Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по культурологии.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Подготовка к зачёту

 

1. Культурология как наука.

Это наука о культуре, её развитии и формах её бытования.

В задачи культурологии  входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих  законов её функционирования, а также  анализ феномена культуры как системы.

Возникла в 50-е гг. XX в.

Формирование научного знания: 80-90- е гг XX в.

Формирование науки: XV111-X1X в. Н.э.

Осфальд ввёл понятие культурологии. Он ввёл классификацию наук. «Науку о цивилизации надо именовать  в культурологию.»

К-я изучает формы  соц. Взаимодействии, объективные закономерности развития культуры.

Интегративная наука: от истории, философии, социологии, психологии.

К-я НЕ изучает психологию, развитие природы.

Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

 

2. Культурология в системе наук: история, философия, социология, психология.

Каждая из наук, с которыми культурология  входит в контакт, дает возможность  углубить знание о явлениях тем необходимым  компонентом и социальным фоном  развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так  богато культурное наследие.

Философия открывает путь к познанию и объяснению сущности культуры, а  социология выявляет закономерности процесса функционирования культуры в обществе, особенности культурного уровня различных групп. Психология дает возможность  глубже понять специфику культурно-творческой деятельности человека, его восприятие ценностей культуры, становление духовного мира личности.

Этнография способствует осознанию  национально-этнической самобытности культуры народов мира, роли культуры в межнациональных отношениях.

Искусствознание и эстетика раскрывают художественную культуру в ее неповторимости, уникальности и эмоциональной силе влияния на человека.

Смежные науки не только питательная  среда, но и необходимый фундамент  культурологии.

 

 

 

 

3. Структура культурологи как науки.

История культурологи, которая изучает общие закономерности развития мировой истории, региональных историй и отраслевых историй (базовый предмет для культурологи).

Теория культуры, которая исследует концепции развития культуры, созданные авторами в то или другое время.

История культурологических учений, исследует работы авторов, писавших те или иные аспекты культуры, начиная с 18в. по н.вр.

Антропология культуры, изучает процессы социализации, аккультурации и инкультурации в обществе.

Социализация – вхождение человека в общество

Инкультурация – процесс приобщения к нормам и ценностям культуры

Аккультурация – понимание чужих  культур (как любовь, так и ненависть)

Социология культуры, процессы функционирования культуры в обществе, макроуровень – этнос и народы нации, микроуровень – субкультуры (возрастной признак, профессиональный, политические предпочтения, хобби, интересы)

 

 

4. Понятие «культура». Многообразие модификаций культуры и их определений.

Внешние изменения проявляются  как через расширение уже существующих, так и через возникновение качественно новых культурных форм. При этом изменения в культуре протекают либо в форме активизации, либо в форме замедления, что находит свое выражение в темпах и ритмах динамики культуры, а также в различных ее видах и формах. В процессе культурных изменений рождаются, фиксируются и распространяются различные элементы культурного опыта. Значение, влияние и степень распространения этих элементов зависит во многом от источника их возникновения. В культурной антропологии принято выделять следующие источники культурной динамики: инновации, обращение к культурному наследию, заимствования, культурная диффузия. Инновации представляют собой изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, новых форм деятельности, направленных на изменение условий жизни людей, формирование нового типа мышления или восприятия мира. Причинами возникновения новаций являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, регулятивных норм, традиций, обычаев, правил поведения и поиск своих собственных путей культурного и социального самоутверждения. Это означает, что новации возникают как в традиционных, так и в модернизированных культурах. На массовом уровне создателями культурных инноваций нередко выступают выходцы из других стран или другой социокультурной среды, оказывающиеся гетерогенными для данного общества. 

Многообразие существующих в мире философских и научных определений  культуры не позволяет сослаться  на это понятие как на очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации[1]: Культура понимается как…

"Культура есть практическая  реализация общечеловеческих и  духовных ценностей"

«Исторически определённый уровень  развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

«Общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);

«Сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем»;

«Картина мира»;

"Культура - это преобразование  сущего, в соответствии с представлениями  об идеальном мире"

«Продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

«Возделывание, обработка, улучшение, совершенствование»;

«Абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития»;

«общее состояние общества, основанного  на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.»;

«Воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности»;

«Развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество»;

«Творческие достижения в некоторой  частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта)»;

«Вся совокупность внебиологических проявлений человека».

 

 

5. Основные структурные элементы культуры.

1.Массовая и элитарная культура. Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

Концепцию элитарной культуры разрабатывали  А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В работе «Мир как воля и представление» Шопенгауэр разделяет людей на две группы «людей гения» способных эстетическому созерцанию и художественному творчеству и «людей пользы» которые ориентированы исключительно на утилитарную деятельность. Ницше в работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое», «Так говорил Заратустра» дополнил концепцию элитарной культуры идеей сверхчеловека, который помимо других своих особенностей наделен так же уникальной восприимчивостью к эстетическим ценностям.

Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Формируемое массой культурой сознание многообразно в своих проявлениях. Оно отличается консервативностью инертностью, ограниченностью. Оно не может и не стремится охватить процессы во всей их сложности, взаимодействии и развитии. Массовая культура в большей степени ориентируется не на реалистические образы, а на искусственно создаваемые стереотипы. Массовая культура в художественном творчестве выполняет специфические социальные функции. Среди них главной является иллюзорно-компенсаторная: приобщение человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грез, в сочетании с открытой или скрытой пропагандой господствующего образа жизни формирует конформизм. В рамках массовой культуры создаются упрощенные «версии жизни», которые сводят социальное зло к психологическим или моральным факторам.

Существует ряд сфер или элементов  культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и д

 

6. Основные школы и направления в культурологии.

Возникают в эпоху Просвящения (Монтескье). Формируются представлении  о прогрессе в О.

1) Первая школа- историко-эволюционное направление (О. Конт, К. Маркс, Э. Тэйлор, Льюис Морган, Г. Шмидт). Все они считают, что все О. развиваются по одинаковым законам. Разница только в ступенях развития, на кот. Находятся. Их задача- раскрыть и повлиять на законы общественного исторического развития.

5 взаимоотношений людей (К. Маркс):

- рабовладельческие (ч. Согласен  быть рабом);

- феодальные (ч. Согласен быть  вассалом);

- капиталистические (ч. Начинает  осознавать, что его используют);

- социалистические (достойная  оплата труда, достаток);

- коммунистические (все =)

К. Маркс считал, что Культура- единственный механизм в развитии О.

Э. Тэйлор («Первобытная культура»), Л. Морган («Семья и О.») и Д. Фрезар («Золотая ветвь») -> концепция эволюционизма, то есть О. развивается не всё целиком, а по «культурным рядам».

К. Маркс же считал, что если эволюционирует одна сфера, то будут и другие все, остальные.

2) школа культурно-исторических  типов.

Данилецкий, О. Шпендлер, П. Сорокин («Социокультурная динамика»), Доэнби.

Все они считали, что не сущ. Единой истории, общих законов развития. А существуют отдельные локальные цивилизации, уникумы, и каждая из них вносит свой вклад в Историю, а значит, их сравнение не допустимо и не корректно. У них нет одинаковый стадий, но у всех сущ. Внутренние законы развития.

Данилецкий, О. Шпендлер, и П. Сорокин  считали, что любая цивилизация  закончит своё существование (эсхотология- учение о смерти). У любой культуры есть детство, юность и смерть. Данилецкого  поддержал дипломат Ф. Тютчев.

3 типа души О. Шпендлера:

А) мистическая (Др. Восток, Египет)- ищет выход за пределы бытия;

Б) Апполоновская- жажда прекрасного;

В) Фаустовская- вечная проблемавыбора между добром и злом, хорошим и плохим.

Душа= поиск чего-то.

Цивилизация- это состояние агонии Души (умирает искусство, наука; придавание важным вещам малого значения и наоборот).

По О. Шпенглеру в XV111 веке Европа перестаёт существовать. И России нечему у неё учиться.

П. Сорокин считал, что смерть цивилизации  сущ. В физическом смысле.

 

7. Проблема культурогенеза.

Антропо-социо-культурогенез - это  единый во времени, в сущности, в  целом, но различающийся в частях, коэволюционный, самоорганизующийся, взаимосвязанный процесс порождения человека, общества и культуры. Значит, ответить на вопрос, когда появилась культура, можно, только ответив на вопрос о времени появления человека и общества, то есть осветив проблемы антропогенеза и социогенеза.

Проблема возникновения культуры и пути её решения

Вопрос о происхождении, генезисе культуры - ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии