Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

6 Понятие и морфология культуры

Морфологическое изучение культуры предполагает следующие направления  исследования культурных форм и артефактов: генетическое - порождение и становление  культурных форм; микродинамическое - динамика культурных форм в пределах жизни трех поколений (непосредственно трансляция культурной информации); историческое - динамика культурных форм и конфигураций в исторических масштабах времени; структурно-функциональное - принципы и формы организации культурных объектов и процессов в соответствии с задачами удовлетворения потребностей, интересов и запросов членов общества; технологическое - распределение культурного потенциала в физическом и социокультурном пространстве и времени. По Веремьеву Морфология культуры это 1) произведённые материальные объекты 2) Символические продукты (знания , идеи , языки , мифы) 3) технологии осуществления любой целенаправленной . деятельности 4) ценности и ценностные ориентации( совсть . человечность , уважение. Честь . любовь . духовность)А.а. Веремьев считал что культура-это способы и результаты человеческой . деятельности, ориентированной на обеспечение сущ-ние и развитие общества и человека. Морфология культуры в общем виде представляет собой различные формы, составляющие бытие культуры, и рассматривает способы их взаимодействия. К ним относятся миф, религия, искусство, наука. Первоначально, на стадии первобытной культуры, эти составляющие культуры существовали неразрывно. В процессе развития культуры данные формы обрели самостоятельность. В рамках культурологи  морфологич. подход имеет ключевое значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных характеристик в строении опр. культуры.

7. Культура и глобальные проблемы современности.

Тофлер писал что научно . технический процесс, привел к кризису цивилизации культуры, сущность которого стоит в нарушении механизмов адаптации человека и природы к происходящим изменениям. Эта ситуация интерпретируется как «отчуждение»  «отчуждение»-это процесс превращения различных форм и результатов человеческой  деятельности и самостоятельную силу , господствующую над человеком. На уровне цивилизации  отчуждения проявляются в глобальных проблемах современности.1) демографическая проблема 2)Экономическая, проблема  деградации  биосферы 3) энергетическая 40негативные тенденции научно технического развития. Проблема техногенных катастроф.4) Конфронтация по оси «запад»-«Восток». 5) Проблема международного терроризма.6) Отсутствие единых программ решения планетарных проблем, отчуждение на уровне культуры. Проявляется в кризисе самого человека., а именно :~ Ощущение личностью своего бессилия перед внешними силами жизни. ~ Представление об абсурдности своего существования. утрата людьми взаимных обязательств по соблюдению социального порядка , а так же отрицание господствующей системы ценностей ~ Ощущение одиночества .исключительности человека из общественных связей ~ Утрата индивидуумом своего Я –разрушение личности.    В 60- 70 г. 20 века международная организация  ученых «Римский клуб» организовала все эти проблемы и отсылала свои доклады всем международным организациям и национальным правительствам. Представители А. Пичеев : Э Тоффлер. Отсылал доклады чтобы все осознали что происходит с современным человеком. Говорили . что необходимо объединение финансовых . научных, политических усилий всех стран для решения этих проблем. Римский клуб считал что выход из тупика состоит в умении показателей развития с количественных на качественные , когда высший целью развития должно стать человеческое развитие. Истинное развитие  должно проектироваться на самого человека. Его внутренние качества . т. К человек выступает сегодня главным регулировщиком жизни на планете.. по их мнению такими определенными качествами должны быть (1. Понимание глобальности 2.Стремление к справедливости 3.Отвращение к насилию.4.Талерантност(взаимотерпимость) В документах этой организации выработано 4 качества должны соответствовать цивилизации . Эти качества составляют культуру нового «гуманизма» . которая соответствует глобальной цивилизации ЮНЕСКО Диалог культур- специфическая форма социального взаимодействия основанного на свободе и взаимоуважении учащихся в нем сторон направленное  прояснение сближения и взаимное  обогащение позиции. Это не только гуманитарные контакты на высшем уровне, но и способы приобретения отдельно взятой личности к духовному миру иных культурных образований.

8. Факторы формирования и особенности менталитета как формы сознания.

Особенности менталитета  как кА форма сознания  1)  Менталитет подчеркивает специфические особенности определенного типа культуры. 2) психологический фактор обуславливающий поведение и суждения субъекта 3)  Менталитет формируется под влиянием 2 факторов природного и социального. Социальный Фактор- социальные условия жизни субъекта: система экономических и политических отношений . Структура социальных отношений , религия. Менталитет является историческиобусловленным феноменом. Менталитет обладает более устойчивым характером по сравнению с осознанными формами сознания(наука и идеология) Идеалогия- это систематизированный взгляд на развитие общества. В периоды наиболее качественных преобразований общества он может играть консервативную и даже реакционную роль . Менталитет укореняется в бессознательных глубинах человеческой психики и его  носителям может, удастся осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Можно сказать ,что одним из факторов формирования является образование Культурный фактор.  Из культуры своей страны человек  делает для себя какие-либо выводы , опираясь уже с детства на легенды . сказки традиции. Определенную роль в формировании менталитета национальной культуры играют природные (ландшафтные, климатические, биосферные) факторы. Великий русский историк В. Ключевский не случайно свой "Курс русской истории" начинает с анализа русской природы к ее влияния на историю народа: именно здесь закладываются начала национального менталитета и национального характера русских. Русская равнина и ее почвенное строение,  речная сеть и междуречье,  лес и степь,  река и бескрайнее поле,  все это формировало мировоззрение русского народа,  и тип преимущественной хозяйственной деятельности,  и характер земледелия, и тип государственности,  и взаимоотношения с соседними народами (в частности,  кочевыми народами и фольклорные фантастические образы, и народную философию.  Менталитет по Пушкареву из его статьи 1) Связь человека с природой 2) Иррацианальный  мир. 3) Духовный мир. Лахова в своей статье показывает противоречия западного и восточного менталитела , противопоставляются такие качества как индивидуальность-коллективизм, утилитарность- любовь к родине, надежда на самого себя- доверчивость.отстаивание своего интереса- самопожертвование, расчет/рациональность-эмоциональность,целенаправленность-проворечивость.

9. Культурная картина мира и ее составляющие

культурная картина мира – есть мир представленный в смысловом значении для определенной  социальной общности и индивида. СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРНОЙ КАТРИНЫ МИРА 1) Онтологические категории- в которых выражается представление о самых общих атрибутах окружающего объективного мира ( пространство, время ,движение. Причина, следствие, изменение, свойство, количество, качество, случайность. закономерность.) 2) Социальные категории- характеризующие человека в обществе важнейшее обстоятельства  жизни людей их взаимоотношение, духовный мир (труд, собственность, власть, церковь , деньги , справедливость , равенство , доброта, совесть, долг) 3) Система ценностных отношений и ценностных ориентаций. В каждой культурной картине мира. Личности . народа или исторической эпохе складывается  своя иерархия ценностей и ценностных измерений (семья . любовь . дружба. деньги). В средние века –ценностями были нравственность , религиозность. В Новое время –ценности- рациональность, наука . Новейшее время  наблюдается Жестко прагматический подход ко всему. ККМ  в развитых культурах (особенно в современную эпоху ) многослойна и поливариантна. Она Включает в себя самые различные  знания и представления . научные , философские , научные ,обыденные , психологические. В соответствии с доминированием того или иного из перечисленных компонентов выделяются следующие типы и виды. Существуют различные картины мира: 1) научная к.м.(к примеру когда человек болеет . он идет ко врачу.) 2) Философская к.м. 3) Художественная  К.м. 4)религиозная к.м.(Вера в сверхестественное) 4)Обыденная к.м. 5) Мифологическая к. м. (наличие обряда)

10. Понятие культурной динамики  и типы культурных изменений.

1. Культура есть процесс  постоянной адаптации человека  к меняющимся условиям его  существования путем преобразования  этих условий в процессе человеческой  деятельности.

Одним из разделов культурологии, изучающий происхождение культур, является культурогенез. Это понятие используется для анализа процессов устойчивости и развития культуры. Культурогенез представляет собой вид социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в создании новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. (В узком смысле под культурогенезом понимают процесс становления, происхождения культуры.)

Культурогенез заключается в процессе постоянного самообновления культуры как посредством обновления и взаимодополнения уже существующих форм культуры, так и через создание новых, отвечающих культурной динамике времени направлений и феноменов. Культурогенез, как процесс порождения новых форм культуры, протекает постоянно, а не только на этапе зарождения культуры. В генезисе культурных форм можно выделить три фазы:

а) инициирование, выработка новаций,

б) создание на их основе новых культурных форм,

в) их внедрение в социальную практику, замещение ими старых культурных форм или сосуществование старых и новых.

Типы культурных изменений

Под культурной изменчивостью  понимают свойство самообновления культуры, включая развитие, деградацию или  десемантизацию (утрату смысла) отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами культурной изменчивости являются:

• адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ;

• необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий;

• творческая инициатива отдельных  личностей.

Изменчивость может иметь  прогрессивную направленность, а  может быть и деградирующей. Последняя  связана со снижением функциональной эффективности тех или иных объектов и структур. Десемантизация объекта есть утрата его первоначального смысла, перемена этого смысла или переинтерпретация данного содержания объекта в общественном сознании. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою. Правда, разрушительные кризисы не проходили даром — культура регрессировала, упрощалась.

Культурный застой — это  состояние длительной неизменности культуры, при котором резко ограничиваются или запрещаются нововведения. Нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизмененном виде. Общество «консервируется», ограждаясь от внешних воздействий «китайской стеной» изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т.д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Конечно, здесь происходят некоторые культурные изменения, однако они не выходят за рамки существующих культурных традиций.

Тенденции к самоизоляции, консервации традиций и культурных норм проявляются прежде всего в маленьких, локальных этнических или религиозно-сектантских группах. До сих пор в тропической Африке или в южно-американских джунглях находят племена, не имеющие контактов с «большим миром» и остановившиеся в своем социальном и культурном развитии на уровне каменного века. Но в состоянии застоя могут оказаться и высокоразвитые цивилизации — вспомним Древний Египет эпохи фараонов или культуры майя и ацтеков. Культурный застой опасен деградацией общества. Возникновение аномии (состояния разложения системы ценностей, апатии и разочарования) в условиях социокультурного кризиса ведет к варваризации общества. Французский историк Э.Ладюри утверждал, что хаотизация общественной жизни приводит к крайней неустойчивости настроений масс, которые склонны к ирра­циональным взрывам возмущения, жестокости. В этот период место разрушенных норм и ментальных установок занимает примитивный пласт сознания. Социокультурная деградация выражается в подмене сословного мышления или мышления устойчивых социальных групп с их определенными ценностными ориентирами, примитивизированным сознанием не­классических или негрупповых типов человеческих общностей. В этих условиях активны, как правило, низшие, люмпе­низированные слои общества, объединенные в толпу. «Эффект толпы» исследовали еще Лебон, Тард и Сигеле, которые показали примитивный и даже патологический уровень психики всякой толпы и массы. Г. Тард считал, что толпа — это негативное и активно действующее сплоченное множество индивидов. В ней критическое отношение личности к действительности, к происходящим событиям снижается. Толпа заряжена прежде всего разрушительной энергией против кого-либо, в ней преобладают примитивные реакции подражания и психического зараже­ния. Эта имитационная реакция, как показал Б.Ф. Поршнев, присуща в первую очередь стадным животным и представляет атавизм у человека.

Не всякие культурные изменения  ведут к выходу из состояния культурного  застоя. Культурная динамика — это  всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его  не следует путать с понятием «культурные  изменения», которые предполагают любые  трансформации в культуре. Если брать  историю развития общества, то культурная динамика может реализоваться в  следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом. Циклические изменения  отличаются, например, от эволюционных тем, что они повторимы. Если исследовать  культурную динамику внутри общества, то можно говорить о возникновении  культурных явлений, их распространении, функционировании.

^ 2. Слово «динамика» (от  гр. dinamie} переводится как сила. В физике это раздел механики, где изучается движение тел под воздействием приложенных к ним сил. В культурологии под культурной динамикой подразумеваются изменения, которые происходят в культуре под воздействием внешних и внутренних сил. Термин «изменение» многозначен. Он подразумевает всякое преобразование, происшедшее в той или иной культурной системе. Поэтому для оценки характера происходящих изменений используется термин «развитие». Культурное развитие — это изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого происходит изменение состава или структуры, возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей, переход в новое качественное состояние. Культурное развитие характеризуется одновременным наличием трех основных свойств динамики: необратимостью,направленностью, закономерностью. Поскольку обратимость характеризует циклические процессы, воспроизведение постоянной системы функций, отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс изменении лишается характерной для развития единой внутренне связанной линии.

Развитие включает в себя как восходящую линию — прогресс, так и нисходящую линию — регресс. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед, успех) — тип направленного развития, характеризующийся переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному. В культурологии существует два основных подхода к проблеме прогресса культуры.

Первый подход опирается  на очевидность смены этапов развития культуры, как обогащения системы  ее ценностей, развития всех форм жизнедеятельности  человека. В рамках этого подхода  множество форм и типов культуры при всем их разнообразии образуют единую линию духовного и материального  производственного развития человечества и рассматривают прогресс культуры как выражение целостности ее природы и единства культурного  многообразия.

Другой подход ставит под  сомнение наличие культурного прогресса  как поступательного развития единой культуры, исходит из понимания ее различных типов как локальных, автономных, имеющих свой жизненный  цикл (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин), как разных вариантов культурных систем, не сводимых друг к другу. Это, естественно, сужает возможности их сравнения, что существенно ограничивает понимание прогресса рамками «своей культуры», цикличности ее развития, причем преимущественно в духовной сфере.

Следует также отметить, что  культура есть противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития ее элементов, свойств и  отношений. Состояние покоя, неизменности культуры выражается понятием «статика»; а те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных  культур, выражаются понятием «динамика».

Поэтому культура содержит в  себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность»  в культуре — это прежде всего  традиция.

Традиции — это элементы культурного наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и  передаются от поколения к поколению  в неизменном виде. Традиции существуют во всех формах культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и других традициях. Система традиций отражает целостность, устойчивость, статику общественного  организма. В нее нельзя грубо, «топорно»  вмешиваться, так как это нарушает важные механизмы культуры. В частности, не следует «улучшать» духовную жизнь, тотально разрушая старые духовные ценности, историческую память. В этой ситуации «новатор» окажется в роли Чингис хана, захватившего земледельческую область Кан Су. Его военачальники заявили, что не знают, что им делать с обработанными землями. Лучше всего, по их мнению, с «плодами победы» поступить так: сельское население уничтожить, тогда и поля, предоставленные самим себе, снова бы стали степью, вернулись бы к благородному состоянию пастбища. (Ныне такое историческое беспамятство демонстрируется в отношении к советской культуре.)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"