Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на билеты по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 408.00 Кб (Скачать файл)
  1. Каковы основания всего в учении Эмпедокла? Как Эмпедокл понимает космос и законы, которым он подчинён?

Основу учения Эмпедокла  составляет концепция о четырёх  стихиях, которые образуют «корни»  вещей, так называемое архе. Этими  корнями являются огонь, воздух, вода и земля. Им соответствовали Зевс, Аид, Нестис (сицилийское божество воды) и Гера[1]. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Все вещи как бы складываются из этих стихий, «вроде того, как стена сложена из кирпичей и камней». Прочие Боги также были производными этих 4 «корней». Наиболее равномерно эти 4 «корня» вещей распределены в крови человека. «Корни» вещей являются «пассивными» началами.

Эмпедокл отвергает  мысль о рождении и смерти вещей. Последние образуются посредством смешения и соединения стихий в определённых пропорциях. Так, кость состоит из двух частей воды, двух частей земли и четырёх частей огня.

Источником движения, происходящего в природе, являются не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы — Любовь (Филея), олицетворяющая единство и добро, и Ненависть (Нейкос), олицетворяющая множество и зло. Они являются «активными» началами. Эти две силы обладают вполне определёнными физическими качествами. Так, «липкая Любовь» имеет все свойства влаги, а «губительная Ненависть» — свойства огня. Таким образом, весь мир представляет собой процесс смешения и разделения смешанного. Если начинает господствовать Любовь, то образуется Сфайрос — шар, при котором Ненависть находится на периферии. Когда Вражда проникает в Сфайрос, то происходит движение стихий и они оказываются разделёнными. Затем начинается обратный процесс, который заканчивается воссозданием Сфайроса — однородной неподвижной массы, имеющей шаровидную форму. Итого было 4 фазы : 1) акосмическая — господство и победа Любви (Сфайрос); 2)космическая — переход от Любви к Ненависти; 3) акосмическая — господство и победа Ненависти; 4)космическая — переход от Ненависти к Любви. Человечество жило в 4 фазу.

  1. Каковы основания всего в учении Анаксагора, и как образуются все вещи?

Первоисходную стадию, в  которой находится весь космос, Эмпедокл определяет термином СФАЙРОС. В этой стадии нет никакой определенности, все сливается в неразличимом единстве. Это состояние космоса  представляет собой собственно некую наисовершеннейшую смесь и подлинное единство стихий. Это период универсальной власти любви, вражда здесь поставлена «вне» мира, вытеснена.

Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения  единичных, отдельных вещей. Это  возникновение связано с постепенным приходом вражды, которая на этой стадии стремится вытеснить любовь. Основные стихии в этом периоде еще частично соединены и в то же время частично разделены.

Третья стадия в развитии космоса определяется однозначной  гегемонией вражды. Стихии в этот период более или менее разделены.

Четвертая стадия определяется возвратом власти любви. Стихии опять  соединяются.

Таким образом, согласно взглядам Эмпедокла, сущее образуют четыре пассивные стихии и две  противоположные силы, которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий. Космогонический процесс развития состоит при этом из постоянно повторяющихся четырех стадий, в которых попеременно берет верх то вражда, то любовь.

Теория познания Эмпедокла  построена по принципу познавания «подобного подобным». Познание возможно лишь потому, что как субъект познания (человек), так и объект (окружающий мир) состоят  в принципе их одних и тех же стихий, соединенных лишь в различных отношениях. Это делает принципиально возможным познание и дает достаточную адекватность знаний. В отличие от элеатов Эмпедокл является сторонником определяющей роли чувственного познания. В соответствии с его взглядами[22] мыслить и чувственно воспринимать - это одно и то же.

  1. Каковы основания всего в учении Демокрита? Каким образом он объясняет возникновение всего?

 «Демокрит первый ввёл в науку понятие атомов, неделимых частиц материи. Атомы беспрерывно движутся в пустоте. Они неизменны, неделимы, но отличаются по форме, размерам и положению относительно друг друга. Однородные атомы притягиваются друг к другу, образуя различные предметы окружающего нас мира, в том числе и людей. Атомы огня, например, очень малы и шарообразны: они вечно движутся и, попадая в промежутки между другими атомами, приводят их в движение. Земля, воздух и вода - смесь различных атомов. При увеличении промежутков между однородными! атомами твердая материя становится жидкой, а дальнейшее разрежение превратит её в газ.

Демокрит считал, что в основе познания лежат ощущения. Однако чувства дают нам лишь искажённое, «незаконнорождённое» познание. То, что одному кажется светлым, другому представляется тёмным. В действительности существуют лишь атомы и пустота. Когда мы видим, обоняем, осязаем или пробуем что-либо на вкус - это атомы, отделяющиеся от поверхности тел, касаются наших органов чувств. Если форма их острая, у нас создаётся впечатление острого вкуса, цвета или запаха, а если атомы круглые, то и ощущения от них мягче. Только проверяя показания чувств выработанным в себе разумом, можно исключить ошибку, получить познание истинное.

Демокрит считал, что  нет явлений без причины: природа  и история не имеют цели, но все  события обусловлены. В учении его  не оставалось места для вмешательства сверхъестественных сил в явления мира. Материя вечна, утверждал он, и её возникновение не нуждается в объяснении: объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры в богов.

  1. Какие общие черты объединяют учения софистов? Каково было представление софистов о благе человека и общества?

Общие черты учений софистов и характер движения в целом восстанавливаются  благодаря произведениям Платона, Ксенофонта, Аристотеля и др. авторов, которые существенно дополняют  сведения, основанные на подлинных фрагментах, но требуют критического отношения. Фрагменты соч. софистов собраны в 3-м томе «Фрагментов досократиков» Дильса-Кранца (DK), где опубликованы также два анонимных сочинения, отражающих типичную для софистов проблематику: «Двоякие речи» (DK90), трактат, написанный вскоре после окончания Пелопоннесской войны; и «Аноним Ямвлиха» (DK89), софистическое рассуждение 5-4 вв. до н. э., посвященное соотношению «закона» и «природы», которое включил в свой «Протрептик» неоплатоник Ямвлих.

Влияние идей софистов и их развитие обнаруживается в различных произведениях др.-греч. литературы 2-й пол. 5-4 вв. (особенно важны «История» Фукидида и драмы Еврипида, а также некоторые сочинения Гиппократовского корпуса: «Об искусстве», содержащем защиту медицины от нападок ее врагов, а также «О дыхании»; учения софистов и Демокрита о развитии цивилизации развиваются в трактате «О древней медицине» применительно к медицинскому знанию, а рассуждение о медицинском методе, основанном на опыте, перекликается с идеями софистов в отрицании значения натурфилософских теорий для медицинского знания). Благо как полезное, благо как счастье, включает в себя понятные для всех людей стремления к благостной жизни. Это душевное и телесное здоровье, физическая сила, позволяющие переносить жизненные невзгоды. Укреплению физического организма помогает спортивная закалка. От здоровья телесного неотделимо душевное здоровье. Оно требует развивать умственные способности, нравственные качества. Благом также является взаимное согласие и взаимная помощь в семье, общежитие граждан в рамках государства, которое обеспечивает всеобщую безопасность, позволяет совместно преодолевать жизненные невзгоды.

Плутарх в диалоге «О Сократовом демоний» рассказывает такой случай. Однажды Сократ шел по улице со своими друзьями. Вдруг он остановился, углубился в себя, потом, ссылаясь на указание демония, пошел по другой улице, призывая всех последовать его примеру. Некоторые не послушались Сократа и продолжали движение по первому направлению. Внезапно навстречу им попалось стадо покрытых грязью свиней, посторониться от которых они не смогли. Одних свиньи опрокинули наземь, других выпачкали грязью.

К достижению блага нас ведет  добродетель. Что же такое добродетель? Пытаясь определить это важнейшее  нравственное понятие, Сократ вопрошал своих собеседников и получал различные точки зрения. Люди отождествляли это понятие с мужеством, счастьем, наслаждением и т.п. На подобные суждения Сократ отвечал так: добродетель как некое общее понятие можно сравнить с человеческим лицом. Оно есть единое целое, состоящее из глаз, носа, рта, ушей. Каждая часть, взятая в отдельности, не составляет всего лица. Так и добродетель, включая в себя перечисленные нравственные аспекты, не ограничивается ими как отдельными частями. Следовательно, необходимо вывести общее понятие добродетели, как и понимание прекрасного, истинного и т.п..

Для Сократа добродетель есть знание, способность разума выбирать благо, полезное и необходимое для жизни. Мудрость и есть истинная добродетель, ибо только она позволяет отличать полезное и доброе от вредного и злого. Мудрость есть также высшее благо, которое невозможно позаимствовать у другого, а необходимо самостоятельно раскрыть в своей божественной душе. В произведении Платона «Пир» Сократ, обращаясь к хозяину застолья, с иронией говорит: «Хорошо было бы, если бы мудрость имела свойство перетекать, как только мы прикоснемся друг к другу, из того, кто полон ею, к тому, кто пуст, как перетекает вода по шерстяной нитке из полного сосуда в пустой. Если и с мудростью дело обстоит так же, я очень высоко ценю соседство с тобой. Я думаю, что ты до краев наполнишь меня великолепнейшей мудростью».

  1. Какую проблему можно назвать основной в философии и жизни Сократа и какими средствами он пытался её решить? Чем Сократ похож и чем непохож на софистов?

Сократ был цельным  человеком, для которого собственная  жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии  был вопрос о смысле жизни и  смерти. Не отделяя философии от действительности, от всех прочих сторон деятельности, он еще меньше повинен в каком бы то ни было расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же цельным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни и античного мира. Но то, чего не сделал сам Сократ, сделала за него история. Она хорошо потрудилась над тем, чтобы каталогизировать одни его высказывания как этические, другие - как диалектические, одни - как идеалистические, другие - как стихийно-материалистические, одни - как религиозные, другие - как еретические. Для Сократа добродетель была определенным эквивалентом "знания" (греч. episteme). Однако его понимание знания является достаточно сложным. Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три особых вида знания, которые тем не менее были для него нераздельными. Знание - это знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя. Характерным для Сократа было то, что он не искал подобное знание путем обращения к опыту. Он стремился получить это знание, главным образом, с помощью анализа понятий (концептуального анализа) и прояснения тех смутных понятий, которые мы уже имеем о человеке и обществе. К их числу относятся понятия справедливости, мужества, добродетели и хорошей жизни. Но этого мало. Здесь мы говорим о двух исследовательских направлениях в социальных науках: эмпирически ориентированном и теоретически ориентированном. Сократ принадлежал ко второму, то есть к теоретическому направлению (концептуальный анализ). Добродетель означает жить так, как мы должны жить. Здесь мы говорим о целях или ценностях, знание о которых невозможно получить с помощью экспериментальных или формальных наук. Другими словами, мы должны постигать добро (греч. to agathon), понимать нормы, то есть приобрести нормативное понимание. Но и этого все еще недостаточно.

Философия, как ее воспринимал Сократ – не умозрительное рассмотрение окружающего мира, а учение о том, как следует жить. Это и была одна из причин, по которым Сократ выступал против натурфилософии, эмпирического изучения природы. Даже познавательное значение органов чувств философ оценивал не особенно высоко. Согласно учению Сократа, в первую очередь необходимо рассмотреть вопрос о сущности знания. Оно - есть обнаружение общего для целого ряда вещей. Знание – это понятие о предмете, достигаемое посредством определения понятия. Так же Сократ говорил о понятии цели – по мнению философа, целью должно руководствоваться не только каждое отдельное действие, должна быть еще одна, единая, общая и высшая цель, подчиняющая все остальные. И этой целью должно быть высшее благо. Эта, и другие мысли резко отделяют Сократа от софистов, многие из которых были его современниками.

  1. Что представляют собой два предельных основания всего, согласно Платону? Понятие сущего у Платона. Как Платон объясняет возникновение космоса? Учение Платона о душе и государстве.

Платон прямо вкладывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейца. Согласно этому  учению мир есть живое существо, имеющее форму шара. Как живое  существо, мир имеет душу. Душа —  не в, мире, как его «часть», а окружает весь мир и состоит из трех начал: «тождественного», «иного» и «сущности». Начала эти — высшие основания «предельного» и «беспредельного» бытия, т. е. бытия идеального и материального. Они распределены согласно законам музыкальной октавы — в кругах, увлекающих небесные светила в их движениях. Окруженное со всех сторон мировой душой, тело мира состоит из элементов земли, воды, огня и воздуха. Элементы эти образуют пропорциональные соединения — по законам чисел. Круг «тождественного» образует круг неподвижных звезд, круг «иного» — круг планет . И звезды и планеты — существа божественные, мировая душа одушевляет их, так же как и остальной мир. Так как элементы земли, воды, огня и воздуха телесны, то они, как геометрические тела, ограничены плоскостями. Форма земли — куб, воды — икосаэдр, огня — пирамида, воздуха — октаэдр. Небо украшено по образцу додекаэдра. Жизнью мировой души правят числовые отношения и гармония. Мировая душа не только живет, но и познает. Душа человека родственна душе мира. Сначала она жила на звезде, но была заключена в тело, которое стало для нее причиной нестройности. Цель человеческой жизни — восстановление первоначальной природы. Достигается эта цель изучением круговращений небес и гармонии. Орудием для достижения этой цели служат наши чувства: зрение, слух и т. д. К той же цели ведет и способность речи и музыкальный голос, служащий слуху и через слух — гармонии. В «Тимее» излагается фантастическое учение о вселении человеческих душ в тела птиц и зверей. Порода животного, в которое вселяется душа, определяется нравственным подобием человека тому или иному виду живых существ. Достигнув очищения, душа возвращается на свою звезду.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"