Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по культурологии.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

22. Функция социализации индивида. Инкультурация. Культура и личность.

Социализация- это процесс вхождения в общество, процесс прививания жизни в обществе. Изучает процесс функционирования культуры в обществе.

Инкультурация- это процесс приобщения к нормам и ценностям культуры.

Аккультурация- процесс понимания чужих культур.

 

23. Индивидуальность как форма  выражения культуры. Индивид, личность, индивидуальность как взаимосвязанные  понятия. 

"Интракультурная" индивидуальность предусматривает возможность "проявить себя", не выходя за рамки допустимого и традиционного, но, напротив, укрепляя и утверждая значимость устоявшейся традиции. Человек, реализуя себя в подобном качестве, и утверждает свою индивидуальность, свое отличие от других, и, в то же время, не выходит за рамки привычного. Любая культура предполагает более или менее широкий набор типичных форм, определяющих пути индивидуальной реализации способностей и возможностей человека. Чем сложнее структура общества и его культура, тем больше форм интракультурной индивидуальности она предполагает. Существуют и достаточно устойчивые формы "негативного", "деструктивного" проявления индивидуальности, связанные, прежде всего, с преступностью. Формы "преступной" индивидуальности тоже весьма разнообразны (особенно в современных обществах): от примитивного и старого, как мир, воровства чужого имущества - до преступности в сфере высоких технологий. Несмотря на свою "неправильность", преступное поведение - рассматривается нами как форма "интракультурной" индивидуальности, поскольку не создает нового.

 Метакультурная индивидуальность проявляет себя, выходя частично за пределы существующих норм и обычаев (характерным примером подобного типа индивидуальности, является, по мнению. Благодаря метакультурной индивидуальности, общество имеет возможность приспосабливаться к меняющимся условиям, обновляться. Значение метакультурной индивидуальности возрастает в кризисные, переходные эпохи, когда люди нуждаются в новых ориентирах. 
   Интракультурная индивидуальность всегда преобладает в обществе. Метакультурная представляет собой исключение из правил. Её специфика заключается в способности "отстраниться" от принятых культурных образцов и создать что-то новое. Это сложная задача, особенно в обществах, где культурная традиция имеет непререкаемый авторитет, а ценности и нормы отличаются гомогенностью. Однако в современных обществах ситуация существенно изменилась - особенно во второй половине XX века. 
   На протяжении большей части человеческой истории форма проявления индивидуальности определялась местом, которое человек занимал в социальной структуре. общества". 
Индивид выражает общие свойства человека, как организма.

Индивидуальность выражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носить наследственный или случайный характер.

Личность — результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, а становятся» А. Н. Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственность за их поступки вменяется их родителям. По мнению Л. И. Божович, можно выделить два критерия сформировавшейся личности:

Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённом смысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.

Способность к сознательному руководству  собственным поведением. Это руководство  осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов.

От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило его поступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Таким образом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение, подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

Личность — это индивид, осознающий свою индивидуальность.

 

24. Понятие самоидентичности в культурологи.

Отождествление себя с определенным социальным, политическим, профессиональным сообществом, с какой либо культурой

Осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире. 
Культурная самоидентичность — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. 

 

25. Понятие ментальности. Уровни ментальности

Образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы. М. является более широким и вместе с тем менее ясным понятием, чем стиль мышления, характеризующий лишь интеллектуальную предрасположенность к определенным умственным действиям. 

Ментальность — это интеллектуально-эмоциональные особенности индивида, мысли и эмоции которого неразделимы, где мысли — диктуются культурой, а эмоции — реакция на изменения внешней среды, которая опирается на культурные ценности индивида. Ментальность формируется в процессе воспитания и обретения жизненного опыта. Таким образом ментальность — это то, чем различаются индивиды, получившие воспитание в различных культурных средах.

Таким образом, ментальность людей  можно рассматривать на разных уровнях:

  • на уровне социокультурных миров или типов культуры —  например,  ментальность первобытной эпохи, античная, западноевропейская, восточная;
  • на уровне национальных культур —  например,  ментальность русская,  китайская, американская;
  • на уровне субкультур,  носителями которых являются различные социальные группы (классы,  сословия,  профессиональные,  возрастные,  территориальные,  этнические, религиозные и др.  общности) —  например,  ментальность дворянская,  криминальная, актерская, христианская, православная

 

26. Основные категории культуры.

 

Категории культуры - набор основополагающих для данной культуры понятий, образующих в совокупности модель реальности, характерную для данной конкретно-исторической эпохи.

Категории культуры — это самые общие представления и установки,  из которых исходят

люди в восприятии и понимании всего, с чем они сталкиваются в своей жизни. Они делятся на две группы. 

В первую входят онтологические категории,  относящиеся к всем объектам,  с которыми люди имеют дело. В этих категориях выражаются представления о самых общих, универсальных атрибутах окружающего нас объективного мира. К ним относятся, например,

пространство,  время,  движение,  изменение,  свойство,  качество,  количество,  причина,

следствие, случайность, закономерность и т. д. Эти категории применимы  к любому объекту

как в природе, так и в обществе. Поэтому люди могут пользоваться ими для описания какого-либо объекта даже тогда, когда о нем известно очень мало или же вообще ничего не известно: ведь все равно можно думать,  что самый таинственный объект все-таки существует в пространстве и во времени, что он обладает какими-то качественными и количественными характеристиками,  что есть какие-то причины его появления и пр. 

Вторая группа категорий  культуры включает социальные категории, характеризующие человека и общество, основные, важнейшие обстоятельства общественной жизни людей, их деятельности, их духовного мира.

Это, например,  труд,  собственность,  власть,  государство,  свобода,  справедливость,  добро, совесть, долг и т. д. Обе группы категорий тесно взаимосвязаны, поскольку грань

между онтологическими и социальными  категориями относительна и в  разных культурах

проводится по-разному.

 

 

 27. Основные исторические типы культур, их взаимосвязи. Критерии выделения типов.(По Данилевскому)

Рассматривая историю отдельного типа, возможно определить возраст его развития. Можно также попытаться предсказать историю типа, жизнь которого еще не завершилась. Но сказать что-нибудь о развитии человечества вообще мы не можем; так же невозможно определить и возраст всемирной истории.

Существуют следующие культурно – исторические типы (или самобытные цивилизации): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7)греческий, 8) римский, 9) ново-семитический, 10) германо-романский, или европейский, 11) мексиканский, 12) перуанский.

Критерии выделения:

  1. Язык, объединяющий народ
  2. Политическая независимость, наличие собственного государства у данного народа
  3. Самобытность культурно-исторических типов, невозможность передачи достижений одной цивилизации другой.
  4. тип достигает вершины своего развития, когда все народы, его составляющие, пользуются наибольшей самостоятельностью
  5. определяет продолжительность жизни

 

28. Понятие «цивилизация»  и «культура» как два способа  определения конкретно исторического типа развития культуры.

 

Культура есть становление,  а  цивилизация —  ставшее. Культура творит многообразие, она предполагает неравенство,  индивидуальную неповторимость и разнообразие личностей.  Цивилизация стремится к равенству,  к унификации и стандарту.  Культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична. Культура возвышается над практическими нуждами людей,  она нацелена на духовные идеалы,  не имеющие утилитарного характера.  Цивилизация, наоборот,  утилитарна,  она стимулирует людей к деятельности,  направленной на достижение практически полезных результатов. У культурного человека энергия обращена вовнутрь, в развитие его духа,  у цивилизованного —  вовне,  на покорение окружающей среды.  Культура привязана к земле,  к ландшафту,  царство цивилизации — город,  скопление инженерных сооружений. Культура — выражение души  «сросшегося с землей народа», цивилизация — образ жизни городского населения,  оторванного от земли,  изнеженного комфортом («благами цивилизации»),  ставшего скопищем рабов созданной им бездушной техники.  Культура национальна,  цивилизация интернациональна.  Культура связана с культом,  мифом,  религией, цивилизация атеистична.

 

 

29. Понятие массовой и элитарной культуры.

Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите)

Массовая  культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данномобществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения 

 

30. Этническое своеобразие культур.

Все этнические культуры обладают ярким  своеобразием, которое, однако, не гарантирует  их сохранения при столкновении с  иной культурой. Любая из них может подвергаться изменениям и развитию, но только в границах определенной системы. Культурное ядро или «центральная зона культуры» не подлежат воздействию, так как модификация этой несущей конструкции в жизни этноса неизбежно приводит к  утрате тех особенностей, которые и позволяют  этносу существовать в данном качестве. Подобная «жесткость» структуры этноса, не обладающего той пластичностью, которая могла бы способствовать его бесконечным трансформациям, и является основной причиной хрупкости этих структур, не всегда обладающих достаточным потенциалом для противодействия нивелирующему влиянию иных или аналогичных общественных и культурных систем.

 

 

31. Межкультурные контакты: Виды культурного взаимодействия.

 

Чем ближе подходит история человечества к нашим дням,  тем большую роль в динамике культуры играют межкультурные контакты.  В современную эпоху никакая локальная (национальная) культура не может существовать изолированно от других культур. Между народами идет постоянный взаимообмен их достижениями в технике, науке, искусстве. Страна, выпадающая из всемирной сети культурных  (а также экономических и политических)  контактов,  обречена на стагнацию и упадок.

Уже первобытные племена при  встречах обнаруживали,  что могут  извлечь пользу из обмена опытом и продуктами деятельности. Именно различие в их образе жизни и обеспечивало взаимную полезность такого обмена. И даже если племена  «вступали на тропу воины»,  это тоже требовало какого-то знакомства с особенностями врага и, следовательно, усвоения опыта чужой культуры. С появлением государств и возникновением торгово-рыночных отношений взаимосвязи между различными культурами становятся более упорядоченными, устойчивыми и долговременными. Нити культурных контактов протягиваются на все большие расстояния и связывают удаленные друг от друга регионы планеты.

Нет необходимости доказывать,  что для любой национальной культуры знакомство с другими культурами открывает широкие возможности развития.  Уже сами сведения о жизни других народов, об их нравах и обычаях, их способах ведения хозяйства, их быте, искусстве, медицине и пр. обогащают содержание национальной культуры, расширяют кругозор людей,  позволяют им новыми глазами посмотреть на мир и на свою жизнь,

осознать особенности своего бытия.  А во многих случаях такие сведения приносят непосредственную практическую пользу, так как служат источником внесения полезных новшеств в свой образ жизни.  Большое значение имеет прямое заимствование накопленного в других культурах опыта.  Культурные достижения других народов —  добываемые ими продукты сельского хозяйства,  ремесленные и промышленные изделия,  производственная техника и технология,  изобретения и открытия,  художественные ценности,  философские,  нравственные, правовые,  политические идеи —  все это сплошь и рядом вливается извне в национальную культуру и становится ее собственным достоянием.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии