Государственное регулирование страховой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:47, контрольная работа

Описание работы

Основные участники страховых отношений:
страховщики – юридические лица, определенной законодательством организационно-правовой формы (государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества взаимного страхования, перестраховочные компании), имеющие государственное разрешение (лицензию) на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда;
страхователи – юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования. Целью страхователя является получение денежной компенсации убытков, размер которой должен быть больше уплаченной страховой премии. Такой баланс интересов будет стимулировать страхователя к участию в страховых отношениях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Государственное регулирование страховой деятельности………………..6
Задачи………………………………………………………………..............18
Список литературы….. …………………………………………….............22

Файлы: 1 файл

13 вариант страхование.docx

— 49.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Введение………………………………………………………………………3
  2. Государственное регулирование страховой деятельности………………..6
  3. Задачи………………………………………………………………..............18
  4. Список литературы….. …………………………………………….............22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

«Под  страховой деятельностью следует  понимать деятельность по защите имущественных  интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при наступлении  определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых  из уплачиваемых ими страховых взносов» (Закон РФ «Об организации страхового деле в Российской Федерации» от 31 декабря 1997г.).

Основные  участники страховых отношений:

страховщики – юридические лица, определенной законодательством организационно-правовой формы (государственные  страховые  организации, акционерные страховые  общества, общества взаимного страхования, перестраховочные компании), имеющие  государственное  разрешение (лицензию) на проведение операций страхования, ведающие созданием и расходованием средств страхового фонда;

страхователи  – юридические и физические лица, имеющие страховой интерес и  вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего  соглашения, оформленного договором  страхования. Целью страхователя является получение денежной компенсации  убытков, размер которой должен быть больше уплаченной страховой премии. Такой баланс интересов будет  стимулировать страхователя к участию  в страховых отношениях.

Интерес страховщика при осуществлении  своей предпринимательской деятельности (страхования) заключается в извлечении дохода, а не только в получении  и аккумулировании страховых  премий, которые уплачиваются по каждому  договору и позволяют сформировать фонд для страховой выплаты, а  также в получении прибыли  от использования этих привлеченных денежных средств (ведь не каждый страхуемый по договору риск реализуется). Величина страховой премии, уплачиваемая страхователем страховщику, определяется анализом множества событий и их последствий (риск, шанс).

Страхование основано на идее распределения убытков, возникающих у одного лица, между  множеством других лиц, для которых  это почти неощутимо. Источником возмещения потерь служит страховой  фонд, образованный в децентрализованном порядке за счет мелких взносов множества  лиц, но в дальнейшем становящийся централизованным фондом, управляемым страховой организацией.

В настоящее  время страховые компании, в дополнение к своим основным функциям, выступают  в роли кредитных организаций. Страховые  организации занимают одно из первых мест на рынке капиталов, чему способствует долгосрочный характер вложения аккумулируемых ими средств.

Страхование является одним из защитных мероприятий, проводимых руководителями в целях  нормализации производственной деятельности. Страхование ограничивает вероятность  проявления риска и возникновения  неблагоприятных последствий.

Страхование как целый комплекс защиты имущественных  интересов граждан, организаций  и государства является необходимым  элементом экономической и социальной систем общества.

В странах  с нерыночной экономикой возмещение ущерба главным образом осуществляется государством путем выделения бюджетных  средств для ликвидации последствий стихийных бедствий и на другие аналогичные цели. В этом случае страхование играет вспомогательную роль. Помощь государства, несомненно, важна, но страхование также предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений. Тем самым страхование оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства, освобождая бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Страхование, как разновидность хозяйственной, предпринимательской деятельности, испытывает активное воздействие нормативно-правовых норм. Государство заинтересовано в  регулировании рынка страховых  услуг и установлении определенных правил поведения.

Высокая доля ответственности страховщиков за социальные последствия их деятельности требует государственного регулирования  страховой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование страховой деятельности.

1.1 Содержание государственного регулирования страховой деятельности

В функционировании страхового механизма, в страховой  деятельности заинтересованы каждый из страхователей и государство, так  как страхование позволяет достаточно быстро восстановить нарушенное страховым  случаем имущественное положение  страхователя, восстановить разрушенные  связи в хозяйственных правоотношениях  воспроизводства.

Основная  проблема государственного  страхового надзора – величина резервов, гарантирующих  платежеспособность страховщика. Отсутствие средств у страховщика для  расчетов по принятым обязательствам подрывает доверие не только к  конкретному страховщику, но и к  идее страхования в целом. И государство  не может находится в стороне от страховой деятельности, так как недоверие к страховой идее в общественном сознании воплощается в претензиях населения к государственным институтам.

Государственное  воздействие на страховую деятельность осуществляется через представляемую отчетность о деятельности страховых  организаций, проверку их деятельности и нормативное регулирование  страховой деятельности.

 

1.2 Органы государственного надзора за страховой деятельностью

Государственный надзор за страховой деятельностью  на территории РФ осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемого  Правительством РФ (Закон о страховании. Ст. 30).

Указом  Президента РФ от 14 августа 1996г. №1177 Федеральная  служба России по надзору за страховой  деятельностью упразднена, а ее функции  переданы Министерству финансов РФ, где  образован Департамент страхового надзора, осуществляющий функции федерального органа исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью.

Основные  функции Департамента страхового надзора (Ст. 30 Закона РФ «Об организации  страхового дела в РФ»):

- анализ  документов, представленных страховщиками  в Министерство финансов РФ  для получения лицензии на  осуществление страховой деятельности;

- ведение  Единого Государственного  реестра  страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых  брокеров;

- осуществление  контроля за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- установление  правил формирования и размещения  страховых резервов, показателей  и форм учета страховых операций  и отчетности о страховой деятельности;

- разработка  нормативных и методических документов  по вопросам страховой деятельности;

- обобщение  практики страховой деятельности, разработка и представление в  установленном порядке предложений  по развитию и совершенствованию  законодательства Российской Федерации  о страховании.

Департамент страхового надзора для осуществления  возложенных на него задач имеет  право:

- получать  от страховых организаций установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, а также обращаться  за получением необходимой информации  к банкам и другим учреждениям  и организациям;

- проводить  проверки соблюдения страховщиками  законодательства о страховании  и достоверности предоставляемой  ими отчетности;

- выдавать  предписания по устранению выявленных  нарушений законодательства о  страховании, а в случае невыполнения  предписаний приостанавливать или  ограничивать действие лицензий  этих страховщиков впредь до  устранения выявленных нарушений,  или аннулировать лицензии, или принимать решение о полном прекращении деятельности страховой организации;

- обращаться  в арбитражный суд с иском  о ликвидации страховщика при  возникновении споров о сроках  устранения нарушений и законности предъявленных страховщику претензий, в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Наряду  с Департаментом страхового надзора  контрольные функции осуществляют Государственная  налоговая служба Российской Федерации, Государственный  комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, а также территориальные  органы страхового надзора, которые  осуществляют непосредственный надзор за страховой деятельностью в  субъектах РФ.

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (далее – федеральный орган).

Функции территориальных органов:

- обеспечивать  контроль за соблюдением законодательства РФ о страховании;

- осуществлять  контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

- осуществлять  контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

- обобщать  практику работы страховщиков, страховых  посредников и других участников  страхового рынка и представлять  в федеральные органы предложения  по совершенствованию практики  надзора за страховой деятельностью  и законодательства о страховании;

- рассматривать  заявления и жалобы физических  и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства  РФ о страховании;

- представлять  в установленном порядке бухгалтерскую,  статистическую и иную, предусмотренную  законодательством отчетность о  своей деятельности.

Территориальные органы страхового надзора имеют  право:

- проводить  у страховщиков проверку достоверности  предоставляемой отчетности и  соблюдения ими законодательства  о страховании;

- получать  от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом  положении, получать необходимую  для выполнения возложенных на  нее функций информацию от  учреждений и организаций, в  том числе банков, а также от  граждан;

- при  выявлении нарушений страховщиками  требований законодательства РФ  о страховании принимать меры  по их устранению;

- вносить  в федеральные органы представления  о приостановлении, ограничении  действия, либо об отзыве лицензии.

Система мер государственного регулирования, выполняемая государственными органами по страховому надзору, обеспечивает надежную защиту страхователей.

 

1.3 Методы государственного  регулирования страховой деятельности

Государственное  регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие  государства на участников страховых  обязательств и проводится по нескольким направлениям:

I. Прямое  участие государства в становлении  страховой системы защиты имущественных  интересов необходимо для:

- предоставления  гарантий социальной защиты определенных  групп населения и проведения  обязательного государственного  страхования за счет бюджетных  средств;

- определения  основ и порядка участия государства  в страховании некоммерческих  рисков для защиты инвестиций (в том числе и иностранных), в страховании экспортных кредитов;

- предоставления  дополнительных гарантий тем  средствам страховщиков, которые  размещаются в форме специальных  нерыночных государственных   ценных бумаг с гарантированным  доходом;

- создания  целевых резервов, компенсирующих  несостоятельность отдельных страховых  организаций при исполнении ими  обязательств по договорам долгосрочного  страхования жизни и пенсионного  страхования граждан.

Информация о работе Государственное регулирование страховой деятельности