Шпаргалка по культурологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:45, шпаргалка

Описание работы

Даны ответы на вопросы по культурологии.

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Мы можем выделить ряд представлений  о генезисе культуры. Например, для  некоторых авторов культура связывается  с речью, со словом, с вербальными  формами её выражения. Здесь присутствует примерно такая логика рассуждений: слово, речь - всегда осознаны, сознательны, духовны. Если существует речь, значит, существует сознание, а раз существует сознание, то существует и духовная культура. А культура - это только духовное явление. В таком случае, начало возникновения культуры должно относиться к 40-50 тысячелетиям до н. э., когда у человека появляется речь и он начинает членораздельно выражать свою мысль. Но здесь возникает ряд возражений: мы не должны слово напрямую связывать с мышлением. Мышление может выражаться и в иных формах, например, в жестовой деятельности или в ритуалах. Тогда появление культуры, а здесь речь идёт о духовной культуре, надо относить к более ранним началам человечества, когда появляются продукты духовной деятельности человека: наскальный рисунок , протоскульптура, захоронения. Тогда момент появления культуры относится к периоду, отстоящему от нас примерно на 200 тысяч лет.

Но и на такое понимание генезиса культуры можно возразить: ведь "сознание" сопровождает любую трудовую деятельность человека. Труд - это целесообразный процесс, который осуществляет человек в его воздействии на природу для её преобразования. Поэтому культуру надо связывать с появлением труда, производства орудий. Момент начала производства орудий и есть момент становления человека и его культуры. Процесс порождения человека называется антропогенез. Соответственно, процесс становления культуры получил название культурогенеза. В современной науке всё большее количество сторонников получает концепция, согласно которой появление человека и появление культуры совпадают во времени, хотя и имеют различную природу. Но человек - это существо социальное, общественное, каковыми не являются другие живые существа. Значит, появление человека связано и с появлением общества. Таким образом, мы имеем три одновременно происходящих процесса, и кроме уже отмеченных двух необходимо говорить и о социогенезе.

 

 

8. Факторы социокультурной динамики

В современной научной литературе и, особенно, в публицистике сложная  категория «социокультурные изменения» часто подменяется более простым понятием – «модернизация» - в реальности предполагающим лишь один из вариантов трансформации культуры и общества. «Модернизация» может применяться к анализу изменений, затрагивающих различные уровни общественного устройства и имеющих разные по своим масштабам последствия: от обновления и усовершенствований в какой-либо одной сфере жизнеобеспечения до комплексной перестройки всей социокультурной системы.

П. Штомпка выделяет три значения понятия «модернизации»1. В первом, общем смысле, модернизация – это синоним всех прогрессивных социальных изменений. Согласно второму подходу, модернизация означает достижение современности, что предполагает комплекс социальных, политических, экономических, культурных трансформаций, происходящих, преимущественно, по «западному образцу». Классические социологические работы по модернизации в таком аспекте рассмотрения принадлежат Конту, Спенсеру, Марксу, Веберу, Дюркгейму и Теннису.

1)  современной (модернизированной)  может считаться только культура  со 

значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии.

2) культуры, которые не отвечают  этим критериям, и не могут  быть отнесены к современным, относятся либо к традиционным, либо к переходным (посттрадиционным);

) своего рода образцом «модернизированности»  являются западные общества, поэтому  сама теория 

3

модернизации нередко называется «теорией вестернизации».

сближение общественных систем (сведение их к модели западного мира); ж) прогрессивный (способствующий улучшению материального и культурного благосостояния человека) и т.д.

Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада.

В самом общем виде модернизация характеризуется, таким образом, как общественно-исторический процесс, в ходе которого традиционные общества становятся индустриально развитыми (как процесс вытеснения традиции современностью), а также обретают целый ряд иных культурных характеристик, связанных с высоким уровнем индустриализации - понятие «современное общество» рассматривается как синоним «западного общества». Сам же процесс перехода от традиционного общества к современному характеризуется как а) революционный (требующий коренных, радикальных изменений в моделях социальной жизни); б) комплексный (включающий изменения во всех областях человеческой мысли и поведения); в) системный (предполагающий, что изменения в одной сфере обязательно вызывает изменения и в остальных сферах); г) глобальный (постепенно охватывающий все страны мира); д) обладающий определенными динамическими характеристиками (длительностью, тенденцией к ускорению, стадиальностью, необратимостью); е) порождающий

 

 

9. Функциональный подход к изучению культуры

Она изучает:

  • формы и уровни социального взаимодействия
  • объективные закономерности
  • культуры ее развития

Не изучает:

  • психологию
  • развитие природы

 

Морфология  культуры.

Морфология культуры - по О.Шпенглеру - понимание различных культур  не как единой общечеловеческой культуры, а как ряда живых организмов, каждый из которых вырастает из своего уникального способа переживания жизни (прафеномена)

Семиотика Культуры

(Англ. cultural semiotics) - раздел семиотики, изучающий закономерности движения и преобразования текстовых и знаковых форм в сообществах, в которых они порождаются и живут

Социология  культуры

 Активно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет воздействие научно-технического прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на общественные настроения.

 

 

10. Функция освоения и преобразования мира. Культура и природа.

Тесно связана с первой (человекотворческая) и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

 

11. Коммуникативна Функция освоения и преобразования мира. Культура и природа.я функция культуры

Термин «коммуникация» происходит от лат. “communis”- общее. Передающий инф. Пытается найти «общность» с получателем.

Цель коммуникации - в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения.

Коммуникации  в широком смысле слова рассматриваются  как  процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Отсюда ком. Может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Ком. в соц. Контексте- это процесс обмена информацией  и передачи сведений между двумя людьми или в группе людей.

Все виды управленческой деят-ти основаны на обмене информацией. Поэтому коммуникации и называют связующими процессами. Ком. И информация- различные, но связанные между собой  понятия. Ком. Включает и то, что передаётся, и то, как это передаётся. Для того, чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие хотя бы двух людей.

Выделяются 4 базовых  элемента Ком. :

Отправитель- лицо, от. Собирает или отбирает инф. И передаёт её.

Сообщение- сущность информации, передающейся устно или закодированной с пом. символов.

Канал- средство передачи информации.

Получатель- это лицо, которому предназначена информация и которое её (вос-)принимает.

 

В процессе коммуникации сущ. два вида передачи информации: вербальный и невербальный. Невербальная коммуникация осуществляется всегда при личном контакте. Эти средства, как известно, могут сопровождать речь, а могут и употребляться отдельно от вербальных средств. Невербальные знаки могут быть разделены на три основные группы: язык тела, паралингвистические средства, одежда и украшения. Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникантов.

В зависимости  от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или  иному типу. Мы всегда невольно ‘подстраиваемся’ под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Один из параметров ‘на контроле’ у коммуникатора – тип собеседника. Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

 Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).

 Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.

 Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть ‘о погоде’, фатическое общение).

 Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив  и скромен, скован в неожиданной  ситуации общения. В общении с  ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

 

12. Сигнификативная функция культуры. Знаки и знаковые системы в познании мира и регуляции поведения людей. (Тема 3,9)

Способность культуры создавать целостные, осмысленные представления о  мире и самостоятельные философские и поэтические миры. Для этого культура вырабатывает запас значений, имен, знаков, язык. Наука, искусство, философия -это особым образом организованные знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным, осмысленным, близким человеку.

Сигнификация - создание и употребление людьми знаков общения, придание им определенных значений и смыслов.

Сигнификация – это система символов и нормативных предписаний по использованию в общении. Согласно А.Ф. Лосеву, символ есть сигнификация (обозначение) действительности. Как своеобразный знак символ используется в разных качествах: и как способ организации действий, и как способ выражения отношения к партнеру общения, и, конечно, как средство организации текста сообщений, которыми обмениваются участники общения. 
Однако роль сигнификации, как справедливо заметил болгарский ученый А. Лилов, анализируя идеи Л.С. Выготского, гораздо шире – сигнификация служит стимулятором проявления творческой природы личности. 
Овладение сигнификацией общества – это овладение системой стимулов, которые, согласно Л.С. Выготскому, могут придать общению характер «автостимулируемого поведения». В сущности Л.С. Выготский понимает сигнификацию как регулятивный принцип поведения личности в общении. 
Таким образом, знание сигнификации общества – это овладение принципами регуляции общения. Сигнификация по своей сути определяет характер социокультурной технологии общения.

 

13. Функция накопления и хранения информации. (Тема3, 7)

Культура способна реализовывать  себя через систему знаков и символов.

Знак –  это  материальный  предмет  (событие,  явление),  выступающий объектом заместителем некоторого  другого предмета, свойства и  используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи  информации  знаний.  Его характеризует прямая связь с обозначаемым предметом; бытует в разных  сферах общественной жизни: науке, религии, искусстве и  т.д.  (В  письме  –  буква, музыке – нота).     Символ в культуре – это категория,  раскрываемая  через  сопоставление предметного  образа  и  глубинного  смысла.  Символом   называют   структуру значения, где прямой, первичный, буквальный смысл  означает  одновременно  и другой, косвенный, вторичный,  иносказательный  смысл,  который  может  быть понят лишь через первый. Символ возник с развитием психики, когда  было осознано разделение на разум и чувства, различают реальный мир и его отражение в  иск.  формах.  Он бытует в культуре.Символ обозначает  не  себя,  а  нечто  другое,  открывает   доступ  к сознанию,  уводит   за   пределы   реальности,   тяготеет   к   графическому изображению, отображает форму. Жизнь человека символами и  знаками,  которые регулируют его  поведение,  что-то  разрушая  или  запрещая,  олицетворяя  и наполняя смыслом. Знаки видимого мира ведут к миру идей.  Через обнаружение смысла формы, человек проникает в смысл содержания.

Еще важной категорией  является  текст.  Чтобы  событие  стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте, только в этом  случае,культура может выполнить функцию хранения и передачи информации.

Информация о работе Шпаргалка по культурологии