Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 17:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культорология"

Файлы: 1 файл

Культурология (вопросы для зачета).docx

— 95.81 Кб (Скачать файл)

1Этапы становления культурологического  знания

 Философский – возникает  в 7 веке до н. э.(7-6века),В рамках философии, как известно , была выработана сама общая идея культуры , а так же были поставлены  вопросы, которые сегодня составляют  собственно культурологическую тематику. В 19 в  немецкий философ А.Г. Мюллер ввел понятие «культурфилософия2, понимая под ним самостоятельный раздел философии осмысливающий культуру-Эмпирический(Этнографический)-Возникает во второй половине 19 в.В то время начинается колонизация Европейскими странами различных народов. Изучается культура этих народов с целью дальнейшего умелого управления ими. Изучаются : мифы, легенды , сказания .В этнографии культура становиться объектом специального изучения, где замечается тенденция к пониманию культуры как сложной динамической системы , выполняющей конкретные социальные функции.  В рамках этнографии сформированы  научные школы.

 1)Школа Эволюционистов. Представители: Л. Морган, Э.Тэйлор, Фрейзор. Эволюционисты считали , что все народы проходят путь от дикости к варварству   и конечной стадией развития является цивилизация.

2)Школа социальной антропологии. Сформировывается в Англии. Представитель Б. Малиновский.

3)Школа культурной антропологии. Формируется в США в начале 20 в. Представители6 А,Уайт, A Боас-Теоретический этап формируется в начале 30-ых годов 20 в.Происходит становление культурологи как самостоятельной культуры. Представители: Лесли Уайт.-прикладной этап (современный )

2. Предмет, основные понятия и структура культурологии

Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования  и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология  исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится  к изучению культуры во всей полноте  ее проявлений и в ее сущности. Культурология  обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты  бытия человека и общества. Культурология  направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько подходов к определению  сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию  как комплекс дисциплин, изучающих  культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в  результате чего формируется система  знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию  как один из разделов дисциплин, изучающих  культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с  такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий - рассматривает культурологию  как самостоятельную научную  дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему  знаний, как на относительно самостоятельную  отрасль общественно-гуманитарного  знания.

Культурология теснейшим  образом связана с целым рядом  других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это  объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и  носители культуры - люди, а также  различные культурные явления, протекающие  в обществе, учреждения, связанные  с культурой, деятельностью людей  и общества в целом.

Говоря о структуре  современной культурологии, можно  выделить смысловые и структурные  ее части: теорию культуры, историю  культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего  вводит в круг проблем культурологии  и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного  бытия. В рамках теории культуры рассматриваются  такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление  культуры, разные исторические эпохи  ее развития и присущие им способы  прочтения содержания культуры и  понимания культурных идеалов и  ценностей (например, красоты, истины и  т.п.) История культуры помогает увидеть  истоки становления многих современных  явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и  вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том  числе и философская наука. Поскольку  культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может  обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия  культуры - это по сути предельный вариант  человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических  и эмпирических исследований всех звеньев  культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой  культуры, ибо сама культура возникает  как способ организации бесконфликтного  бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует  процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления  продуктов культуры и отношение  к ним.

Культурология начинается с  определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории  «культура».

Первое, на чем фиксируется  внимание при рассмотрении понятия  «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории  самого слова «культура, выясняем, что  оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agri cultura. Agri cultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие  культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».

В современной культурологии  насчитывается более 400 определений  культуры. Это объясняется как  многогранностью и многоаспектностью  феномена культуры, так и зависимостью результатов изучения исследовательских  установок. Основными исследовательскими подходами к объяснению культуры являются:

1. Антропологический, при  котором культура понимается  как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к  культуре можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в  трактовке культуры: социологический.  Здесь культура понимается как  фактор организации жизни общества. Общество создает культурные  ценности, а они в дальнейшем  определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические  вкусы, профессиональное мастерство  и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен  еще один подход к изучению  культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс  определенных ценностей, образующих  ее смысловое ядро. Роль ценностей  в структуре и функционировании  культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают  действительность, вносят в ее  осмысление оценочные моменты.  Они соотносятся с представлением  об идеале и придают смысл  человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом  подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством  ценностей, которую оно целенаправленно  создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или  менее универсальном подходе  в поисках сущности термина. Эта  неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная  позиция, направленная на познание и  преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

2. Структура культуры .Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый человеком уровень исторического развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и познания - главных составляющих жизнедеятельности любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам производства - материального  и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует  преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в  какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда  и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы  возделывания земли и выращивания  продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура - сфера  человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни  человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей  и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через  общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и  философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся  религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и  т.д.

Духовную культуру можно  охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума  и чувств человечества.

Жесткой разграничительной  линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в  этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность  общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Культура характеризуется  только тем, что она является продуктом  и результатом человеческой деятельности, но и тем, что именно человек занимает центральное место в ее ценностном содержании. Во всех многообразных  и зачастую противоречивых проявлениях  культуры неизменно присутствует человек: его культура вырабатывает свое видение, собственный образ и придает  ему определенный ценностный статус. В силу этого всякий культурный процесс  служит одновременно процессом становления  и развития человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"