Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по культурологии.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Существует два канала передачи информации:

1. генетический;

2.  через  разнообразные   знаковые   системы,   единицы   информации, называемые «мемами».

Если в биологической жизни  человечества накапливается генофонд,  то  в культуре  мемофонд,  выраженный   в   текстах.   В   культурологии   принято рассматривать как текст  все  артефакты.  Текст  отличает  от  литературного произведения:

1. это не эстетический продукт,  а знаковая деятельность;

2. это не структура, а структурно-образный процесс;

3.  это не совокупность замкнутых  в себе знаков, наделенных смыслом,  а производство, где обозначают линии смысловых сдвигов.

4. уровнем текста является не  значащие, а означающие.

Текстом могут выступать любые  знаковые сюжеты:иконографические;. деятельностные; вещные.

Т.о. к  коммуникативным,  трансляционным  средствам  культуры  относят язык, знаково-символическую систему.  Они  являются  своеобразными  каналами связи  между  культурой   и   человеком,   обеспечивающими   целостность   и преемственность культуры.Т.о. к коммуникативным, трансляционным средствам культуры относят язык, знаково-символическую систему. Они являются своеобразными каналами связи между культурой и человеком, обеспечивающими целостность и преемственность культуры

 

 14. Нормативная функция культуры.

Культура выполняет и регулятивную. или  нормативную  функцию,  выступая как система мер и требований общества ко всем  сторонам  деятельности  людей (труд, быт,  сферы общественно-политической  деятельности  и межличностных отношений).   Регулятивная   функция    культуры    поддерживается    такими находящимися в ее структуре нормативными  системами,  как  мораль  и  право, сложившиеся традиции, обряды, обычаи, образцы поведения. Выступая  оценочной характеристикой степени соответствия поведения и деятельности той  или  иной общественной группы или личности определенным социально-нравственным  нормам и  принципам,  культура  регулирует  поведение  человека  во   всех   сферах общественной жизни.

 

 

15. Функция эмоциональной разрядки.

Реализуется через включение в  развлекательные программы, публикации и сообщения (из курса педагогики).

Специфически культурные, закрепленные традицией формы разрядки - это  праздники и ритуалы. В праздничные  дни люди не работают, не соблюдают  будничных норм жизни, устраивают шествия, пиры, карнавалы. Смысл праздника состоит в торжественном коллективном обновлении жизни. Во время праздника идеальное и реальное как бы сливаются, человек испытывает облегчение и радость, если, конечно, умеет праздновать и приобщаться к определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффектно используется игра. Суть игры состоит в удовлетворении влечений символическими средствами. Вместе с тем, многие игры настолько сложны и изощренны, что требуют сами больших усилий и напряжения. Примером могут служить шахматы.

 

16. Язык в системе культуры. (тема 3, 12)

Языком культуры в широком смысле этого понятия  называются те средства, знаки, символы, тексты, которые позволяют людям  вступать в коммуникативные связи  друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).  
Язык фиксирует значимые для человека представления, его отношения к ним. В сфере социального взаимодействия язык выступает в качестве медиатора, проводника, посредника, средства, позволяющего придавать интерсубъективное, культурное значение субъективному, индивидуальному опыту, транслировать социально-значимые представления, придавать таким представлениям общезначимый, разделяемый смысл.  
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детерминированы стереотипами — идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства — идеологическими

Любой язык культуры имеет природные предпосылки  формирования, но сам не является природным  явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам. Язык формируется там, где знак осознанно отделяется от представления и начинает функционировать как репрезент (представитель) этого представления, его выразитель.  

17. Основные языки культуры. Гипотеза Сепира-Уорфа. (тема 3,11)

Вербальные  и невербальные средства общения.

Гипотеза Сепира — Уорфа (англ. Sapir-Whorf hypothesis), гипотеза лингвистической относительности — концепция, разработанная в 30-х годах XX века, согласно которой структура языка определяет мышление и способ познания реальности.

Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и  по-разному мыслят. В частности, отношение  к таким фундаментальным категориям, как пространство и время, зависит в первую очередь от родного языка индивида; из языковых характеристик европейских языков (так называемого «среднеевропейского стандарта») выводятся не только ключевые особенности европейской культуры, но и важнейшие достижения европейской науки (например, картина мира, отражённая в классической ньютоновской механике). Автором концепции является американский этнолингвист-любитель Б. Л. Уорф; эта концепция была созвучна некоторым взглядам крупнейшего американского лингвиста первой половины XX века Э. Сепира (оказывавшего Уорфу поддержку) и поэтому обычно называется не «гипотезой Уорфа», а «гипотезой Сепира — Уорфа». Сходные идеи ранее высказывал и Вильгельм фон Гумбольдт.

В своей наиболее радикальной формулировке гипотеза Сепира — Уорфа в настоящее время не имеет сторонников среди серьёзных профессиональных лингвистов. Данные языка хопи, на которые опирались многие выводы Уорфа, как указывали специалисты по языкам североамериканских индейцев, могут интерпретироваться по-разному. Сама возможность влияния языковых категорий на восприятие мира является предметом активной дискуссии в этнолингвистике, психолингвистике и теоретической семантике.

Одним из стимулов создания в 1950-х  годах искусственного языка логлан была попытка проверить данную гипотезу на практике. В сообществе наиболее динамично развивающегося идиома этого языка — ложбана — идея его использования для проверки этой гипотезы регулярно обсуждается.

 

 

18. Аксиологическая функция культуры.

Фиксирует способность накопления в культуре художественных  ценностей  и их  влияние  на  образ  мыслей  и  поведение  человека.   Все   многообразие материальной и духовной культуры может выступать в качестве  материальных  и духовных ценностей, которые  оцениваются  в  плане  истины  или  не  истины, прекрасного или безобразного, допустимого или запретного, справедливого  или несправедливого и т.д.

 

19. Культурные ценности и нормы.

Ценности- это субъективная характеристика, вызывающа у обладателя позитивные эмоции.

Первая система ценностей формируется  в 5 лет.

Структурирование ценностей:

1) базовая (её высшая ценность- эгоизм, человек сам для себя (такому нельзя доказать, что он не нравится другому, ему нельзя в чём-то отказать. Потребительское отношение к другим людям) ).

2) Специализированный (в основе- самореализация).

3) Высший, полноценный (базовая  ценность- жизнь как таковая).

Виды ценностей: витальные (материальные), психологические (любовь, дружба), соц. (уважение, признание), правовые (свобода, =),  эстетические, религиозные, мировоззренческие, социально-психологические (стремление к знаниям).

Типология ценностей:

1 уровень: Фенальные (то, ради  чего живём)- здоровье, любовь, свобода.

2 уровень: Рецепрокальные- ценности  символического обмена (этикет).

   Производные- то, что удерживает  фенальные ценности (медицина, наука-  средства для поддержки фен.  ценностей).

Нормы- это правила поведения. Они  делают жизней психологически спокойной  и предсказуемой. Они основаны на здравом смысле. Они берегут душевное здоровье. Со временем могут поменяться. Не устанавливаются строго, а «подстраиваются» под жизнь.

Сущ. Общества, которые нормированы на традиционном и инновационном нормировании.

 

20. Мировоззрение, религия, наука в системе культуры, их место и роль в жизни общества.

Общее религий: религия всегда лежит в основании  культуры, вопросы, которыми задается религия. «Религия - способ самореализации человека в вечности» (Лосев). Проблемы религиозного познания: проблема смерти (основная движущая сила смысла жизни); проблема смысла жизни (религия объясняет смысл жизни); проблема страдания (все люди страдают); проблема соотношения религии и морали (религия не есть мораль). Религия объясняет мораль, служит ее основанием. Религия не исчерпывается моралью.Языком религиозной культуры является символ. Символ означает то, чем является на самом деле. Символ раскрывается через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Культ - внешнее выражение внутреннего содержания религии.

Религия есть органическая часть культуры. Культура сама происходит из религии. Религия уходит за пределы  культуры. Человечество не знает до религиозных стадий развития общества.

Огромное влияние  религия оказала на античную куль-туру) одним из элементов которой явилась  древнегреческая мифология. Из мифов  мы узнаем об исторических событиях того времени, об общественной жизни и  быте греков архаического периода. Гомеровский эпос («Илиада» и «Одиссея») является важным источником для изучения древнейшего периода истории Греции, о котором нет других письменных свидетельств.

Любая религия  есть мировоззренческая система, основанная на таинстве жизни после смерти

 

научное мировоззрение  противостоит религиозному; мировоззрение  – то, что определяет поведение  человека в жизни; наука отвечает на вопрос «как» и не отвечает на вопрос «почему» ; на вопросы «почему» и «зачем» отвечает религия; мировоззрение  не может быть научным, может быть (без)религиозным, но может быть научное представление

Наука, как следует  из всего вышесказанного является важнейшим  элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так  и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. и т.п. В отличие от других видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен.

Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к  логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство  характеризуют как “мышление  в образах”, наука же есть “мышление в понятиях”. Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.

 
 21. Понятие уровня в определении культуры. Понятие высокой, специализированной и низкой культуры. Значение и роль высокой культуры в жизни общества.

Уровень культуры - некоторая высота, культура не каждым человеком освоена в одинаковой мере. Поэтому говорят об уровне культуре: уровне общей культуры и уровне культуры в каком-то определенном отношении, уровне той или иной частной культуры.

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шенберга, трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку.

Составные части  специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональныеязыки. Обыденная культура —сфера эмоциональной привязанности, чувства взаимной симпатии, чувства долга по отношению кдетям, пожилым, слабым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают, художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.  
Социальным пространством для проявления обыденной культуры становятся:  
• приватное пространство (квартира),  
• публичные места (студенческое общежитие, завод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).  
 
В обыденной культуре также есть институциональные формы взаимодействия, например, кружки художественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занимаются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии