Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

    Другим важным  моментом функционирования Я.к. является Понимание. При коммуникации (обмене знаками) неизбежно присутствует опр. неадекватность понимания (обусловленная различием индивидуального опыта, степенью знакомства с языком и т.п.), момент интерпретации (переосмысления), искажающий исходный смысл. Понимающий всегда обладает опр. представлением о понимаемом, ожидает опр. смысла и интерпретирует знаки в соответствии с этим представлением (эта проблематика рассматривается в этнометодологии, лингвистич. философии и герменевтике (см. Этнометодология, Герменевтика)).

    Искажение смысла  при означении и понимании (трагичное для логич. семантики) для Я.к. является важным фактором, обеспечивающим их изменчивость (наряду с введением новых актуальных знаков и значений, истор. и геогр. динамикой языков, их взаимопроникновением).

    Свойственная Я.к. многозначность (полисемантизм) приводит к появлению “языков в языках”, т.е. самостоят. языковых образований, формирующихся в рамках выразит. средств другого языка или интегрирующих в себе средства нескольких разл. языков (напр., дипломатический лексикон или язык моды). Существование таких языков значительно влияет на исходные языки и также является важным динамич. фактором (эта проблема освещена в работах структуралистов, в частности Р. Барта и Деррида).

    Я.к. можно дифференцировать по отнесенности к опр. области действительности или человеч. деятельности (язык искусства, сленг математики); по принадлежности опр. (этнич., проф., историко-типологич. и т.д.) субкультуре, языковому сооб-ву (англ. язык, язык хиппи); по знаковой представленности, ее типам (вербальный, жестовый, графич., иконич., образный, формализованный языки) и видам — опр. культурным порядкам (язык причесок, язык костюма); по специфике смысловой выразительности (информационно содержательные, эмоционально выразительные, экспрессивно значимые) и ориентации на опр. способ восприятия (рац. познание, интуитивное понимание, ассоциативное сопряжение, эстетич. вчувствование, традиц. отнесение); по специфике внутр. грамматич., синтаксич. и семантич. правил (семантически открытые и замкнутые языки, языки с полным и неполным синтаксисом и т.д.); по ориентации на опр. коммуникативные и трансляционные ситуации (язык полит. речей, язык офиц. документов); с т. зр. приоритетности и популярности на том или ином уровне культуры, в той или иной ее специализир. форме, в той или иной субкультуре.

    В лингвистике  также принято достаточно условное  разделение языков на естественные (не имеющие явных правил осмысления  и употребления, точно установленного  происхождения — исторически  сложившиеся вербальные языки)  и искусственные (более четко  формализованные, с явной историей).

    В философии  культуры Я.к. рассматривались, как правило, в общем контексте символич. деятельности человека как “символич. комплексы”, “символич. формы”. В культурной и социальной антропологии (и в историко-типологич., и в конкретно-истор. исследованиях) получили рассмотрение локальные вопросы генезиса и функционирования Я.к. (анализ отд. языков традиц. об-в в этнологии, анализ совр. ситуаций языковой коммуникации). Значит. шагом в изучении Я.к. стали кросскультурные исследования структурного функционализма (выявление структурных особенностей Я.к., анализ функциональных аспектов языковой деятельности). В лингвистике и семиотике были разработаны высокоэвристичные методы анализа естеств. языков (структурно-семантич. и структурно-семиотич. анализ), успешно применялись элементы теории информации, математич. моделирования, были выявлены универсальные грамматич. правила, правила семантич. согласования. Применение лингвистич. и семиотич. методов к Я.к., осуществленное Структурализмом, хотя и не дало ожидаемых универсальных рез-тов, однако позволило существенно расширить представления о языковой деятельности в локальных аспектах культуры, выявить отд. структурные элементы культурных текстов и механизмы их образования и преобразования.

    Ныне изучение  Я.к. осуществляется, в основном, на уровне прикладных исследований и теорий среднего уровня, с акцентом на совр. проблемах функционирования Я. к.

35.Культура и цивилизация. Типология  цивилизация.

Тип цивилизации — методологическое понятие, используемое для наиболее крупного членения культурно-исторического  развития человечества, позволяющего обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В основу типологизации положены четыре основных критерия:

1) общие фундаментальные  черты духовной жизни;

2) общность и взаимозависимость  историке-политической судьбы и  экономического развития;

3) взаимопереплетение культур;

4) наличие общих интересов  и общих задач с точки зрения  перспектив развития.

На основе этих критериев  вычленяются четыре основных типа цивилизации:

1) природные сообщества (непрогрессивные  формы существования);

2) восточный тип цивилизации;

3) западный тип цивилизации;

4) современный тип цивилизации.

Природные сообщества. Это  тип непрогрессивной формы существования, к которому относится исторические сообщества, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой. Народы, относящиеся  к данному типу цивилизации, существуют вне исторического времени. В  общественном сознании этих народов  отсутствует понятие прошлого и  будущего. Для них существует лишь время текущее и время мифическое, в котором живут боги и души умерших предков. Эти народы адаптировались к окружающей среде до такой степени, которая необходима для поддержания  и воспроизводства жизни. Цель и  смысл своего существования они  видят в сохранении хрупкого равновесия между человеком и природой, в  сохранении сложившихся обычаев, традиций, приемов труда, не нарушающих их единства с природой.

Вся жизнь сообщества подчинена  природному циклу. Оно ведет кочевой  или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны  с обожествлением сил природы, Воды, Земли, Огня, Солнца и т. д. Функции  связи между обожествленными  силами природы и сообществами выполняют  предводители общин — родов, племен, а также жрецы (шаманы, колдуны). Средством  интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Восприятие мифа осуществляется через  образ — целостную наглядную  структуру.

Для этих сообществ характерен крайний традиционализм. Изменения  происходят по замкнутому кругу, нет  восходящего развития. Неизменность однажды установленных порядков поддерживается системой запретов —  табу. Самое страшно табу — запрет на всякие изменения. В социальной организации  господствует коллективизм: община, род, клан, племя. Властные отношения осуществляются на основе авторитета. Власть опирается  либо на традицию (выборные предводители), либо на генеалогическое родство (наследование)

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически  первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем  Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации  являются:

1. Традиционализм — ориентация  на воспроизводство сложившихся  форм образа жизни и социальных  структур.

2. Низкая подвижность и  слабое разнообразие всех форм  человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом  плане представление о полной  несвободе человека, предопределение  всех действий и поступков,  независящими от него силами  природы, социума, богов и т.  д.

4. Нравственно волевая  установка не на познание и  преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение  с природой, сосредоточенность на  внутренней духовной жизни.

5. Личностное начало не  развито. Общественная жизнь построена  на принципах коллективизма.

6. Политическая организация  жизни в восточных цивилизациях  происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное  преобладание государства над  обществом.

7. Экономической основой  жизни в восточных цивилизациях  является корпоративная и государственная  форма собственности, а основным  методом управления выступает  принуждение.

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая  характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными  ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

1) динамизм, ориентация на  новизну;

2) утверждение достоинства  и уважения к человеческой  личности;

3) индивидуализм, установка  на автономию личности;

4) рациональность;

5) идеалы свободы, равенства,  терпимости;

6) уважение к частной  собственности;

7) предпочтение демократии  всем другим формам государственного  управления. Западная цивилизация  на определенном этапе развития  приобретает характер техногенной  цивилизации.

Техногенная цивилизация  — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного  типа цивилизации занимает научная  рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем  прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники  и технологии благодаря систематическому  применению в производстве научных  знаний;

2) как результатом слияния  науки и производства произошла  и научно-техническая революция,  существенным образом измениршие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление  той искусственно созданной человеком  предметной среды, в которой  непосредственно протекает его  жизнедеятельность. Это сопровождается  возрастающей динамикой социальных  связей, их относительно быстрой  трансформацией. Иногда на протяжении  одного-двух поколений происходит  изменение образа жизни и формирование  нового типа личности. На базе  техногенной цивилизации сформировалось  два типа общества— индустриальное  общество и постиндустриальное  общество.

Для обозначения исторических особенностей того или иного типа цивилизации используется разделение всех типов цивилизаций на два  основных типа: первичные цивилизации  и вторичные цивилизации. Первичными цивилизациями называют древние  цивилизации, выросшие непосредственно  из первобытности и не опиравшиеся  на предшествующую цивилизационную  традицию. Вторичные возникли относительно позже и осваивали культурно-исторический опыт древних обществ.

Современное состояние цивилизационного развития привело к формированию глобальной цивилизации.

Глобальная цивилизация  — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего  с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация  означает, что в современную эпоху  все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Возрастающая интенсивность  глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете  тех форм социальной, экономической  и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные  и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Иными словами, происходит все возрастающаяунификация социокультурной жизни различных стран и регионов земного шара. Основой этои унификации является создание общепланетарной системы общественного разделения труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т. д. Конкретным инструментом социокультурного взаимодействия является межцивилизационный диалог.

В культурологии зафиксированы  некоторые наиболее общие принципы межцивилизационного диалога:

1) усвоение прогрессивного  опыта, как правило, происходит  при сохранении межцивилизационных особенностей каждого сообщества, культуры и менталитета народа;

2) каждое сообщество берет  из опыта иных цивилизаций  только те формы, которые оно  в состоянии освоить в рамках  своих культурных возможностей;

3) элементы иной цивилизации,  перенесенные на другую почву,  приобретают новый облик, новое  качество;

4) в результате диалога  современная глобальная цивилизация  приобретает не только форму  целостной системы, но и внутренне  многообразный, плюралистический  характер. В этой цивилизации усиливающаяся однородность социальных, экономических и политических форм сочетается с культурным многообразием.

Исследователи также отмечают, что в этом диалоге на современном  этапе преобладает западное влияние  и, следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. Однако в последние десятилетия  все более заметным становится возрастание  значения результатов социально-экономического и культурного развития восточных  и традиционных обществ.


Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"