Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)

Проявления универсального закона мирового разума мы находим  повсюду – в природе, поведении, мышлении, истории и т.д. В основе всякого развития лежит динамика равновесия-неравновесия. Всякое бытие  меняется так, что оно, с одной стороны, стремится достичь равновесия и успокоиться, но, с другой, достигнув одного равновесия, оно тем самым проявляет потребность в новом равновесии и опять стремится к нему. Так постоянно воспроизводит себя ритм равновесия-неравновесия. Это и есть ритм развития мирового разума. Фихте использует термины, связанные с человеческим разумом, для обозначения основных этапов диалектики. Тезис он представляет как «Я», антитезис – как «неЯ», и синтез – как «сверх Я». Таким образом, развитие предстает как восхождение от «Я» к «сверх Я» через обнаружение ограниченности «Я» в лице «неЯ». Например, уже достигнутая цель выражает во многом человеческое «Я», его систему ценностей и самосознание. Цель, которая желается, но еще не достигнута, - это «неЯ», например, другой человек, с которым хочется подружиться, или объекты (машина, квартира и т.д.), которыми хочется обладать. Достижение цели приводит как бы к расширению человеческого «Я» на то, что ранее было «неЯ» (дружба с человеком, обладание вещами), и рождает более обширное «Я» - «сверхЯ». В таких ритмах восхождения от «Я» (малого «Я», «Я1») к «сверхЯ» (большому «Я», «Я2») идет постоянно развитие разума – как человеческого, так и мирового. «Я» - это сознательная область разума, «неЯ» - бессознательное, «сверхЯ» - сверхсознание, в котором объединяются сознание и бессознательное.

  1. Что представляет собой абсолют в понимании Шеллинга, и каким образом он может быть постигнут?

Шеллинг не может сказать, что Абсолют каким-то образом  выходит за пределы самого себя. Ведь он утверждает, что "фундаментальным заблуждением любой философии является положение, что абсолютное тождество реально вышло из себя..." [2] Поэтому он вынужден говорить, что различие между субъектом и объектом и существование конечных вещей имеется только с точки зрения эмпирического сознания. Но реально это не помогает. Ведь остается необъясненным появление точки зрения эмпирического сознания и его онтологический статус. Шеллинг может говорить, что количественное различие полагается "только в явлении" [3] и что Абсолют "никоим образом не затрагивается оппозицией субъективности и объективности" [4]. Если явление есть вообще хоть что-то, то, согласно шеллинговским предпосылкам, оно должно существовать в Абсолюте. А если оно не в Абсолюте, Абсолют должен быть трансцендентным и нетождественным с миром.

 

  1.  Отношения идеи, природы и человека в философии Гегеля.

Природа, по Гегелю, существует независимо от человека, а человеческое познание обладает объективным содержанием. Отвергая кантовское субъективистское противопоставление сущности и явления, Гегель учил, что явления столь же объективны, как и сущность, сущность является, т.е. обнаруживается в явлении, ввиду чего и явление существенно. Познавая явления, мы тем самым познаем и сущность.

Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе»; в природе вещей нет никаких непреодолимых преград для познания. «Скрытая сущность вселенной не обладает в себе силой, которая была бы в состоянии оказать сопротивление дерзновению познания, она должна перед ним открыться, развернуть перед его глазами богатства и глубины своей природы и дать ему наслаждаться ими».

Гегель резко критиковал Шеллинга за недооценку роли логического  мышления и логики вообще, за интуитивизм, который в конечном итоге привел Шеллинга к откровенному иррационализму. Однако, будучи идеалистом, Гегель не смог подвергнуть критике основной идеалистический порок своих ближайших предшественников: для него, также как и для других идеалистов, природа является производным от сверх природного духа. Именно поэтому Гегель не смог решить тех великих диалектических проблем, которые были поставлены предшественниками его собственной философии.

Он полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а материя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понятно как результат предшествующего развития абсолютного субстанциального первоначал.

  1. Значение термина «понятие» у Гегеля. За счёт чего обеспечивается развитие всего, в том числе природы и общества? Что такое ступенчатое диалектическое развитие (тезис, антитезис и синтез)? Каково представление Гегеля о Боге?

По Гегелю, понятие не есть нечто в себе замкнутое и неподвижное; понятие есть процесс раскрытия самого себя. Выражаясь гегелевским языком, понятие должно быть положена полагание понятия и есть суждение.

Суждение Гегель называет «ближайшей реализацией понятия, поскольку слово «реальность» вообще обозначает вступление в наличное бытие, как в определенное бытие ( VI , стр. 58). Гегель настойчиво отмечает свойство суждения, заключающееся в коренном делении первоначального единого. Термин « Urtheil » (суждение) обозначает, по Гегелю, буквальный смысл этого слова — « Ur - Teil » (первоначальное деление). Так как всякое суждение объективно, т. е. обозначает согласие понятия и реальности, то оно есть истина ( Wahrheit ). Диалектическая концепция развития присутствует в гегелевских учениях о бытии и о сущности. Представлена она и в учении о понятии.

В учении о бытии философ  рассматривает такие понятия, как  «чистое бытие», «ничто» и «становление». Переход «чистого бытия» в «ничто»  и обратно Гегель называет «становлением», результатом которого является «наличное бытие». «Наличное бытие» связано у Гегеля с понятием качества. По его мнению, наличное бытие имеет определенность, которая является качеством. «Чистое бытие», «ничто» и «становление» характеризуют, собственно, становление качества, потому что явившееся их «истиной» «наличное бытие ... есть качество». Таким образом, главная триада понятий в учении о бытии – это качество, количество и мера.

В учении о сущности Гегель утверждал, что сущность есть более  глу¬бокое, чем бытие, «определение» мирового духа и имеет три ступени: сущность как таковая, явление и действитель¬ность.

Наконец, в учении о  понятии Гегель дал определение  развитию, которое понимал как  процесс, «посредством которого полагается лишь то, что уже имеется в себе», указывая, что поэтому «движение понятия мы должны рассматривать лишь как игру: полагаемое этим движением другое на деле не есть другое». Принципом развития, по мнению философа, выступает противоречие.

Диалектический метод  Гегеля оказал благотворное влияние  на дальнейшее развитие философии, в том числе клас¬сической русской философии, и явился одним из идейных источников марксизма; «рациональное содержание» гегелев¬ской диалектики было обнаружено и критически переработано Марксом и Энгельсом.

  1. В чём заключалась критика немецкой классической философии со стороны исторического материализма? Что представляет собой антропологическая критика христианства и Гегеля со стороны Фейербаха?

Свою антропологическую  критику христианства Фейербах расширяет  до

критики спекулятивной философии вообще, под которой он понимает

идеалистическую линию, берущую начало с декартовского  тезиса "Cogito, ergo

sum". Он рассматривает,  и вполне оправданно, пантеистическую  тенденцию

классической буржуазной философии (в особенности философию  Спинозы) как

косвенное преодоление  спекуляции в рамках самой же спекуляции. Фейербах

видит в своем антропологическом  материализме конечную точку и отрицание

предшествующей философской  традиции. Он стремится преодолеть всю

предшествующую философию  как превращенное сознание о мире и поставить на

ее место осознание  реальным человеком природы и  характера своих родовых

возможностей.

Фейербаховское понятие  человека - абстрактное понятие, и  в этом его

слабость. Оно исчерпывается  постулатом действительного, целостного

человека. Человек, изображаемый Фейербахом, является практическим, живым

только по названию. В  действительности, конечно, это не

конкретно-исторический человек, а изолированный человеческий индивид,

рассмотренный гносеологически, в аспекте эмоциональности и рациональной

познавательной способности. Единственная гуманная практика, которую  знает

Фейербах и в рамках которой его концепция возвращения  к человеческой

сущности получает развернутое  понятийное оформление, имеет духовную

природу. Это - философское  преодоление христианства и гегельянства. В

целом он видит только религиозное и философское, но не политическое и

экономическое отчуждение. И фейербаховская перспектива преодоления

отчуждения полностью  обходит стороной политическую и  экономическую области

жизни.

  1. Какие выводы сделал Маркс из критики Фейербаха? Объясните значение понятия «отчуждение». Как Маркс характеризовал ту стадию развития общества, при которой будет ликвидировано отчуждение?

 

Критики марксизма, нередко  цитирующие первый тезис Маркса о  Фейербахе, воспринимают указание на субъективную сторону познания и на то, что ее игнорировал старый материализм, в то время как идеализм, напротив, подчеркивал ее как отрицание материалистической философии. Б. Рассел, например, писал, что, согласно первому тезису Маркса, истина представляет собой «скорее понятие практики, чем понятие теории». Рассел не просто приписывал Марксу прагматическую концепцию истины, он и сам в сущности придерживался таковой. Понятие "отчуждение" продолжает привлекать внимание исследователей, несмотря на то, что оно занимает видное место в философии не одно столетие. Это связано с тем, что в настоящее время все острее ощущается та опасность, которая создается другой стороной общественного прогресса. Человечество становится сильнее и могущественнее, и ... опаснее для самого себя. Развитые производительные силы, в которые вложен труд многих поколений, все чаще представляются как чуждые, неуправляемые, враждебные силы, угрожающие самой жизни. Создается такое впечатление, что в этих условиях определяющим фактором является отчуждение, значение и роль которого неотвратимо возрастает. И если в прошлом столетии данная тема была рядовой, философской, то сегодня она самой жизнью выдвигается в ряд наиболее актуальных.

  1. Чем определяется сущность человека по Марксу? Можно ли сказать, что общество изменяется потому, что изменяется сознание людей, составляющих это общество? Каковы основные виды практической деятельности, согласно Марксу?

Маркс, как и Гегель, всегда понимал сущность человека как  общественно-историческую сущность. Что касается Фейербаха, то он придерживался чисто натуралистической точки зрения, согласно которой человек обладает естественно-природной родовой сущностью, наряду с другими живыми существами. В этом суть антропологизма Фейербаха.

Гегелевское понимание  человеческой сущности как сущности исторической давало ключ к обоснованию  возможности изменения человека, поскольку в таком случае его "природа" выражается в жизнедеятельности  общества и государства. Историческое понимание человеческой сущности открывало бесконечную по сути перспективу ее развития. И в этом состоит та особенность гегелевской исторической диалектики, которая дала основание Герцену назвать ее "алгеброй революции".

Маркс вносит в гегелевское  понимание сущности человека поправку, которая заключается в том, что в качестве основы исторического развития человека принимается труд. Маркс видит и серьезную ограниченность гегелевского понимания труда как основы становления и развития человеческой сущности. Эта ограниченность проявляется в двух отношениях. Во-первых, Гегель, как пишет Маркс, "видит только положительную сторону труда, но не отрицательную". Иначе говоря, он не замечает того, что становление и развитие человеческой сущности в труде происходило в рамках отчуждения. Во-вторых, "Гегель знает и признает только один вид труда, именно абстрактно-духовный труд". Отсюда спиритуализм гегелевского понимания человека: человек у него оказывается тождественным самосознанию, а высшим проявлением человеческой сущности оказывается философия.

Маркс не принимает гегелевского идеализма в понимании человеческой сущности. Но он не принимает и материализма, который отрицает идеальное в  человеке. Общество не есть статистическая, механическая, арифметическая совокупность "абстрактных" индивидов, вырванных разумом исследователя из их социальной среды, оторванных, "освобожденных" от семейных, производственных, национальных и других отношений к собранных на фантастической письменном столе философа. Общество, это все составляющие его люди, индивиды, взятые все в совокупности, в целокупности, имеющие громадное количество биологических и психических особенностей, обладающие громадным количеством индивидуальных, неповторимых сознаний, занимающие каждый "свою клеточку" в организме общества, вступающие в громадное число отношений, производящие и потребляющие материальную и духовную культуру, познающие и преобразующие мир и себя. Общество есть сложнейший социальный организм, мельчайшими (в смысле, более неделимыми) частицами которого является сознательные (в смысле, обладающие сознанием) люди, индивиды. Общество есть социально организованная общность людей, количественно и, потому, качественно отличающаяся от всех других общностей людей, начиная от семьи из двух человек и кончая нациями, классами.

 

  1.  Чем определяется характер общества, согласно Марксу? Какие периоды Маркс выделял в истории и каким принципом он при этом руководствовался? Какова движущая сила развития общества?

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"