Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ особых экономических зон зарубежных стран и возможностей, которые они предоставляют в современном мире.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- определить содержание и систематизировать виды особых экономических зон;
- выявить условия создания и функционирования особых экономических зон в таких странах как Китай и США;

Файлы: 1 файл

глава1.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Деятельность предпринимательских  зон также способствует сокращению бюджетных ассигнований на реализацию социальных программ и постепенному увеличению налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Технологические парки (технико-внедренческие  зоны) заявили о себе как  о  новой эффективной форме интеграции науки и производства, как о  месте развертывания инновационной деятельности и создания венчурных (рисковых) фирм, занятых разработкой новых технологий. Обычно они представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставленных на льготных условиях в аренду венчурным  фирмам, занятым коммерческим освоением  перспективных научных и технологических нововведений и идей.

В США существует два  типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных  личностей или частных организаций  и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк "Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом с Массачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом; Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета - университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных  центров не только в других районах США, но и  во всем мире.

Всем технопаркам присуща  одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса  и т.д.

Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его  централизованными службами: секретарскими  услугами, компьютерной техникой и  программным обеспечением, научно-экспериментальными лабораториями, копировальной техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в него фирмам, состоит  в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных  производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно  связаны с исследованиями и разработками финансируемыми в основном за счет венчурного капитала.

Еще одна характерная  черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными  компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных в парке.

Не все из технологических  парков оказываются  эффективными. Причинами такого положения считаются:

неспособность привлечения  к сотрудничеству достаточного числа  предпринимателей, венчурных компаний и инвесторов;

большая продолжительность  периода становления технопарка и долгосрочность окупаемости инвестиций в инфраструктуру самого парка;

низкий уровень системы  управления;

отсутствие четкой специализации;

недостаточный уровень  льготных условий;

отсутствие налаженного  взаимодействия с промышленными предприятиями.

К особенностям технопарков  следует отнести и продолжительный  период становления. Технологическому парку "Силиконовая долина" для  достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около 20лет.[3, с. 74]

В последние годы процесс  образования парков в США несколько  замедлился. Отмечается не столько  образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым фирмам, создаваемым на территории  технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости производства.

 

2.3 Влияние опыт свободных  экономических зон  Китая, США  на  свободные экономические зоны РФ

Мировой опыт функционирования свободных экономических зон  позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.

Свободные экономические  зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт развития:

Во-первых, наибольшее распространение  в этих странах получили экспортно-производственные зоны.

Во-вторых, особый режим  хозяйствования в свободных экономических  зонах становится более либеральным  и льготным для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между специальными экономическими зонами и соответственно попытками доказать свои сравнительные преимущества перед подобными другими СЭЗ.

В-третьих, в процессе функционирования свободных экономических зон происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие.

Наиболее привлекательной  формой торгового сотрудничества являются совместные международные свободные  экономические зоны со льготным режимом  деятельности предприятий и организаций на китайско-российской границе. Примерами такого сотрудничества могут служить: Туманганский проект, который осуществляется под эгидой программы развития ООН; проект создания зоны приграничной торговли городов Манчжурия и Забайкальск; проект создания совместной СЭЗ Хэйхэ-Благовешенск. В этих регионах уже складывается финансовая инфраструктура будущих совместных СЭЗ. Создание китайско-российских СЭЗ будет способствовать не только стабильному и здоровому развитию взаимных торгово-экономических отношений в данном регионе, но и развитию и процветанию экономик обеих стран в целом. Успехи китайских СЭЗ в большей степени зависят от благоприятной инвестиционной обстановки в стране. Для решения нынешних проблем в процессе развития российских СЭЗ на основе опыта Китая предлагается принять к сведению следующие факторы:

1. В России неустойчивая экономическая ситуация; долгое время существуют   проблемы    инфляции,   долгов   и   нестабильность национальной валюты.

2. Общественная безопасность недостаточно гарантирована государственными органами.

3. Внешнеэкономическая    политика,    законы    и    постановления постоянно изменяются. После     этого     были    еще опубликованы   постановления,   указы   президента   и   местные законы, однако не удалось эффективно их осуществить, так как, они часто изменялись. Для иностранных инвесторов существуют слишком высокие и различные расходы, статьи налогообложения. Они почти не пользуются льготами.[13, с.48]

В России пока понятие  СЭЗ не четкое, не выражает преимуществ и роли СЭЗ как «окна» в мировую экономику. Российскому правительству целесообразно определить цели и назначения создания каждой СЭЗ, определить их современную специализацию: зона освоения легкой промышленности, зона экспорта и переработки природных ресурсов, зона свободной торговли и т.д.

Полезность китайского опыта определяется более продуманной  и целенаправленной кредитно-финансовой и налогов политикой по сравнению  с аналогичной политикой России, не способствующей эффективному функционированию СЭЗ в стране и широкому привлечению иностранных инвестиций в российскую ослабленную экономику.

 Для дальнейшего  повышения эффективности функционирования  свободных экономических зон  в России с учетом успешного  опыта китайских СЭЗ включают  следующие мероприятия, которые в первую очередь нужно осуществить в развитии СЭЗ России, а именно: нормализация макрорегулирования; улучшение инвестиционной обстановки; полная системность строительства СЭЗ

 В отличие от  США, где накоплен богатый опыт  организации свободных экономических зон различного типа, Россия подобного опыта практически не имеет. И хотя общие условия экономического развития России и США резко различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны, можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране.

Первый вывод из анализа  американской практики создания свободных  экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы. 
Важным положительным моментом является принятие закона "О свободных экономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетом замечаний применения на практике.    

Целесообразна ориентация вновь создаваемых  зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков. Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы. 
Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов. 

Импортеры продукции таких отраслей, как судостроение, автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в зонах внешней торговли, при ввозе конечного продукта на территорию США освобождаются от уплаты инверсированного (обратного) тарифа. Механизм установления данного тарифа предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, чем на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. [8, с. 208]  

 

 

 

 

Заключение

Начало XXI века характеризуется активной деятельностью разного рода свободных экономических зон в мировом хозяйстве. Создание свободных экономических зон стало одним из важных направлений активизации внешнеэкономической деятельности, СЭЗ получили широкое распространение, как в развитых странах, так и в развивающихся странах, и играют в важную роль в мировой экономической жизни.

СЭЗ способствует привлечению  иностранного капитала и зарубежной технологии, расширению экспорта и  притоку валюты, увеличению занятости, ускорению процесса структурных  изменений в производстве, открытию границ дл Функционирование СЭЗ показывает, что эта форма хозяйствования обеспечивает возможность рационального использования материальных и трудовых ресурсов, а также научных кадров. СЭЗ становятся мощным фактором улучшения развития всего национального хозяйства и его активного включения в международное разделение труда. И это доказывается тем фактом, что темпы роста экономики в этих районах значительно выше, чем в других регионах. СЭЗ стали основным каналом привлечения из-за рубежа финансовых средств, современных технологий и передового управленческого опыта.

Распространение элементов рыночного механизма в экономике СЭЗ должно сопровождаться разработкой и активным применением экономических рычагов государственного регулирования, а также усилением экономической обоснованности административных и правовых методов управления экономикой.

Одновременно создание и функционирование СЭЗ в Китае  воспроизвели и некоторые негативные факторы в системе национального  хозяйства, а именно неразвитость структуры  экономики, несоответствие поставленным задачам существующей внешнеторговой системы, уровня управления предприятиями, квалификации работников, неполнота законодательства. Однако баланс позитивных и негативных факторов складывается к началу XXI в. с существенным перевесом в большую пользу позитивных факторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности