Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

Одни ученые антропологи  критически восприняли психоанализ  и дополнили его, пытаясь придать  ему социальный смысл и гуманистическую  направленность. Другие, напротив, канонизировали, превратили учение Фрейда в доктрину, а впоследствии - в культ. Но и  те и другие способствовали развитию антропологических исследований, прежде всего в аспекте расширений предмета анализа. В сферу научного анализа  были вовлечены новые объекты  изучения (стереотипы сексуального поведения, эмоциональная сфера личности, сны, различные виды проявления бессознательного). Под влиянием Фрейда была «открыта»  новая область исследований - раннее детство в различных культурах - и стали исследоваться соотношение  нормы и патологии и межкультурные  особенности отклоняющегося поведения. Не без влияния работ Фрейда  на иной этап развития вышла психология религии. Аспекты концепции Фрейда были реализованы в различных тенденциях в психологическом изучении культур. Ортодоксально воспринял идеи Фрейда Г. Рохейм, не выходя за рамки классического психоанализа, но с существенными дополнениями исследовали культуры и личности Дж. Деверо и У. Ла Барр. Критически восприняли психоанализ М. Мид и Р. Бенедикт. Дж. Уайтинг и его коллеги осуществили синтез психоанализа и теории научения. Э. Фромм и А. Маслоу стали основателями «гуманистического психоанализа», а Э. Эриксон - психоисторического направления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психоанализ и концепция  культуры австрийского психиатра З.Фрейда представляет особый интерес в культурологии психоанализа. Фрейд не только использовал своё глубокое знание историко-философской традиции (Платон, Аристотель, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше), но и предложил собственную оригинальную, хотя и несколько эклектичную систему философской культурологии.

Зигмунд Фрейд подменил проблему смерти, тождественной ей по сути, но не уводящей в трансцендент проблемой рождения. Понятие «смерть» и «рождение» при этом действительно сливаются воедино, а задача культурологии в рамках классического психоанализа может быть обозначена как исследование трех важнейших этапов, рождения-смерти субстанциональной системы «человек-культура»:

1. Культура рождения вместе  с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.

2. Культура поворачивается  своей продуктивной стороной, выступая  в качестве отработанной веками  программы вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сноведениях.

3. Культура проявляет себя  исключительно репрессивно; целью  её является защита общества  от свободного индивида, отринувшего  и биологические, и массовидные регуляторы, а средством – тотальная фрустрация, перегонка свободы в чувство вины и ожидания кары, толкающее индивида либо к обезличенности массовидных идентификаций, либо – к аутоагрессивной невротичности, либо – к агрессии направленной вовне, что усиливает культурное давление и усугубляет ситуацию. Культура консолидируется в качестве врага любых проявлений человеческой индивидуальности. З.Фрейд разработал универсальную методологию контроля за мерой репрессивности культуры, названную им «метапсихологией».

23. .Культурная политика: цель и основные направления

Культурная политика (политика государства в области культурного  развития) — совокупность принципов  и норм, которыми руководствуется  государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению  культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества. К государственной управленческой деятельности относят: — систему  поиска, взятия на охрану, реставрации, накопления и сохранения, защиты от незаконного вывоза, а также обеспечения  доступа для изучения специалистами  или просвещения масс предметов  культурного наследия, обладающих ценностью (книжно-письменных, архитектурно-пространственных, художественных произведений разных видов и уникальных произведений ремесла, исторических документальных и вещественных раритетов, археологических памятников, а также заповедных территорий культурно-исторического значения); — систему государственной и общественной поддержки функционирования и развития художественной жизни в стране (способствование созданию, демонстрации и реализации художественных произведений, их закупок музеями и частными коллекционерами, проведение конкурсов, фестивалей и специализированных выставок, организация профессионального художественного образования, участие в программах эстетического воспитания детей, развитие наук об искусстве, профессиональной художественной критики и публицистики, издание специализированной, фундаментальной учебной и периодической литературы художественного профиля, экономическая помощь художественным коллективам и объединениям, персональное социальное обеспечение деятелей искусства и т. п.); — систему выстраивания разнообразных форм организованного досуга людей (клубная, кружковая и культурно-просветительская, организация спортивно-массовых и празднично-карнавальных зрелищ и мероприятий, «культурно-просветительский» туризм по историческим объектам и районам, «народная самодеятельность» в области художественного или ремесленного творчества.— международное и межнациональное культурное сотрудничество, а также ряд иных направлений деятельности.Соглашаясь с тем, что государство должно участвовать в формировании такой политики, исследователи выделяют шесть основных направлений, на которые собственно и должен быть направлен вектор культурной политики: - Сохранение наследия (музейные коллекции, исторические здания, живопись, музыкальную литературу, а также навыки ремесел и фольклор); - Распространение культурного продукта. Средства направляются на финансирование спектаклей, гастролей, субсидий билетов, трансляций, издательскую деятельность, сеть распространения или специальные акции, направленные на расширение аудитории; - Творчество (что включает как работу творца, так и любого вспомогательного персонала, участвующего в культурном производстве); - Исследование (а это предполагает проверку соответствия проводимой культурной политики поставленным целям и задачам); - Подготовка персонала (что предусматривает обучение творческих специалистов, администраторов и работников смежных областей); - Образование

24. Культурные институты

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система  практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством , направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.

Основными органами, планирующими и принимающими решения по вопросам направленности культурной политики, являются органы государственной власти (как правило, принимающие решения  на основании их обсуждения экспертами, а также художественной общественностью  или избранными в области искусства  и литературы), а основными органами, реализующими культурную политику государства, являются культурные институты. Последние  сравнительно четко делятся на институты, решающие основным задачи культурной политики. Например, институтами, занимающимися  вопросами сбора и сохранения культурного наследия, являются библиотеки, архивы, разнопрофильные музеи, государственные историко-культурные заповедники и т. п. Институтами, решающими вопросы развития художественной деятельности, являются творческие союзы и объединения, архитектурные, художественные и реставрационные мастерские, киностудии и кинопрокатные учреждения, театры (драматические и музыкальные), концертные структуры, цирки, а в идеале также — книгоиздательские и книготорговые учреждения, средние и высшие учебные заведения художественного профиля и др. (к сожалению, в России далеко не все перечисленные культурные институты административно относятся к ведению Министерства культуры и централизованно управляются им; в частности, архитектура, кино, литература и книгоиздательский комплекс являются автономными структурами). Институтами досуговой работы к настоящему времени остались лишь клубы и кружки, просветительские общества, а также некоторые туристические организации. Весьма развитая еще недавно система организации детского культурно-просветительского досуга в России фактически деградировала. Задачи социальной педагогики решаются преимущественно в системе образовательных учреждений, международное культурное сотрудничество осуществляется главным образом центральными управленческими органами культуры. Определенную роль в развитии культурной политики играют научно-исследовательские и учебные заведения культуры и искусства.

25. Культурная пол-ка и органы управления культ. процессами

КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА, система  практических мероприятий, финансируемых, регулируемых и в значительной мере осуществляемых государством , направленных на сохранение, развитие и приумножение культурного наследия нации. Это направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества.Каждая страна имеет свои административные структуры, призванные содействовать культурному развитию. В 60—70-е гг. во многих странах появились министерства культуры, сфера деятельности которых большей частью ограничивалась лишь некоторыми направлениями. Так, в Индии управление культурой распределено между министерством образования (имеющим бюро культуры), министерствами информации и радиовещания, туризма, общественных работ, жилищного строительства, сельского хозяйства (с отделом коммунального развития), торговли и ремесел. Широкое понимание культуры, принятое многими правительствами, включает образование, средства массовой коммуникации, туризм, социальное обслуживание, воспитание молодежи. Очевидно, что управление столь различными и широкими сферами производится разными ведомствами. Поэтому для координации их деятельности создаются комитеты по связи между правительственными ведомствами или парламентские комиссии.

Наряду с общегосударствен. Учрежд. значительное место в культурной жизни занимают неправительственные организации — как национальные, так и международные. Различного рода сообщества, писательские и журналистские организации, разнообразные творческие коллективы и ассоциации, частные издательства, киностудии, музеи и т.д. создают широкую сеть, обеспечив. культур. деятельность страны.

26. Культурные нормы и их типы.

Все человеческое поведение  прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Нормы  — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. Нормы предписывают образцы  поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации. Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Существует множество классификаций норм. Например:1.Институционные (нормы , прописанные в документах)2.Статистические (не прописанные в документах)3.Конвекционные (нормы рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Они занимают промежуточное положение между 1 и 2, в каждом конкретном случае тяготея к первым или вторым)4.Эталонные (т.е. специально созданные в качестве образца для подражания, они создаются в сфере религии (нравственные, эстетические нормы) и искусстве)Классификация норм по Кармину. Он выделил1.Общепринятые (общекультурные), которые распространяются на всех членов об-ва (правила поведения в общест. местах).2.Групповые нормы (они отличаются многообразием). Это как стандарты поведения, характерные для определенных социальных слоев и групп, так и особые правила, которые устанавливают для себя какие-либо компании, группировки, фирмы, корпорации и т.д.3.Ролевые нормы (определяют характер поведения человека, находящегося в определенной социальной позиции)Самая известная классификация культурных норм принадлежит американскому социологу Уильяму Грехэму Самнеру (1840—1910). Он выделял следующие виды норм: обычаи, нравы, законы. Cегодня типология культурных норм учитывает традиции, обычаи, привычки, нравы, табу, законы, моду, вкус и увлечения, верования и знания и др.

27. Культурные ценности и их типы.

С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и  усваивает культуру, к которой  принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми  людьми, в домаш. среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. Таким образом ценность определяется не столько свойствами объекта, сколько свойствами субъекта, т.е. его отношением к объекту. Человеческие представления о том , что собой представляют ценности называются ценностными представлениями.Кармин выделил следующие типы ценностей:1.Финальные (высшие ценности и идеалы, важнее и значимей которых нет ничего, они являются конечными ценностями человеческих стремлений.  Их так же называют самоценностями. Без них достойная человеческая жизнь невозможна)2.инструментальные (это средства и условия необходимые в конечном счете для достижения и сохранения финальных ценностей)3.Производств. (это следствия или выражения других ценностей, имеющие значимость лишь как признаки и символы последних (рисунок ребенка на 8 Марта))У каждого человека образуется более или менее упорядоченная структура ценностных ориентаций, т.е. ценност. представлений, с помощью которых он ориентир. в мире ценностей и определяет какие из ценнос. явл. для него более значимыми, а какие менее.

28. Функции культурных норм.

Культурные нормы выполняют  в обществе очень важные функции.

1.Они являются обязанностями  и указывают меру необходимости  в человеческих поступках; 2.Служат  ожиданиями в отношении будущего  поступка; 3. Контролируют отклоняющееся  поведение; 4.Служат образцами, эталонами  поведения. С одной стороны,  нормы — это обязанности одного  лица по отношению к другому  или другим лицам. Запрещая  курить в учреждениях, администрация  накладывает на сотрудников определенные  обязательства и ставит их  в определенные отношения с  начальством и товарищами. Стало  быть, нормы формируют определенную  систему взаимных отношений, основанных  на правах и обязанностях.

С другой стороны, нормы —  это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне  улицы, а другие полевой, возникает  упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают  столкновение и беспорядок. Стало  быть, нормы формируют систему  социального взаимодействия, которая  включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. функции  культурных норм по Кармину:1.Социальная (эта функция состоит в регулировании  жизни людей, общественных взаимосвязей, унифицирует поведение людей, обеспечивая  единообразие действий, таким образом  способствует поддержанию общественного  порядка, обеспечивают безопасность людей)2.Технологическая (представляет собой процедурные  правила, способы и программы  деятельности, направленные на получение  желаемого результата.

29. Нормативная система культуры и факторы развития культурных конфликтов.

Культурные нормы- представляют собой единство или систему, все  части которой связаны друг с  другом и выполняют определенные функции. Но любое единство имеет  противоречие.Нормативная система культуры является упорядоченной и содержит часто несогласующиеся и противоречащие друг другу нормы. Противоречивость и несогласуемость обуславливается гетерогентностью (социальной неоднародностью) об-ва. И тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности воровской, криминальной культуры и нормы доминирующей). Когда нормы, которым должен следовать человек , плохо согласуются, человек попадает в ситуацию выбора. Поскольку существует три типа норм ( по Кармину: общепринятые, групповые, ролевые), то и девиантное поведение может существовать на 3-х уровнях: 1. Нарушение общепринятых норм; 2.Нарушение групповых норм; 3.Нарушение ролевых норм.В определенных условиях противоречия или расхождения могут усиливаться и доходить до конфликта. Культурный конфликт зажимает человека в тески противоречащих друг другу требований, и чтобы он не делал, его жизненное благополучие ставится под сомнение. Будучи одной из причин роста преступности конфликт норм вместе с тем сам обостряется (чем больше в об-ве становится людей, ведущих криминальный образ жизни, тем обычней делаются контакты с ними, люди привыкают к их существованию, осознано или неосознанно принимают их жесты, повадки, нравы.  Если к тому же представители криминальных структур начинают преобретать престиж, то регулятивы их поведения вступают в борьбу с культурными нормами. В этом конфликте происходят вытеснение и уничтожение культурных норм, понижается общий уровень культуры).

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"