Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Культура не может существовать не обновляясь. Творчество, изменение  являются другой стороной развития общества. Новация (от лат. novatio — обновление, изменение) является способом обновления культуры. Единство традиции и обновления — универсальная характеристика любой культуры. Человек является субъектом творческой деятельности в культуре. Однако далеко не всякое новаторство становится фактом культуры. Новизна ради новизны не несет в себе действительного творческого содержания, превращается в бессмысленное кривляние. Творение культурных ценностей всегда носит общезначимый характер. Научное открытие или художественное произведение должны распространиться в обществе, получить отзыв в умах и сердцах людей. Конечно, речь идет не о сиюминутном признании. В свое время «королем поэтов» был провозглашен И.Северянин, а не его современники А.Блок или С.Есенин. Однако история все расставила на свои места. Всякая новация в культуре, имеющая глубокое содержание и ценность, проверяется временем, заново оценивается каждым последующим поколением людей.

Различное соотношение традиций и обновления, творчества в культуре дает основание для классификации  обществ на традиционные и современные. В традиционных обществах традиция господствует над творчеством. Культурные образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным  образом. Отклонения от нормы, как правило, не одобряются или отрицаются. Например, в средневековом обществе главная  задача художника состояла в отражении  того, что уже произошло — священной  истории, истории пришествия Христа на землю, его мук и смерти во искупление грехов человеческого рода, — того, что было зафиксировано в Библии. Так, образцом для известного иконописного сюжета «Спас Нерукотворный» (изображение  лица Христа) послужил описанный в  легенде отпечаток лика Спасителя  на полотенце. Для художника важно  здесь не самовыражение своего творческого  «я», а следование традиционному  образу — канону. Отсюда становится понятным равнодушие средневековых  мастеров к проблеме индивидуального  авторства, когда целые куски  литературного текста (музыкальных  пьес, опер и т.п.) переходили из произведения в произведение без всякого указания на источник цитирования.

В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация — научная, художественная, технологическая —  имеет индивидуального автора. Повтор, копирование оцениваются обществом  очень невысоко. Истинный художник или ученый — это всегда создатель  нового. Современное общество пронизано  гонкой за новизной. Это дает значительный эффект. Опытная наука за 300 лет  своего существования в странах, охваченных научно-технической революцией, дала возможность повысить уровень  жизни в 15—20 раз. Однако эта гонка  ведет к тому, что социальные и  культурные под­системы подвергаются постоянному давлению, что порождает  кризисные явления. Поэтому стабилизация и устойчивое развитие являются чрезвычайно  актуальными для современного общества.

Стабильность понимается как естественное, нормальное развитие общества в противовес нестабильности, часто отождествляемой с кризисом. Однако эти понятия необходимо отделить и отличать друг от друга, поскольку  каждое из них имеет свое, определенное содержание. Одной из главных черт стабильного и устойчивого развития общества является отсутствие несанкционированного государством насилия и способность  государства и его органов  быстро и эффективно реагировать  на социальные проблемы, подавлять  возникающие очаги нелегитимного  насилия. Тем самым общество самосохраняется.

Существует классификация  форм стабильности по признаку способов ее достижения. Выделяются минимальная  и демократическая стабильность. Минимальная стабильность может  быть достигнута за счет тотальных, принудительных, насильственных методов управления, с помощью которых подав­ляется сверху возможность национальных и  гражданских войн, вооруженных конфликтов. В демократическом обществе формируется  демократическая стабильность, при  которой угроза стабильности устраняется  за счет быстрого реагирования де­мократических структур на угрозу возникновения нелегитимных форм насилия. Конституционный порядок  при этом является одним из определяющих факторов стабильности. По мнению С.Хангтингтона, стабильность определяется как «порядок плюс преемственность». Легитимность существующего строя во многом зависит от уровня политической культуры населения, от поддержки со стороны избирателей данной системы власти и представляемых ею ценностей. При этом активность и вовлеченность населения в политический процесс, значимость общественного мнения являются необходимыми условиями стабильности в рамках демократии. Социокультурные институты функционируют стабильным образом, если они основываются на тех же ценностях и установках, которые господствуют в семье, в системе образования, в сфере обыденной жизни. Кроме того, важнейшей чертой стабильного общества выступают определенные модели поведения, обладающие статусом психологической привычки и соци­ального стандарта.

Понятие нестабильности связано  с несоблюдением условий и  нарушением параметров, о которых  говорилось выше. Нестабильное общество не справляется с изменениями  и новациями, с неизбежностью  возникающими в развитии его культуры. В частности, в современной России главной причиной нестабильности (по мнению А.Флиера) является отсутствие условий и культурных навыков для равного участия всех граж­дан в свободной социальной конкуренции на рынке труда и капитала, что приводит к обесцениванию культурных норм, ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие страны.

Таким образом, вопрос о прогрессе  культуры — это вопрос о преемственности элементов и ценностей культуры в поступательном историческом развитии общества, во взаимоотношении различных исторических эпох и периодов развития человека, отдельных стран, народов и сообществ.

Выделение единства и целостности  культуры, выступающей способом организации  человеческой деятельности в процессе ее прогрессивного преобразования, преемственности  ее непреходящих ценностей на различных  этапах развития общества, может быть осуществлено через осмысление сущностных родовых характеристик, связанных  с практически-преобразовательным отношением человека к окружающему  миру, безграничностью его познавательных и практических возможностей, его  способностью действовать по логике всех вещей и предметов.

Поэтому важнейшей сущностной родовой характеристикой человека выступают его потенциальная  универсальность, бесконечность и  всеобщность. Конечно, в каждый конкретный исторический период человек ограничен  всей совокупностью природных и  социальных условий. Однако, место и  роль человека в познании и практике задаются его сущностной родовой  универсальностью и всеобщностью.

11. Культура и природа, Экологическая культура.

 Основные этапы развития  экологической культуры   1) С  момента образования первобытной  общины (40-35 тыс лет назад) –Верхняя граница 15 века: (-первобытное общество. –древние цивилизации,-  до 15 в. Ранее и класич. Средневековье) Человек практически всецело подчинялся природе и жизнь его определялась  особенностями  среды обитания.  2)  15 в –начало 20 в. После окончания первой мировой войны Шпенглер написал «закат Европы»  после промышленного переворота . начались новые географические открытия. Это период когда человек стремился стать господином над природой и ее законами. Существование человека все больше определяется развитием искусственной среды. Постепенно вся биосфера оказалась  вовлеченной в жизнедеятельность человека, в результате чего были нарушены существующие миллионы лет организмы биосферы. 3) Человек ставит перед собой задачу Сознательной гармонизации, а именно нарушение природного равновесия. Все это предполагает след. Основные направления деятельностиРациональное использование природных  богатствПовсеместная охрана природыРазумное регулирование природных процессов, их сохранение , восстановление , улучшение.Формирование экологического сознания.Формирование такой системы ценностных ориентаций которая обеспечивает понимание , экологических проблем, формирование ответственного отношения к природе и жизни на планете.

12. Человек как единство природного и культурного.

Человек- есть единство природного и культурного. Природное начало- Естественные или (витальные , первичные ) потребности. Культурное начало- способы и результаты реализации , или удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей. Основные позиции в истории общественной мысли, по поводу соотношения природного и культурного начал в человеке. Хотелось бы разобрать поставленный вопрос о  представлении единства  культурного и природного, опираясь на мнения некоторых мыслителей . 1)  Платон и Аристотель  видели в культурном начале человека – благо. Киники считали  культуру «дымом».  который  надо развеять чтобы обнажить в человеке его истинную сущность 2) Жан Жак Руссо – считал , что человек по природе извращает данное ему природой. 3) Маркиз де Сад- считал что человек по природе жесток и эгоистичен . природа человека  греховна и проклята и не подлежит совершенствованию. Поэтому жизненные условия не должны препятствовать  проявлению его прочных страстей.  4) Ницше- считал что человек во вред себе отдалился от природы, от естественных влечений, основу которых составляет « инстинкт жизни» или « воля к власти». Он выделил такие группы как: Сверхчеловеки « белокурая бестия»Люди, которые не способны реализовать волю к власти Творческие люди , способные реализовать себя.ТВарничество- неспособные . У этих людей идет все от Христианства.Таким образом,  в культурологии считается,  что человек представляет собой единство природного и культурного. А развитие человека есть процесс постоянной обработки его природных качеств культурой.

13. .Социализация и инкультурация  личности

Инкультурация- вхождение в культуру, процесс , в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные культуре (обществу) к которой он принадлежит.   Процесс Инкультурации начинается с рождения человека и длится до смерти.  Целью Инкультурации является  формирование культурно компетентной личности. Культурная компетентность – это специфическое состояние человека по отношению к обществу, во многом сходны в его социальной адекватностью , но в большей мере  привязанное к действующей о обществе иерархии ценностей и параметрам социального опыта, выраженном   прежде всего в знаниях гуманитарного характера Можно сказать что культурная компетентность это утонченность параметров социальной адекватности.   Основные критерии культурной компетентности личности :1)Компетентность по отношению к законам (написанным документам)-экономическому, духовному и социальному обществу. 2) Компетентность по отношению к национальным  и сословным традициям , морали , ценностным критериям , нормам этикета. 3)Компетентность  по отношению к актуальным  на данный момент  областям соц. престижности: . к моде . стилю . символам , регалиям. 4) Так же компетентность выражается в уровне владения языками соц-ой  коммуникации . естественно разговору., специальными языками и соц-ым  жаргонам,  владение языками этикета , этнографической и политической символике.   Освоение норм культурной компетентности. Как известно , практически невозможно  овладеть языком в совершенстве. Места проживания происходят из социальных контактов окружения в процессе образования и  предже всего гуманитарного. Аккультурация-это частичное усвоение традиции и ценностей чужой культуры. Ассимиляция-Это полное погружение в чужую культуру .  Это означает, что индивид завыл все традиции и ценности родной культуры.

Социализация-это вхождение  индивида в общество , или это процесс освоения индивидом общественных взаимосвязей и общественных институтов. Целью Социальзации-  является  формирование социально адекватной личности.  Социальная Адекватность - это одно из наиболее ложных состояний человека  по отношению к обществу . суть которого состоит в том , что его суждения и действия соответствуют общественному становлению в наименьшей мере вызывает напряженность с обществом , что позволяет выделить данную личность как заслуживающую положительную общественную оценку.

14. Социальные ф-ции кул-ры.

Стандартизация, упрощение, невелирование – эти три слова проходят по всем аспектам м.к. Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений. Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании с мощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию нового феномена – массовой культуры. Она глубоко комерческа. Заранее заданная коммерческая установка, конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферу художественной культуры того же финансово индустриального подхода, который царит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многие творческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом, что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпуск коммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередь воспринимает данную культуру - это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой, получивший название "средний класс". Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре и философии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриального общества Он же и сделал столь популярной массовую культуру. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует реальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе. Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя, слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного, некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создает личность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"