Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)
  1. Каково основное средство искусства? В чём отличие искусства  от мифа, с одной стороны, и от философии, с другой стороны?

Разнообразие явлений  и событий действительности, а  также различие способов их отражения  в художественных произведениях  вызвали к жизни различные  виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность  искусства состоит в том, что  оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а  в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через конкретные явления природы и общественной жизни. При этом, чем ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия. Настоящий художник не бесстрастно копирует действительность, создавая бледное подобие жизни. Он ищет и накапливает материал, стремясь к победе, заключающейся в шлифовании и перераспределении нового художественного мира. Художник вкладывает в произведение свое знание мира, свои дух и душу, но погружаясь в стихию творчества, остается земным человеком.

Искусство принципиально отличается от всех иных отраслей культуры, например, от науки: искусство направлено на синтез субъекта и объекта, наука -- на объект; основной метод искусства -- понимание, науки -- анализ; источник искусства -- интуиция, в науке главную роль играет дискурсивное мышление. Основной нерв искусства -- любовь, человечность; наука равнодушна. Искусство имеет личностное отношение к бытию, наука безлична. Поэтому ни одно научное открытие само по себе не страшно власть имущим, в отличие от истинного произведения искусства. Искусство менее рационалистично и потому более понятно, оно всегда отталкивается от реальных конкретных событий, которые не менее важны и интересны, чем мысли, и составляют основу мышления. Сила произведения искусства в том, что оно поднимается к вершинам обобщений.

Постепенное развитие языка, и, прежде всего, появление абстрактных  понятий, стали важным свидетельством формирования теоретического мышления и складывания предпосылок для  возникновения общих умозаключений, а тем самым и для философии. Изобретение письменности сыграло важнейшую роль в развитии человеческого мышления. Она не только принесла новые возможности передачи знания, но и обогатила предпосылки для развития собственного знания. Предпосылкой становления философии явились развитие языка, письменности, совершенствование способности человека к отвлеченному мышлению и познанию мира.

Но разделение умственного  и физического труда, создание прибавочного продукта, наличие денег и текстовых  сообщений, развитие определенного уровня абстрактного мышления – это лишь необходимые предпосылки возникновения философии. Однако этот процесс невозможен без наличия должного уровня свободы как меры самовыражения, плюрализма мнений, демократического строя. Именно из-за наличия тоталитаризма, несмотря на значительные успехи древней цивилизации Вавилонии и Египта, там философия не сложилась, а в Древнем Китае и Древней Индии она возникла и развивалась в несколько иных формах, чем на Западе. И только в Древней Греции с ее бесконечными городами-полисами, которые вели торговлю со множеством других территорий, сложились условия, способствующие самовыражению и творчеству, критическому взгляду на мир и необходимой для этого свободе слова.

Отличие мифологии от религии. Миф - существенная часть религии, но религия не исчерпывается мифом, т.к. религия включает в себя культ и веру.

У мифологии и религии  имеются существенные отличия. Миф  представляет собой универсальную  единственную на определенном этапе  форму общественного сознания. «Мифическое  мышление, - пишет А.А. Потебня, - на известной ступени развития - единственно возможное, необходимое, разумное; оно свойственно не одному какому-либо времени, а людям всех времен, стоящим на известной ступени развития мысли». Носителем мифологического сознания является общество в целом, религия возникает на основе образования специализированных групп священнослужителей (жрецов), занимающихся производством религиозной идеологии профессионально.

Если миф возникает  в период формирования общества и  общения не отделяющих себя друг от друга индивидов, то религия - в период, связанный с необходимостью регулировать общение людей, контролируя их поведение опосредованно, воздействуя на их духовный мир.

Также в религиозном  сознании мир расщепляется, удваивается: возникают священный мир (сакральный) и мирской (профанический), в то время как в мифологии такое удвоение выражено не ярко.

  1. Что такое житейская мудрость и чем она отличается от научного знания?

Житейская мудрость - опыт прошедшей жизни, прошедших жизней, опыт, обобщенный и зафиксированный в языке, опыт конкретно-исторический и универсальный (где границы и критерии, которые позволили бы его различить?). Это чужой опыт, которым всегда трудно пользоваться для решения своих задач, для установления, восстановления, осуществления логики своей жизни.

Источник житейской  мудрости - конкретный другой человек  или текст. Нужно усилие, чтобы  увидеть, услышать, понять, что это  источник необходимого (?) знания. Сегодня, в условиях быстро меняющегося мира, в котором слово "катастрофа" (социальная, техногенная, гуманитарная) стало почти привычным, такие, казалось бы, существенные для носителя мудрости качества, как возраст и социальное положение, могут не иметь в глазах других людей никакого значения. Ссылки на историческую ценность информации тоже не очень привлекают (кто и как пишет историю?). Нигилизм во всех видах пронизывает отношение современного человека к житейской мудрости, той, которая обеспечивает сохранность индивидуальной жизни человека в ее целостных характеристиках. Это можно наблюдать во многих проявлениях - в незнании родного языка и его возможностей, в неумении общаться, слушать текст и подтекст как свой, так и собеседника и т. п.

Житейская мудрость как  правила организации жизни передается в метафорическом виде, который, как известно, связан с необходимостью для человека ориентироваться на качества своего Я, своего отношения к обобщаемой действительности. Для того чтобы пользоваться метафорой, надо проделать путь к себе, к качествам своей психической реальности, которые могут составить пространство метафоры. Так, чтобы понять житейскую мудрость поговорки "В темноте все кошки серы", надо обладать достаточным уровнем знания людей (опытом переживания отношений с ними, анализа этих отношений), чтобы не воспроизвести в своем сознании эту метафору дословно как результат прямого, неметафорического заключения.

  Отличие 1. Житейские  психологические знания конкретны;  они приурочены к конкретным  ситуациям, конкретным людям,  конкретным задачам. Говорят,  официанты и водители такси  - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем довольно часто - прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

     Научная  же психология, как и всякая  наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные  понятия. Отработка понятий - одна  из важнейших функций науки.  В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

     Отличие  2. Житейские психологические знания  носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

     Подобный  способ особенно отчетливо виден  у детей. Он апробируется в  ходе ежедневных и даже ежечасных  испытаний, которым они подвергают  взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот "в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя".

     Отличие  3. Состоит в способах передачи  знаний и даже в самой возможности  их передачи. В сфере практической  психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

     Отличие  4. Состоит в методах получения  знаний в сферах житейской  и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

     Суть экспериментального  метода состоит в том, что  исследователь не ждет стечения  обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

     Отличие  5. Наконец, пятое отличие, и  вместе с тем преимущество, научной  психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

  1. Содержание понятия «осевое время» Карла Ясперса.

В философию истории  Ясперс ввёл понятие осевое время. Основанием философии Ясперса выступило  специфически понятое неокантианство, которое интерпретирует кантовский трансцендентализм как учение о  конкретных переживаниях и спонтанной свободе, причём акцент делается на эпистемологических функциях экзистенции.

Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает  себя в пограничных ситуациях. Там  он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии.

«Осевое время» у Ясперса  связано с представлением о скрытом, трансцендентном смысле истории, который  можно уловить, расшифровать, но не обнаружить эмпирически, и понятие  осевого времени изначально нагружено этим содержанием. Характеризуя духовные процессы, составляющие, по Ясперсу, суть осевого времени, он акцентирует внимание на том, что упомянутые процессы протекали в разных регионах Земли независимо, но примерно на одном и том же отрезке времени. Этот параллелизм в духовном развитии разных стран в одно и то же время рационально объяснить, как он считает, невозможно. В этом, по его мнению, кроется историческая тайна. «Никто не может полностью понять, что здесь произошло, как возникла ось мировой истории». Загадочными и непостижимыми являются, с его точки зрения, и другие крупные переломы в развитии человечества. Подобным образом он характеризует возникновение древних цивилизаций, зарождение современной науки и само появление человека. Точнее, он хочет сказать, что все предлагаемые научные объяснения не дают здесь исчерпывающего ответа и подлинного понимания. Но в том, что недоступно научному познанию, как раз и содержится, по Ясперсу, глубокий смысл истории. «Удивление перед тайной, - говорит он, является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания...»

  1. Каковы основные традиции – наследники античной философии? К какой из них принадлежит русская философия? Укажите основные этапы формирования философской традиции в России и на Западе, начиная с Древней Греции.

В Западной Европе к этим двум источникам философского творчества присоединилось еще огромное философское  наследство, полученное ею от античного  мира. Запад естественно сознавал себя наследником античной философии, связанным с ней живыми нитями - особенно благодаря тому, что латинский язык был языком церкви. Это давало в распоряжение раннего средневековья готовую философскую терминологию (хотя, с другой стороны, эта терминология часто служила источником философских блужданий).

Совсем иное находим  мы в путях России: когда в ней  стала просыпаться философская  мысль, она нашла тогда рядом  с собой напряженную и активную философскую жизнь на Западе. Не одно богатое прошлое в этой жизни, но и живая философская современность вставала перед русскими умами в таком богатстве и силе, что это не только пробуждало философские интересы, но и стесняло их, давило на них. Нужны были огромные усилия для того, чтобы совместить в себе необходимою ученичество и свободное собственное творчество.

В силу этого в истории  русской философии сочетание  указанных трех элементов философского творчества оказалось иным, чем это  было на Западе. С одной стороны, русская мысль всегда (и навсегда) осталась связанной со своей религиозной стихией, {со своей} религиозной почвой; здесь был и остается главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли. С другой стороны, вдохновение свободы всегда было дорого русскому уму; почти всегда не Церковь, а государство было в России проводником стеснительной цензуры;, - а если в Церкви возникали свои стеснительные тенденции, которые благодаря давлению государства получали большую силу, то все же дух свободы никогда не угасал в недрах церковного сознания. Оба начала, нужные для философского творчества (религиозное мировоззрение и свобода ума), наличествовали в России, когда она, переболев татарское иго, а позднее (в начале XVII века) так называемое «Смутное время», стала выходить на путь самостоятельного культурного действования. Но третий фактор - наличность на Западе богатой и творческой философской жизни - имели как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, приобщаясь к философской культуре Запада, русские люди как бы сокращали для себя путь собственного восхождения на высоты философской мысли и быстро входили в сложную философскую проблематику своего времени. В этом отношении достойно удивления то, с какой быстротой оказывались на высоте современности напр. русские ученые (Ломоносов в середине XVIII в., Лобачевский в первой трети XIX в. и многие другие), - но в философии собственное творчество было все же очень стеснено в России именно тем, что находили русские люди на Западе. Целые поколения попадали в плен Западу, в страстное и горячее следование его созданиям и исканиям; Россия вообще отвечала живым эхо на то; что совершалось на Западе. Мощь же ее собственного гения впервые проявилась в сфере литературы: после нескольких десятилетий подражания Западу, через эпоху Державина, а потом Жуковского, приходит Пушкин, в котором русское творчество стало на собственный путь - не чуждаясь Запада, даже откликаясь на его жизнь, но уже связав себя в свободе и вдохновении с самыми глубинами русского духа, с русской «стихией». За литературой последовали другие формы искусства (театр, живопись, позднее» музыка), но скоро и философия в России уже нашла свои пути - тоже не чуждаясь Запада, даже учась у него постоянно и прилежно, но все же живя своими вдохновениями, своими проблемами. XIX век окрылил философское дарование у русских людей. Россия вышла на путь самостоятельной философской мысли.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"