Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)
  1. В чём состояло философское открытие Фалеса? Каким образом Анаксимандр объясняет возникновение космоса? Что Анаксимен считает основанием всего и какими механизмами он объясняет возникновение всего?

Фалес первым сформулировал  и доказал несколько геометрических теорем:

вертикальные углы равны;

имеет место равенство треугольников  по одной стороне и двум прилегающим  к ней углам;

углы при основании равнобедренного  треугольника равны;

диаметр делит круг пополам;

вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

В области геометрии Фалес установил  ряд равенств: вертикальных углов, треугольников  с равной стороной и равными прилегающими к ней углами, углов при основании  равнобедренного треугольника, разделённых диаметром частей круга. Фалес вписал в круг прямоугольный треугольник. Учёным жрецам Вавилонии и Египта это было известно, но для Эллады стало открытием. Однако принципиально новое состояло в том, что уже Фалес стал преподавать математику не только в эмпирической, но и в отвлеченной форме. Фалес как физик пытался понять причину летних разливов Нила. Он ошибочно нашёл её во встречном пассатном ветре, который, затрудняя движение воды Нила, вызывал его поднятие. Но то, что верно в отношении Невы, в отношении Нила неверно. Нил разливается в результате летнего таяния снегов и летних дождей в его верховьях.

Подобно Фалесу, он стихийно тяготел  к материализму. Также как Фалес, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное. Он учил, что части изменяются, целое же остается неизменным»

Фалес относил все материальное разнообразие мира к воде, Анаксимандр же уходит от этой материальной определенности. Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является «какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них». «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и по временном отношении. Анаксимандр объяснял возникновение вещей не игрой стихий, но тем, что в вечном движении выявляются противоположности т.е. у этого философа мы, видимо, впервые встречаемся с осознанием значения противоположностей по отношению к развитию. У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, - проблематика возникновения и формирования жизни. Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи. Кроме того, Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека.

  1. Какое основание Пифагор вводит в философию для объяснения природы? Как он объясняет возникновение всего?

В целом, Пифагор в  вопросе о богах был приверженцем толкования и образа мыслей Орфея  и почитал богов примерно так  же, как Орфей, чтя их, запечатленных  в изваяниях из меди, но связанных  не с нашими человеческими формами, а с божественными первообразами,— их, всеобъемлющих, обо всем пекущихся и имеющих природу и образ вселенной.

Разумно воспринимать сказанное Пифагором  как слова существа высшей природы, а не обычного человека.

Пифагор пришел к выводу о едином боге. По Пифагору, бог един, он не находится вне космоса, но в нем целое в целом круге, он — надзирающий за всеми своими порождениями, имеющий смесь всех веков и творец всех его сил и творений, первоначало всего, в небе — источник света. Он также всеобщий отец, мысль и одушевление всего, движущее начало всех кругов

  1. В чём состояло объяснение природы у Ксенофана?

Ксенофан — ранний представитель греческого свободомыслия  в отношении религии. Наблюдательный, склонный к насмешке, подверг критике  господствующие представления о  множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения: Что среди смертных позорным слывет и клеймится хулою — То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули: Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро. Т.к. люди измыслили богов по своему подобию, каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами: Если бы руки имели быки, или львы, или кони Если б писать, точно люди, умели они что угодно, Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий Дали б бессмертным быки; их наружностью каждый сравнил бы С тою породой, к какой он и сам на земле сопричастен. … Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы… (Перев. Ф. Ф. Зелинского [1]) Мифологическому политеизму Ксенофан противопоставляет концепцию единого бога. По истине существует только один бог, «наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом»; «он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. Поскольку бога Ксенофан считал тождественным миру, его учение является вариантом пантеизма. По Ксенофану, ни о природе богов, ни обо всем остальном истинного знания быть не может. Достоверным знанием обладает только бог; знание человеческое есть только субъективное мнение и имеет только вероятностный характер; «полной уверенности в существовании богов и единой природы достичь не способен никто, ибо хотя бы некто и встал на верный путь, он бы [сам] этого не узнал, поскольку все есть видимость». В сочетании с критикой Ксенофаном всех философских систем, в глазах античных скептиков такой тезис превращал Ксенофана в провозвестника скептицизма. Природе Ксенофан приписывает черты, соответственно противоречащие мифам поэтов и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада он противопоставляет учение о бездонности земли, вере в божественность светил — учение об их естественной природе. Составленное из мелких искр Солнце движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая данный горизонт и каждый день исчезая, когда проходит над необитаемыми местами. Солнц и лун столько, сколько горизонтов. Возникая из воспламенившихся облаков, звезды днем потухают и, как угли, разгораются ночью. Все, что рождается и растет, есть земля и вода, море — отец облаков, ветров и рек; люди родились из земли и воды. Как странствующий учитель «мудрости», а также своей концепцией просвещения, этическим утилитаризмом, гносеологическим релятивизмом и полемическими приёмами Ксенофан предвосхищает софистов V в. до н. э. Сохранились фрагменты главного произведения Ксенофана — «Силл» (Сатир) в 5 книгах, направленного «против всех поэтов и философов» его времени, прежде всего против Гомера и Гесиода и их антропоморфных богов.

  1. Значение понятия «Логос» у Гераклита. Принципы существования космоса в соответствии с Логосом.

В учении Гераклита логос  не является ни чисто отвлеченным  понятием, ни конкретным образом, логос - образ-понятие, смыслообраз, По своему значению логос близок к понятию  всеобщего порядка. Это слово  Гераклит употребляет в смысле вечного  всеуправляюшего начала, объективного принципа, определяющего единство всех вещей или «Мирового порядка», «меры», соразмерности и равновесия.

    По духу  учения Гераклита, всеобщий логос  - это непреходящий, вечный и неизменный  порядок, мера изменяющихся вещей;  логос – это отношение первоначала, огня, к своим различным состояниям, поэтому логос есть «путь вверх и вниз», образующий из единого многое и из многого единое. Логос есть движущая сила изменения вещей, он проявляется через борьбу. Поэтому  он есть polemos (война, борьба) и harmonie (гармония), согласующая и уравновешивающая борющиеся противоположности.

    То  единое, которое лежит в основе всего  и всем правит, Гераклит называет  по-разному; когда он имеет  в виду мерные превращения  явлений природы друг в друга,  он говорит об огне; имея в виду религиозно-мифологические представления, он называет единое или всеобщее Зевсом, и т.д.

    Однако  неверно  трактовать логос Гераклита исключительно  как отвлеченное понятие или  только как материальную стихию. Тем более, нет оснований считать логос просто мифологическим существом. Логос и огонь - две стороны одного и того же бытия, которое не сводится ни к идеальному, ни к материальному началу, а представляет собой динамическое единство противоположностей,

    До  сих пор  речь шла о всеобщем логосе, но у Гераклита есть фрагменты, в которых говорится о том, что собственный логос присущ и человеческой душе:

    «Границ души  тебе не отыскать, в каком бы  направлении ты ни пошел, столь  велика ее мера (logos)»

    Гераклит  устанавливает  противоречивое единство между человеческим логосом и  всеобщим логосом: он их различает, но не противопоставляет друг другу. Логос  души может быть в согласии со всеобщим логосом, но случается это не часто. И тем не менее в основе своей они едины, сходны и тождественны; во всяком случае между логосом наилучших людей и логосом мира нет принципиальных различий. И тот и другой логос являются тем разумным принципом, который правит всем. Принципом существования космоса выступает Логос как разумный космический закон, проявляющийся во всех сферах природной и человеческой жизни. Благодаря действию Логоса в мире устанавливаются порядок и гармония; каждый предмет, явление или процесс занимают определенное место.

Космос вечен, несотворим и неуничтожим.

Существование космоса во времени представляется как циклический процесс.

  1. В чём состояло философское открытие Парменида? Понятие сущего и свойства сущего в учении Парменида. Понятия истины и мнения у Парменида.

Существо философской  позиции Парменида заключается  в проведении принципиального различия между мышлением и чувственностью, а соответственно и между мыслимым миром и миром чувственно познаваемым. Это было подлинным философским открытием Парменида. Мышление и соответствующий ему мыслимый (умопостигаемый) мир есть для Парменида прежде всего «единое», которое он характеризовал как бытие, вечность и неподвижность, однородность, неделимость и законченность, противопоставляя его становлению и кажущейся текучести; для богов нет ни прошлого, ни будущего, а существует только настоящее. Парменид даёт одну из первых формулировок идеи тождества бытия и мышления: «мыслить и быть есть одно и то же», «одно и то же мысль и то, на что мысль устремляется». Такое бытие, по Пармениду, никогда не может быть небытием, поскольку последнее — это нечто слепое и непознаваемое; бытие не может ни происходить из небытия, ни каким-либо образом содержать его в себе.

Вопреки сложившемуся ещё  в древности мнению, Парменид вовсе  не отрицал чувственного мира, а  только доказывал, что для его  философского и научного осознания мало одной чувственности. Считая критерием истины разум, он отвергал ощущения из-за их неточности. Чувственный мир Парменид трактовал в духе ранней греческой натурфилософии как смешение огня и земли, светлого и тёмного, тёплого и холодного, тонкого и плотного, лёгкого и тяжёлого. Для Парменида объект умозрения тождествен с объектом чувственного восприятия, только не все определения, какие находит в этом объекте чувственное восприятие, сохраняются мышлением (не все эти определения мышление признает истинными); равным образом, найденная в мысли истинная природа сущего не целиком доступна чувственному восприятию. Сущее Парменида не есть лежащее над мировым целым царство мысли, но оно — это самое мировое целое, поскольку последнее постигается мышлением. Парменид не принимал еще никакой трансцендентальной области наряду с чувственно воспринимаемым миром. Каждое из этих утверждений Боймкера, взятое в отдельности, правильно, но вся его концепция Парменидовой философии совершенно ошибочна вследствие того, что им не учтен лежащий в основе всего Парменидова хода мыслей монизм, исключающий всякую возможность дуализма истинно сущего и являющегося и отвергающий всякое отношение бытия ко множественности явлений. Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом:- истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

  1. Каким образом Зенон обосновывал учение Парменида? Как Парменид повлиял на последующую теорию природы в древнегреческой философии?

Задачу отстоять воззрения  Парменида против выдвинутых возражений взял на себя ученик и друг Парменида  Зенон*. Он родился в начале 5 в. до н. э. (480) и умер в 430 г. до н. э. От его  сочинений дошли только многочисленные и небольшие по объему извлечения, сделанные позднейшими античными писателями. Из них на первое место должны быть поставлены свидетельства Аристотеля в «Физике», а также свидетельства Симплиция, комментатора аристотелевской «Физики». Они дают возможность характеризовать то новое, что внес Зенон в греческую науку сравнительно с Парменидом, при всей наивности его аргументации в деталях.

Зенон развил ряд аргументов в защиту учения Парменида. Метод, примененный  им в этих аргументах, впоследствии дал основание Аристотелю назвать  Зенона родоначальником «диалектики». Под «диалектикой» Аристотель в этом случае понимает искусство выяснения истины путем обнаружения внутренних противоречий, заключающихся в мыслях противника, и путем устранения этих противоречий.

Метод Зенона сходен с  тем, который называется в математике «доказательством от противного». Зенон принимает — условно — тезисы противников Парменида. Он принимает, что пространство может быть мыслимо как пустота, как отдельное от наполняющего пространство вещества; что мыслимо существование множества вещей; что может быть мыслимо движение. Приняв условно эти три предположения, Зенон доказывает, будто признание их ведет с необходимостью к противоречиям. Тем самым доказывается, что предположения эти ложны. Но если они ложны, то необходимо должны быть истинны противоречащие им утверждения. А это и есть утверждения Парменида. Стало быть, утверждения Парменида истинны: пустота, множество и движение немыслимы.

Для понимания смысла аргументации Зенона необходимо учитывать  обстоятельство, отмеченное Лениным. В «Философских тетрадях» Ленин разъясняет, что ни Парменид, ни Зенон не отрицают реальности пустоты, множества, движения для наших, чувств. Они отрицают лишь возможность мыслить пустоту, мыслить

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"