.е. предоставляющих льготные условия налогообложения компаниям, независимо от рода их деятельности. Примером ведущих универсальных оффшорных центров являются Британские Виргинские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, острова Кука.

К узкоспециализированным оффшорным центрам можно отнести  Швейцарию (инвестиционная и банковская деятельность), Австрию (банковские услуги для физических лиц), Монако (налоговое  планирование для физических лиц), Нидерланды (инвестиционная деятельность).

Страны, создавшие оффшорные  зоны, приобретают целый ряд социально-экономических  выгод, а именно: они привлекают иностранный  капитал, получают дополнительный источник налоговых платежей, сборов и других взносов, увеличивают занятость  местного населения. По оценкам МВФ, в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают 30-35% ВВП.

На практике зон «чистого типа», специализирующихся на одной функции  почти нет. Наиболее распространены зоны, в которых сочетаются торговые, производственные, исследовательские функции, т.е. комплексные зоны. [7, с.89]

Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые  из них были созданы с нуля, а  большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной  обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.

К комплексным СЭЗ можно отнести  специальные экономические зоны Китая, «открытые районы» КНР, а  также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зону свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

Наконец, в шестую группу можно  включить международные СЭЗ, которые  стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

На выбор типа зон  для конкретных территорий влияют не только общие, но и локальные факторы. Так, для транспортных, внешнеторговых зон необходимо наличие крупного транспортного узла. Они, как правило, размещаются в приморских городах, располагающих морскими портами, железнодорожным сообщением, аэропортом. Эти же условия желательны для размещения торговых, банковских и других зон. Для создания зон типа технопарков и технополисов нужна развитая научно-производственная база и квалифицированная рабочая сила. Организация туристическо-рекреационных зон требует наличия культурных и исторических центров, привлекательных для туризма ландшафтов, развитой инфраструктуры.[4, с.47]

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика свободных экономических зон  зарубежных стран

2.1 Опыт Китая в сфере создания и функционирования свободных экономических зон

Китайские опыт создания СЭЗ - один из самых успешных в мире.  По замыслу  создателей они должны были стать «открытыми окнами во внешний мир». Предполагалось, что через них в страну будут поступать капиталы, высокая технология, знания, управленческий опыт, которые после адаптации в зоне будут использоваться по всей стране. Кроме того, они должны были стать полигоном для отработки рыночного механизма с участием всех форм собственности и налаживания наиболее эффективных производственных связей с зарубежными фирмами. В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.

Главными особенностями китайских СЭЗ являются:

1. Самостоятельное экономическое  развитие на основе принципов  рыночного регулирования. 

2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 80-е гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а также китайских предприятий - 7%, накопления самой зоны - 37%, внутренние кредиты - 22%, иностранные капиталовложения - 24%. 

3. Главный современный отраслевой  приоритет - промышленность 

4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение импортного  сырья. 

Первый этап (1978-1982гг.). На этом этапе была сформирована договорно-правовая и организационная основа привлечения иностранного капитала: принят пакет законов, регламентирующих вопросы налогообложения, передачи технологий, трудовых отношений, валютного и таможенного режима, кредитно-финансового обеспечения; созданы органы, ответственные за привлечение иностранного капитала, контроль и регулирование деятельности зарубежных предпринимателей на основании определенного в 1982 году перечня предпочтительных блоков отраслей для иностранных инвестиций. Этот этап позволил Китаю создать соответствующие организационные и законодательные основы, регулирующие поступление и деятельность иностранного капитала по всей стране.

Второй этап (1983-1989 гг.) характеризуется  дальнейшим расширением территорий Китая, открытых для иностранного капитала, последовательным совершенствованием договорно-правовой базы сотрудничества с иностранными инвесторами и дальнейшей либерализацией государственной политики в области привлечения и использования иностранного капитала. Например, в СЭЗ «Сямынь» на территории площадью 131 кв. км с численностью населения 350 тыс. человек, общий объем капиталовложений с 1981 по 1989 г. составил 1,5 млрд. долларов, из них 500 млн. дол. – иностранные инвестиции. [15]

В 1984 г. создается институт приморских открытых городов. Под этот статус подпали 14 приморских городов, составивших так называемые зоны технико-экономического освоения (ЗТЭО). В этот список вошли практически все крупные города Китая, а именно: Далянь (Дальний), Циньхуандао, Тяньцзынь, Янтай (Чифу), Циньдао и др.

В апреле 1988 года официально было объявлено о преобразовании острова Хайнань в провинцию  и о создании на этой территории самой крупной СЭЗ в стране, где должна проводиться еще «более открытая» политика, чем в уже  созданных СЭЗ на территории Китая, по отношению к иностранному бизнесу.

Прослеживая исторические этапы создания СЭЗ в Китае, можно  отметить постоянную тенденцию предоставления все большей территории страны под  СЭЗ и всевозрастающую «открытость» СЭЗ для иностранного капитала. 

Содержанием третьего этапа стало  усовершенствование инвестиционного  процесса. В июне 1989 г., Госсовет КНР определил приоритеты для иностранных инвестиций. Наиболее важными были признаны проекты совместных предприятий, ориентирующихся на следующие действия:

-изготовление продукции, необходимой, но не производимой в стране;

-изготовление продукции на экспорт;

-капиталовложения в технологию, которая может помочь повысить экономическую эффективность;

-капиталовложения в энергетику, коммуникации и транспорт, сырьевые отрасли, производство электронной и бытовой техники, портовое хозяйство.

Наибольшие преференции  были предоставлены проектам с высокими и новыми технологиями. Именно эти  проекты получают особые налоговые  и другие льготы. Одновременно применяются меры ограничения по отношению к трудоемким проектам в обрабатывающей промышленности, использующим низкоквалифицированную рабочую силу.[3, с. 146]

С 1990 года были открыты  для освоения иностранным капиталом  новые территории Китая – район  Пудун, город Шанхай и ряд городов, расположенных вдоль реки Янцзы, что привело к формированию целой территории для создания головной зоны. В 1992 году по решению Госсовета КНР шесть городов на берегу Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань, Хуанши и Чунцин), а также Хэфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В настоящее время, таким образом, открытая полоса вдоль реки Янцзы простирается от Пудуна (Шанхай) до Чунцина (провинции Сычуань, являющейся самой крупной по численности населения в Китае).

Затем правительство Китая решило открыть административные центры семи приграничных и приморских провинций (автономных районов): города Наньнин, Куньмин, Урумчи, Хух-Хото, Харбин, Чанчунь  и Шицзячжуан.

На этом этапе происходит развитие уже созданных и создание новых СЭЗ, ПОГ, ЗЭТР, экономических отрытых районов. В совокупности это отражает политику государства, способствующую открытию экономики всей страны.

В настоящее  время в Китае действует 5 особых экономических зон, более 30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а также иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус.

Важной  движущей силой ОЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования. Каждая из этих ОЭЗ получила право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства. Во всех зонах предоставлялось: пониженная ставка налога на прибыль предприятий – 15%, в то время как национальная ставка налога составляет 33%, беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструктуры. Эти зоны являлись закрытыми территориями, для въезда в них жителям внутренних районов требовалось иметь специальное разрешение.

Основные  отличительные черты развития особых экономических зон, в отличие  от условий развития внутренних районов, заключались в следующем:

- в ОЭЗ более дифференцирована структура собственности, ведущую роль играют предприятия с участием иностранного капитала;

- главным в ОЭЗ стало рыночное регулирование;

- продукция предприятий ОЭЗ ориентирована на экспорт;

- зарубежным инвесторам предоставляются льготы по уплате корпоративного налога;

- упрощена процедура получения виз и разрешений;

-государство предоставляет зонам значительную самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и осуществляет контроль над ней.

Одной из самых известных СЭЗ Китая является особая экономическая зона Шэньчжэнь, которая получила официальный статус в августе 1980 года с принятием закона «Регулирование специальных экономических зон в провинции Гуандун» и которую 25 лет экономического роста вывели далеко вперед даже по сравнению с крупнейшими экономическими центрами страны, такими как Пекин, Тяньцзинь, Шаньдун, Шанхай, Фуцзянь и Гуандун. Шеньчжень насчитывает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом инвестиций в $22,4 млрд., 85% инвестиций приходится на Гонконг. Основные сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение, инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 1999 г. - $7,5 мрлд. Зона Шэньнжэнь имеет более 100 производственных предприятий и сбытовых баз в более чем 20 государствах мира. В результате она стала связующим звеном между экономикой внутренних районов Китая и поставкой их продукции на зарубежный рынок. Пример зоны Шеньчжень показывает высокую экономическую эффективность особых экономических зон в Китае.

Особый статус имеет  также т. н. «новая зона развития Пудун» (район Шанхая), возникшая по решению  Госсовета КНР в сентябре 1990 года. Пудун площадью 350 кв. км расположен на восточном берегу реки Хуанпу (Вампу) к востоку от центральной части Шанхая. Этот район был создан по инициативе Дэн Сяопина. Создание зоны Пудун было рассчитано на превращение Шанхая в один из крупнейших центров мировой экономики, финансов и торговли. Правительство КНР предоставило этому району большие льготы. В отличие от других форм СЭЗ, применяемых в Китае, в Пудуне иностранным инвесторам разрешено создавать финансовые организации, магазины, супермаркеты, а также открывать фондовые биржи и выпускать акции. С 1990 г. на развитие Пудуна центральным и шанхайским правительствами выделено в общей сложности 60 млрд. юаней (7,2 млрд. долл.) С самого начала основания района Пудун особое внимание было обращено на привлечение иностранных инвестиций. К настоящему времени в Пудуне действуют около 4200 предприятий с иностранным участием. На них приходится 30% ВВП и более 60% экспорта района. В Пудун поступают инвестиции из 67 стран. По объёму инвестиций лидирующие позиции занимают США, Япония, Гонконг и Германия. Более 120 транснациональных корпораций основали здесь свои предприятия. Среди них такие крупные, как Дженерал Моторс, Форд, Дженерал Электрик, Шарп, Мицубиси, Сименс и др.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности