Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка
Даны ответы на вопросы по культурологии.
22. Функция социализации индивида. Инкультурация. Культура и личность.
Социализация-
это процесс вхождения в
Инкультурация- это процесс приобщения к нормам и ценностям культуры.
Аккультурация- процесс понимания чужих культур.
23. Индивидуальность как форма
выражения культуры. Индивид, личность,
индивидуальность как
"Интракультурная" индивидуальность предусматривает возможность "проявить себя", не выходя за рамки допустимого и традиционного, но, напротив, укрепляя и утверждая значимость устоявшейся традиции. Человек, реализуя себя в подобном качестве, и утверждает свою индивидуальность, свое отличие от других, и, в то же время, не выходит за рамки привычного. Любая культура предполагает более или менее широкий набор типичных форм, определяющих пути индивидуальной реализации способностей и возможностей человека. Чем сложнее структура общества и его культура, тем больше форм интракультурной индивидуальности она предполагает. Существуют и достаточно устойчивые формы "негативного", "деструктивного" проявления индивидуальности, связанные, прежде всего, с преступностью. Формы "преступной" индивидуальности тоже весьма разнообразны (особенно в современных обществах): от примитивного и старого, как мир, воровства чужого имущества - до преступности в сфере высоких технологий. Несмотря на свою "неправильность", преступное поведение - рассматривается нами как форма "интракультурной" индивидуальности, поскольку не создает нового.
Метакультурная
индивидуальность проявляет себя, выходя
частично за пределы существующих норм
и обычаев (характерным примером подобного
типа индивидуальности, является, по мнению.
Благодаря метакультурной индивидуальности,
общество имеет возможность приспосабливаться
к меняющимся условиям, обновляться. Значение
метакультурной индивидуальности возрастает
в кризисные, переходные эпохи, когда люди
нуждаются в новых ориентирах.
Интракультурная индивидуальность всегда
преобладает в обществе. Метакультурная
представляет собой исключение из правил.
Её специфика заключается в способности
"отстраниться" от принятых культурных
образцов и создать что-то новое. Это сложная
задача, особенно в обществах, где культурная
традиция имеет непререкаемый авторитет,
а ценности и нормы отличаются гомогенностью.
Однако в современных обществах ситуация
существенно изменилась - особенно во
второй половине XX века.
На протяжении большей части человеческой
истории форма проявления индивидуальности
определялась местом, которое человек
занимал в социальной структуре. общества".
Индивид выражает общие
свойства человека, как организма.
Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.
Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:
Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
Способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.
От первого критерия второй отличается
тем, что предполагает именно сознательное
соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (
Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.
24. Понятие самоидентичности в культурологи.
Отождествление себя с определенным социальным, политическим, профессиональным сообществом, с какой либо культурой
Осознание особенностей своей культуры,
ее оценка в истории и в сравнении с другими
культурами, понимание ее отличительности
и целостности в условиях глобализации
и распространения массовой унифицирующей
культуры в посттрадиционном мире.
Культурная самоидентичность — это оформленное
в виде истории, мифов, религии, духовной
жизни народа стремление сохранить и защитить
культурные достояния. К. с. не про сто
“защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый
и оцениваемый проект жизни индивида или
народа, направленный в будущее.
25. Понятие ментальности. Уровни ментальности
Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям.
Ментальность — это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.
Таким образом, ментальность людей можно рассматривать на разных уровнях:
26. Основные категории культуры.
Категории культуры - набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи.
Категории культуры — это самые общие представления и установки, из которых исходят
люди в восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две группы.
В первую входят онтологические категории, относящиеся к всем объектам, с которыми люди имеют дело. В этих категориях выражаются представления о самых общих, универсальных атрибутах окружающего нас объективного мира. К ним относятся, например,
пространство, время, движение, изменение, свойство, качество, количество, причина,
следствие, случайность, закономерность и т. д. Эти категории применимы к любому объекту
как в природе, так и в обществе. Поэтому люди могут пользоваться ими для описания какого-либо объекта даже тогда, когда о нем известно очень мало или же вообще ничего не известно: ведь все равно можно думать, что самый таинственный объект все-таки существует в пространстве и во времени, что он обладает какими-то качественными и количественными характеристиками, что есть какие-то причины его появления и пр.
Вторая группа категорий культуры включает социальные категории, характеризующие человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общественной жизни людей, их деятельности, их духовного мира.
Это, например, труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость, добро, совесть, долг и т. д. Обе группы категорий тесно взаимосвязаны, поскольку грань
между онтологическими и социальными категориями относительна и в разных культурах
проводится по-разному.
27. Основные исторические типы культур, их взаимосвязи. Критерии выделения типов.(По Данилевскому)
Рассматривая историю
Существуют следующие культурно
– исторические типы (или самобытные цивилизации):
1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-
Критерии выделения:
28. Понятие «цивилизация»
и «культура» как два способа
определения конкретно историче
Культура есть становление, а цивилизация — ставшее. Культура творит многообразие, она предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость и разнообразие личностей. Цивилизация стремится к равенству, к унификации и стандарту. Культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична. Культура возвышается над практическими нуждами людей, она нацелена на духовные идеалы, не имеющие утилитарного характера. Цивилизация, наоборот, утилитарна, она стимулирует людей к деятельности, направленной на достижение практически полезных результатов. У культурного человека энергия обращена вовнутрь, в развитие его духа, у цивилизованного — вовне, на покорение окружающей среды. Культура привязана к земле, к ландшафту, царство цивилизации — город, скопление инженерных сооружений. Культура — выражение души «сросшегося с землей народа», цивилизация — образ жизни городского населения, оторванного от земли, изнеженного комфортом («благами цивилизации»), ставшего скопищем рабов созданной им бездушной техники. Культура национальна, цивилизация интернациональна. Культура связана с культом, мифом, религией, цивилизация атеистична.
29. Понятие массовой и элитарной культуры.
Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите)
Массовая культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данномобществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения
30. Этническое своеобразие культур.
Все этнические культуры обладают ярким своеобразием, которое, однако, не гарантирует их сохранения при столкновении с иной культурой. Любая из них может подвергаться изменениям и развитию, но только в границах определенной системы. Культурное ядро или «центральная зона культуры» не подлежат воздействию, так как модификация этой несущей конструкции в жизни этноса неизбежно приводит к утрате тех особенностей, которые и позволяют этносу существовать в данном качестве. Подобная «жесткость» структуры этноса, не обладающего той пластичностью, которая могла бы способствовать его бесконечным трансформациям, и является основной причиной хрупкости этих структур, не всегда обладающих достаточным потенциалом для противодействия нивелирующему влиянию иных или аналогичных общественных и культурных систем.
31. Межкультурные контакты: Виды культурного взаимодействия.
Чем ближе подходит история человечества к нашим дням, тем большую роль в динамике культуры играют межкультурные контакты. В современную эпоху никакая локальная (национальная) культура не может существовать изолированно от других культур. Между народами идет постоянный взаимообмен их достижениями в технике, науке, искусстве. Страна, выпадающая из всемирной сети культурных (а также экономических и политических) контактов, обречена на стагнацию и упадок.
Уже первобытные племена при встречах обнаруживали, что могут извлечь пользу из обмена опытом и продуктами деятельности. Именно различие в их образе жизни и обеспечивало взаимную полезность такого обмена. И даже если племена «вступали на тропу воины», это тоже требовало какого-то знакомства с особенностями врага и, следовательно, усвоения опыта чужой культуры. С появлением государств и возникновением торгово-рыночных отношений взаимосвязи между различными культурами становятся более упорядоченными, устойчивыми и долговременными. Нити культурных контактов протягиваются на все большие расстояния и связывают удаленные друг от друга регионы планеты.
Нет необходимости доказывать, что для любой национальной культуры знакомство с другими культурами открывает широкие возможности развития. Уже сами сведения о жизни других народов, об их нравах и обычаях, их способах ведения хозяйства, их быте, искусстве, медицине и пр. обогащают содержание национальной культуры, расширяют кругозор людей, позволяют им новыми глазами посмотреть на мир и на свою жизнь,
осознать особенности своего бытия. А во многих случаях такие сведения приносят непосредственную практическую пользу, так как служат источником внесения полезных новшеств в свой образ жизни. Большое значение имеет прямое заимствование накопленного в других культурах опыта. Культурные достижения других народов — добываемые ими продукты сельского хозяйства, ремесленные и промышленные изделия, производственная техника и технология, изобретения и открытия, художественные ценности, философские, нравственные, правовые, политические идеи — все это сплошь и рядом вливается извне в национальную культуру и становится ее собственным достоянием.