Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

15. Типология культуры

Типология культуры- осуществляется на базе определенных критериев в  зависимости от избранного критерия или основания классификации  возможны различные варианты  в  выделении типов культуры 1) Тип религии ( В рамках определенных религий)  несут нравственные функции в основе этой культуры : - Христианской , - буддистской . –исламской. 2) Подтипы конфуцианско-даосизский  тип культуры -Китай – иудаистский т. К. 3) По региону - Дальневосточная культура , - Карибская к. – сибирская к , Латиноамериканская к. 4)По типу поселения:- Городская культура, -(Инновационная к. консервативная , статичная- женская ( деревенская ) 5) По социальному субъекту – по полу , Мужская(статичная) женская ( консервативная )    По возрасту – детская , - подростковая . – молодежная , до 35 , - субкультуры Людей среднего возраста , - субкультура людей пенсионного возраста 25,- Престарелые - после 75 , -ПО этносу ( племена , народность . нации)    По профессиональному признаку(Обилие профессий .) – специальность . – отрасль 6) По государству (более 200 государств) – по гражданству 7 ) Выделение типов культуры  соответственно сферам жизнедеятельности общества  Материально производственная культура . - Технико-технологичекая культура – культура производства . распределение обмена и потребление материальных ценностей . а так же  культура отношений собственности . _ экологическая культура.- Физическая культура. По социальной сфере жизнедеятельности. – социальная ,-бытовая .-демографическая .(воспроизводство и миграция населения) .- культура семейно -брачных отношений Политическая культура .- гражданское общество. – правовая культура  Духовная культура .- философско-мировозренческая к. .- религиозная к..- научная к. ( научное творчество , этикет , оформление научной работы .- образовательная воспитательная . –этическая . эстетическая .

16. Историч. типология культуры В историч.  типоогии культуры выделяют такте подходы как: 1)  Цивилизационный-видим типы к. по цивилизации. Данилевский выделил 8 историко-культурных типов. Шпенглер-10, А. Тойнби-!0, Хантинктон – 15. 2) стадиальный : Тофлер выделил 3 стадии в истории человечества.  3) Формационный( авторы подхода Маркс и Енгельс)  выделил 5 Формаций –первобытнообщинная , - Рабовладел. .- Феодальная -. Капиталистическая ,-Коммунистическая формация 4) Эпохальная ( в соответствии с историческими этапами. 1)первобытное общество (первобытная культура ) 40-35 тыс л. Назад.  2) Культура Древнего мира ( 4 тыс до.н.э.) 3) Эпоха средних веков , средневековая культура (5 начало 17 вв.) – Византийская К. - Арабская средневековая К. –Европейская средневековая К. – Древнерусская К.- К, Европейского Возрождения ( 15 начало17 вв.) –Культура Нового времени ( 2 полов. 17в. 20-ые годы 20 в.) –Культура новейшего времени).

17. Элитарная и обыденная культура.

Со времени разложения первобытного общества, начала разделения труда, социальной стратификации в  человеческих коллективах и сложения первых городских цивилизаций возникла дифференциация культуры, определяемая различием социальных функций разных групп людей, связанных с их образом  жизни, материальными средствами и  социальными благами, а также  формирующейся идеологии и символики  социальной престижности. Элитарная  культура (от франц. elite — отборное, выбранное, лучшее) - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов,. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу ,Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Элита в экономике обладает рычагами власти. Элита в культуре – это люди имеющие способность к творчеству ,а так же обладающие морально-этическими нормами поведения и ценностями,  осознающие свою ответственность за созданное ими творение. В элитарной культуре существует 2 элемента : 1) творчество. 2) Человек должен быть морально-этичным и высоконравственной личностью. Значение Элитарной культуры очень велико. Она создает Морально- нравственный и интеллектуальный образ общества.  Духовные ценности. Элитарная культура несет в себе воспитательный и эстетический элемент. Содержит  моральные , духовные ценности  приумножая актуальное во все времена. Идеологи Элитарной культуры (  Ортего-и-Гассет, Ницше «рождение человека из звука музыки» Обыденная культура представляет собой сниженный, или даже любительский уровень высокой культуры. Это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне. Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

18. Сохран.культ.наследия.

Памятники истории и культуры-свидетели  прошлого-отражают пройденный народом  путь.Они материализуют его трудовые и боевые подвиги,раскрывают духовное богатство страны.рачительно и бережное использования культурного наследия предполагает сохранение памятников по возможности в неизменном виде.Чтобы передать памятники прошлого последующим поколениями политика государства должна уделять внимание их сохранению.Памятники археологии,истории и культуры ПМР входят как составная часть в культурное наследие всего человечества.Государственная политикиа в сфере охраны памятников определилась в начальный период ее становления..Первое постановление Верховного совета О сохранении культурынх памятников определило дальнейшую деятельность гос-ва по охране памятников.На протяжении многих лет создаются нормативные акты,способствующие защите культурного наследия страны,напрвленных на сохранение объектов историко-культурного наследия республики.Международный аспек- В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культурного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвенция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамблей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание системы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит составление Списка выдающихся памятников мировой культуры и оказание государствам-участникам помощи в обеспечении сохранности соответствующих объектов.Внесение памятника культуры в Список всемирного наследия означает, что он становится объектом особой защиты и в случае необходимости могут быть организованы международные акции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изучении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.Рекомендация по сохранению исторических ансамблей дополняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных актов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международный совет по вопросам сохранения исторических мест и исторических памятников — ИКОМОС. Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою деятельность на охране культурно-исторических ценностей, их реставрации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой специалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятниками считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совершенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентийская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию археологического наследия (1990 г.).Среди негосударственных организаций, занимающихся вопросами всемирного историко-культурного наследия, особо выделяется Международный центр исследований в области консервации и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются представители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распространяет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и реставрации памятников, организации подготовки специалистов.

19. .Основные формы современной м. к.

Среди основных проявлений и  направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие: - индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, дет. сады) Их цель – воспитать детей на основах базовых ценност. установок, пропагандируемых в данном об-ве.- массовая общеобразовательная школа (тесно связана с 1). Она приобщает учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире к принятым в сообществе ценностным ориентациям, при этом эти знания упрощены для детского сознания и понимания и основаны на типовых программах данного об-ва.- СМИ (печатные и электронные), транслирующие широким слоям населения текущую актуальную информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из различных специализированных сфер, но преподнося эту информацию в "нужном" для заказчика ракурсе, т.е. фактически манипулируя сознанием людей и формируя общественное мнение по тем или иным проблемам в интересах своего заказчика.- система национальной (государственной) идеологии и пропаганды "патриотического" воспитания и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения и его отдельных групп (например, политико-воспитательная работа с военнослужащими), манипулирующая сознанием людей в интересах правящих элит.- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, манифестации, демонстрации, пропагандистские и выборные кампании и др.), главной целью которых является вовлечение в полит. акции широких слоев населения весьма далеких от полит интересов элит, методом нагнетания политического, националистического, религиозного или иного психоза.- массовая социальная мифология (национал-шовинизм и исторический "патриотизм", социальная демагогия, популизм, квазирелигиозные и паранаучные учения и движения, "кумиромания", "шпиономания", "охота на ведьм", слухи, сплетни и т.д.), которая заменяет анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей на простые, как правило, фантастические объяснения (мировой заговор, происки иностр. спецслужб, «барабашки», инопланетяне). Это освобождает людей, от усилий по рациональному объяснению волнующих их проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении; - индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), структуры по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Потребитель является не только зрителем, но и участником. Содержание этих представлений упрощено, адаптировано к невзыскательным вкусам , запросам массового потребителя. Массовая художестве. культура достигает эффекта психической релаксации нередко посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, брутального, физиологического.- индустрия оздоровительного досуга, (курортная индустрия, масссовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности). Она дает возможность человеку "подправить" свою внешность в соответствии с актуальной модой на тип имиджа, укрепляет человека не только физически, но и психологически (поднимает его уверенность в своей физической выносливости) - индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, кружки по интересам, интеллектуал. игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству.- система организации, стимулиров. и управления потребител. спросом (реклама, мода, имиджмейкерство и т.п.), формирует стандарты престижных образов, стилей жизни, интересов, потребностей.- словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электрон. и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные на массовых потребителей.

20. Культурологическая концепция Освальда Шпенглера (1880-1936) строится на сопоставлении и в большей степени противопоставлении культуры и цивилизации.

В мировой истории Шпенглер выделяет восемь типов культур, достигших  полноты своего развития: античность, Западная Европа, арабская культура, Египет, Вавилон, Индия, Китай и культура майи. Для Шпенглера существование  культурно-исторических типов в  разные времена на самых отдаленных территориях планеты - свидетельство  не единого мирового процесса, а  единства проявления культуры во всем ее многообразии.

История развития каждой культуры, полагает Шпенглер, состоит в том, что культурно-историческая целостность  проходит те стадии, которые в своем  развитии проходит живой организм: детство, юность, зрелость, увядание. Закономерное наступление и чередование этих стадий делают периоды развития всех культур абсолютно тождественными, а длительность стадий и срок существования самой культуры - отмеренными и неизменными. Эти стадии позволяют говорить как бы об “одновременности” культур, разделенных во времени тысячелетиями.

Термином цивилизация  Шпенглер обозначает последнюю, неизбежную фазу всякой культуры. Цивилизация  как технико-механическое явление  противоположна культуре. Обладая одними и теми же признаками во всех культурах, цивилизация есть выражение отмирания  культуры, возврат в “небытие”  культуры.

Анализируя духовный климат современной ему Европы, Шпенглер приходит к выводу, что подобно  тому, как в свое время погибла  греко-римская культура, сейчас погибает западноевропейская, и ничто не может  ее спасти. Закат Европы ознаменовался  победой техники над духовностью, мировых городов над провинцией. Для Шпенглера в современном  мире культура сохраняется лишь в  крестьянстве, которое подвергается давлению со стороны цивилизации.

21.Концепция культуры П. Сорокина.

Своеобразную концепцию  культуры развивал крупнейший русский  социолог и культуролог, проживший  большую часть своей жизни  в эмиграции в США, Питирим  Александрович Сорокин (1899-1968). В  методологическом плане концепция  П.А. Сорокина перекликается с учением  о культурно-исторических типах  О. Шпенглера и А. Тойнби. Однако теория культурно-исторических типов П.А. Сорокина принципиально отличается от теории О. Шпенглера и А. Тойнби тем, что  Сорокин допускал наличие прогресса в общественном развитии.

В соответствии со своими методологическими  установками П. Сорокин представлял  исторический процесс как процесс  развития культуры. В ходе этого  развития общество создает различные  культурные системы: познавательные, религиозные, этические, эстетические, правовые и  т.д. Главным свойством всех этих культурных систем является тенденция  их объединения в систему высших рангов. В результате развития этой тенденции образуются культурные сверхсистемы.

Эти культурные сверхсистемы представляют собой не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность, по мнению П. Сорокина, служит основой и фундаментом всякой культуры.

Ценности как основа типологии  культур

Питирим Александрович Сорокин  – основоположник русской и американской социологических школ. Его теоретическое  наследие настолько объемно и  многогранно, что можно очертить лишь основные контуры его взглядов на культурные процессы.

Наиболее полно культурологическая концепция изложена в многотомном  сочинении «Социальная и культурная динамика» (1937-1941). Сущностью, основой  культуры любого общества являются ценности, значения, нормы, символы.

Доминирующие ценности единой культуры охватывают всю духовную жизнь: искусство и науку, философию  и религию, этику и право, нравы  и обычаи, образ жизни и мышление, экономическую и политическую организацию.

Все части такой интегрированной  культуры взаимозависимы: если изменяются одни, неизбежно трансформируются другие. Сорокин вводит понятие «культурный  менталитет», или «менталитет культуры», которым он обозначает ценности и  значения, отдельные образы, идеи, желания, чувства, эмоции. Они образуют сферу духа и внутреннего опыта, которые воплощаются, реализуются во внешних событиях, объектах, процессах.

Каждая культура индивидуальна. Она имеет собственный менталитет, свою систему истинности и познания, собственную философию и мировоззрение, тип религии и стандарты «святости», формы искусства и литературы, правила нравственности и кодексы  поведения, свою экономику и политику, законы и наказания. На этой основе возникает особый, присущий именно данной культуре тип личности, обладающий специфическим менталитетом и поведением.

Все ценности, сколь бы различными они ни были, хорошо согласуются  друг с другом и логически, и функционально. Они разделяются большинством членов общества, воспринимаются как «единственно верные», передаются от поколения к  поколению. Интеграция ценностей обеспечивает стабильность общества. Сорокин выделяет в зависимости от доминирующих ценностей  три типа культур:

1. идеациональный;

2. чувственный;

3. идеалистический.

Необходимо отметить, что  за исходный пункт в описании типа культуры Сорокин предлагает принимать  следующие признаки:

Природа реальности, способ ее восприятия людьми. Возможны различные  варианты: земная жизнь может казаться людям лишь иллюзией, временным пребыванием, а подлинная реальность находится  за пределами, она сверхчувственна, нематериальна.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"