Шпаргалки по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 23:38, шпаргалка

Описание работы

1.Аксессуары рококо: веер, перчатки и муфта (большая — мужская и маленькая с кармашками — женская), шпага на портупее, часы-брелок на цепочке, тонкие трости (камыш, бамбук) с кисточкой, треуголка (для поклона, носилась в руке), банты, рюши из кружев, искусственные цветы. Ювелирные украшения: ожерелья из жемчуга, граната, браслеты, кольца, пуговицы, пряжки, заколки, броши из бриллиантов в виде звезды или жирандоль. В 30-е годы XVIII в. в моду вошел нюхательный табак - табакерки. В 80-е годы популярным стал лорнет (очки).

Файлы: 1 файл

культура.docx

— 53.44 Кб (Скачать файл)
  1. Аксессуары рококо: веер, перчатки и муфта (большая — мужская и маленькая с кармашками — женская), шпага на портупее, часы-брелок на цепочке, тонкие трости (камыш, бамбук) с кисточкой, треуголка (для поклона, носилась в руке), банты, рюши из кружев, искусственные цветы. Ювелирные украшения: ожерелья из жемчуга, граната, браслеты, кольца, пуговицы, пряжки, заколки, броши из бриллиантов в виде звезды или жирандоль. В 30-е годы XVIII в. в моду вошел нюхательный табак - табакерки. В 80-е годы популярным стал лорнет (очки).
  2. Архитектура и интерьер. Европа, первая половина ХVII века: культура барокко открывает историю планового градостроительства, градообразующим центром становятся площади (в центре фонтан или обелиск), особое внимание уделяется культовым зданиям; характерно наличие центральной осевой линии. Характерные черты: пространственный размах, слитность, текучесть сложных криволинейных форм (развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, пилястры; купола приобретают сложные формы (многоярусны), детали— кариатида, маскарон). Дворцово-парковые ансамбли. Франция, Англия – «барочный классицизм» (скромнее). Интерьер: расширение пространства внутри (расписывается купол, потолок под небо), огромные окна, дверные проемы, зеркала (н/в жирандоль), сохранение симметрии, роспись, украшение потолка фресками, расписанный мрамор, позолота; использование контрастных цветов. Появляются мебельные гарнитуры, используются мягкие породы дерева,  инкрустация, интарсия, мотивы меб. декор (растительный орнамент, картуш, фестоны). Кровать на подиуме, туалетный столик, высокие жесткие стулья вдоль стен (сидели на табуретах), исчезают прямые линии.
  3. Европейский костюм начала ХVII века. В начале XVII века моду задавала Испания. Муж. костюм: камзол на корсете (рукава и плечи подбиты ватой), пышные штаны по колено, крахмальная фреза (стоячий воротник), верхняя одежда – плащ - каппа. Преобладали темные цвета. Короткие волосы. На ногах туфли (бархатные украшенные серебряными или золотыми пряжками) или сапоги (из белой кожи, узкие, высокие). На голове широкополая шляпа с перьями. Жен. костюм: жесткие юбки на каркасе, закрытые, нераспашные платья; юбки доходили до пола. Лиф платья был узким, стягивал естественные формы тела и дополнялся глухим воротником. Декольте закрыто – строгий этикет→подол юбки отделывали вышитыми полосами дорогой ткани. Прическа низкая и широкая, украшена лентами и цветами. На голове и плечах кружевная мантилья. Аксессуары: платок. Филипп IV – ограничение роскоши→к сер. XVII века лидером становится Франция.
  4. Русское традиционное жилище. Крестьянская жилая постройка XVIII—XIX вв. Существует несколько типов конструкции жилья и технологических приемов его строительства. Основа рубленной жилой постройки — клеть. Типы соединения бревен: в обло, в крюк, в лапу, в охлуп, ; кровля:  двухскатная,2 фронтона, самцовая (безгвоздевая) тесовая, позже стропильная. 

Примитивный типом рубленной жилой постройки - истобка (изба) - небольшая однокамерная постройка (печь-каменка или глинобитная, топилась по-черному). Усовершенствование→двухкамерная (пристройка сеней из трех стен, общая кровля, но без потолка. Расположение печи (в одном из углов дома, распространенный вариант - справа или слева от входа, устьем к противоположной входу стене) определяло внутреннюю планировку избы: красный угол (божница, обеденный стол); в стены вделывались лавки, бабий кут (н/в печного устья), отделен от горницы перегородкой – шкаф-посудник, часть перегородки, использовалась как шкаф для хоз. принадлежностей. Коник — угол около двери — мужской: муж. работы, на стене висела верх. одежда, уздечки, хомут, вдоль стены - ларь, (сидел и спал хозяин). Над входом, под потолком настилали полати (хранили имущество,  спали дети и старики). Хозяйственные постройки включают амбар (хранение зерна, муки, имущества), овин (сушки снопов перед молотьбой), поветь (хранили сани, телеги, колеса, сбрую и др. имущество, укладывали сено и солому, летом часто спали), хлев, а также баню.

  1. Русский традиционный костюм. Муж. костюм: основа – рубаха туникообразного покроя, с прямыми или косыми бочками, рукава прямого покроя, ластовицы (вставки под мышками). Пазуха застегивалась на пуговицу налево. Длина — до колен, носилась навыпуск, с кушаком. Орнамент: мелкая вышивка красной нитью по вороту, пазухе, обшлагам и подолу. Порты (штаны) в полоску, в поясе собирались на шнурок — гашник. Верхняя одежда: кафтан (праздничная), казакин – подпоясывалась кушаками (концы украшены кистями и бахромой). Головной убор – колпак, меховой треух – малахай (с козырьком). Жен. костюм: основа – туникообразная льняная рубаха , ластовицы, до пят, с длинными рукавами, без воротника (реже воротник-стойка), украшена вышивкой. Отделка – кружева. Панева (шерст. юбка замуж. женщин). Сарафан (по косому крою или на сборках), продольная лента богато украшена, сверху душегрея (без рукавов, стеганная, ватная), епанечка (стеганный жилет с мелкими складками на спине, распашной, на бретельках). Яркие цвета - зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые, белые. Головной убор: платок, кокошник (богато декорировался).
  2. Внешний облик жителей России в конце Х1Х века: жен.: в конце 80-х гг. платья упрощаются (почти без драпировок, с лифом, удлиненным до линии бедра, с юбкой, заложенной складками). Платье капот на маленьком турнюре, кофта в талию и юбка – дома, костюм для улицы и визитов (платье и короткий жакет), однобортные и двубортные рединготы в талию, на боках и сзади задрапированные складками; длинные пальто, прямые, слегка расклешенные сзади, с отложным или стояче-отложным воротником, прямыми свободными рукавами, узкие пальто-каррик а также узкие с пелеринами и отворотами, короткие прямые пальто с расклешенными рукавами. Муж: 70-е г. однобортные визитки, пальто прямого покроя, однобортные и двубортные пиджаки и сюртуки с плоско лежащим воротником и отворотами, фраки с глубоким вырезом и фалдами выше колен, однобортные жилеты. Расцветка: полоска, мелкая. Появляются брюки современного типа, свободные. Галстуки черные и цветные, черная атласная бабочка . В моде шелковые черные цилиндры, фетровые шляпы, летом канотье и панамы, зимой — меховые шапки разных фасонов.
  3. Проблема влияния войны на развитие материальной культуры воюющих стран. Первая мировая война снимала проблему комфорта населения. Военные условия вернули в употребление старые предметы быта. В повседневной жизни начинает цениться прочность. Мода: закрываются дома моделей, реформация одежды. В муж. костюме: куртка, брюки-галифе, френч (армейский китель), одежда на съемной подкладке (перелеты). Война поднимает значимость женщины (замена мужчины на производстве, в госпиталях) – простая и практичная одежда, юбка короче, туфли на широком коротком каблуке, сапоги, короткая стрижка или тугие косы. Транспорт – трамваи, ж/д строительство, авиационные парки. Вторая мировая война – решение задач по реставрации и консервации, приспособление всего под изделия мат. культуры.
  4. Сочетание традиций и современности в материальной культуре Индии. Одежда: жен. – сари – (древние индийские скульптуры и фрески, древний эпос), муж. – дхоти и лунки (муж. вариант сари), тюрбаны; «точка» в центре лба – бинди (полурелигиозный знак – «третий глаз» бога Шивы, знак замужества - красный, символ красоты и чистоты, синдур – порошок на разделенных частях волос - замужество. Традиционные ремесла: изготовление шелковых и шерстяных ковров, статуэтки из бронзы и слоновой кости, роспись по дереву , декоративные изделия из черного металла с серебряной насечкой. Индийский танец , музыка – религиозная и народная; народный театр (музыка, танцы), архитектура – религиозная, система Васту-шастра – городское планирование. Аюрведа  (система ведической медицины), йога, кухня – специи (карри).
  5. Материальная культура России в эпоху войн и революций начала ХХ века. В 1917 г. в ходе 2-х революций в России рухнула социальная структура и устоявшиеся формы быта, стихийное приспособление людей к новым условиям, пропаганда всеобщего равенства, подмена эстетики идеологией. Сфера мат. культуры – упрощение быта (уничтожение ценностей имперской России). 1918-1919-е г. – выработка нового советского стиля (Кустодиев, Васнецов, Ламанова, Мухина)→в одежде - унисекс, красный цвет, отрицание дворянской, модерновой одежды.
  6. Архитектура и интерьер советской России 30-50 гг. ХХ в. Конструктивизм (20-е г. ХХ в.) : идеологическая ориентированность нового социалистического государства, функциональность, отсутствие архитектурного декора, простота, упрощенность – дома-коммуны (строгость, убогость арх-ры – специализированные строения, объед. старых квартир, старые помещения; коллект. сожительство, отказ от мебели и предметов быта) 30-е г.: разработка промышленных зданий и сооружений, планы нов. городов, строительство массовых жилищ и зданий культ. назначения; высотн. здания, обращ. к монумент. формам – высотные здания (Дворец Советов)→сталинский ампир. Прочная . мебель (обществ-е помещения, партийная номенклатура), уцелевшие предметы – изделия кустарей-ремесленников (трудящ-ся). ВОВ отброс. назад в плане мат. кул-ры (типизация проектов, серийный метод, стирание разницы в интерьере, одежде, контроль мат. сферы со стор. гос-ва), панельные «хрущевки»→строит-во социализма, равенства.
  7. Бытовые предметы европейца XVII века. Барокко: первые мебельные гарнитуры (пренебрежение свойствами материала - податливые породы, резьба, интарсия, инкрустация (черепаха, бронза, стекло, серебро, цв. камни, слон. кость; мотивы декора: вьющ. стебли, картуши, венки, раковины). Глав. предмет мебели – кровать (на возвышении) под балдахином, спинка изголовья выше, позже альков, рядом с кроватью туал. столик. Стулья высокие, жесткие, вдоль стены (сидели на табуретках, пуфах), комод ( хранение белья, одежды), туалет (столик с зеркалом); исчез. прям. линия в изготовлении мебели и с кресс. ручек, изгиб переход. на ножки, рамки подушек; кресла, диваны – мяг. мебель; фарфоровый ночной горшок, зеркала, скульптура, живопись, двустворчатые шкафы, витрины, позолота, гобелен; тяжеловесность форм, колоны.
  8. Внешний облик европейца первой половины XVIII века. Рококо – изящество силуэта, хрупкость и утонченность (период регенства). Муж.: полукафтан, под ним камзол (застегнут на 3-4 пуговицы), рубашка, кружева на груди (жабо, брыжи, платок). Полы полукафтана ниже талии расширяются, узкие штаны до колен, чулки (дворяне – однотон., бурж. – коричн., ярких цветов в полоску), черная обувь с пряжками. Большой завитой парик, треуголка. Аксессуары: шпага, трость, перчатки, часы, муфта, табакерка. Жен.: корсет, панье - каркас под юбку, низкое декольте, рукава расшиты книзу, кружева; кунтуш (мал. прическа, светл. шелковые чулки, туфли на изогнутом каблуке). Аксессуары: букеты искусств-х цветов, часы-брелок, кружева, рюши, перчатки, несессеры, муфты, веера. Ювелирн. укр-я: ожерелья, браслеты, кольца, броши. Прически: Аля-фонтанж, полонез (завитки вокруг головы, в затыл. части 2 локона спускались на грудь).
  9. Европейский ампир и его проявления в предметном мире. Ампир – искусственный стиль, порожд. вкусом, стилем одного человека, отражает стремление предать видимое величие, окружить себя пышностью (идея могущества, власти и государства, сильной армии); в основе – традиции Др. Рима и Др. Египта. Черты: больш. нерасчлененные стены, воен. символика (трофеи, мечи, львы, орлы), симметрия, анфиладность, популярны триумфальные арки, обелиски, тяжеловесность, следование геометрии, жест. конструкции, ножки мебели выпрямились, подковообразные спинки стульев, много позолоты, бел. мрамор, барельефы, арабески, масс. бронз. люстры, жирандоли, канделябры, колонны (Вондомская колонна – копия колонны Трояна), мотивы античных образцов скульптуры, егип. рельефов, росписей Помпей (Адмиралтейство, дворец Фонтенбло). предпочтение отдается красн. дереву, нов. тип шкафов: горка (обрамленный трельяжем книжн. шкаф, зеркала (псише), массивная неудобная мебель. Колонны, фризы, пилястры, венки, пальметты – величественность, строгость, холодная торжественность.
  10. Коренные преобразования в материальной культуре России (перв. половина XVIII в.). Петровские преобразования→европеизация быта. Нов. архитект. стиль – русское барокко. На смену иконописи приходит светская живопись; чай, кофе, табак, введение ассамблей, нов. календарь, дел. суток на 24 часа, правила хор. тона (танцы, общение, манеры), мощение улиц брусчаткой, созд. прям. улиц, появ. уличные фонари; первая печатная газета «Ведомости», упрощение шрифта, свет. школы, регулярное почтовое сообщение, публичные театры, распр. музицирование (клавикорды, скрипка, флейта), палаты заменены дворцами в евр. стиле. Одежда европейского образца (дворяне): жен.: декольтированный корсаж с широкой юбкой; муж.: кафтан, камзол, короткие панталоны, чулки, башмаки с пряжками, парик, бритье бород. Крестьян и купцов эти преобразования мало касались.
  11. Предметы быта Европы XVIII века. Рококо: небольш. комнаты неправильной формы (лепнина, рельефы), зеркала, позолота, декор. ткани, бумажн. обои, живопись на стенах, светлые постельные тона. Черты: ажурность, отсут. прям. линий, изящность, текучие линии. Гл. элемент – камин, на его полке канделябры, часы, фарфор (Бётгер). Расшир. ассортимент мебели: секретер, стол-бобик, угловые шкафчики, круг. и треуг. тумбочки, псише, появл, канапе, бержер, вольт. кресло. Подлокотники расшир. для удобства. Комод – элегантная мебелировка. Кушетки, этажерки, бюро, шкафы. Все заменяется изогнутыми линиями, декор за счет инкрустации и интарсии. Мода на китайщину – шинуазри (использ. мотивов и приемов кит. искусства в живописи. Наличие ширм для деления комнат. Освещение: хруст. люстры, бра, жирандоли. Чиппендейл (Англия) – смешение готики, рококо и китайщины (кабриоль). В 20-е гг. англ. мебель изгот. из красн. дерева, поверхность которого покрывалась только воском. Появл. туалетные комнаты. Созд. компоненты мягкой мебели (пружины для сидений).
  12. Русское барокко конец XVII – XVIII веков. В России не было эпохи Возрождения→приобщение русского искусства к достижениям западной классической культуры в иных формах. Черты: простота плановых построений, связь конструктивной основы и декора, использование ярких цветов, золочение. Сер. XVIII века – садово-парковое искусство, дворцовые анфилады, парадные залы. Московское барокко (кон. 17 в.): нарышкинское (церковь Покрова в Филях), строгановское (Казанская церковь в Устюжне – пышность, дробный барочн. декор), галицинское (церковь Знамения Пресвятой Богородицы – увенчана золотой короной, сложный лепной декор); петровское (нач. 18 в.): зрелое рус. барокко елизаветинского времени (расцвет: Екатерининский дворец в Царском селе – Растрелли – огромное кол-во позолоты, огромные залы с высокими потолками и огромными окнами, резьба, роспись, стол-бобик, геридон. Церковное барокко (обилие декора, золотые шишечки вместо куполов, яркие цвета (красн., син.), пышные резные иконостасы с цветочным орнаментом, розами, пятиглавие куполов и высокие многоярусные колокольни (Новодевичий монастырь). Дворцовое барокко (деление жилого пространства на помещения по функциям (господские, для прислуги, жен/муж).

 

  1. Сочетание традиций и современности в мат. культуре Японии. Дом быт отличается от европейского: обувь оставляют на пороге, мало мебели, утварь хранится в шкафах, сидят на полу за низким столом; традиц. еда: рис, рыба. Традиц. дома из бамбука и бумаги (в сельских районах). Неотъемлемая часть дома – сад (бонсай, спец. выращенные карликовые деревья), сохранились чайные церемонии, любование сакурой. В выходные и праздничные дни носят традиционную одежду – кимоно (запашная одежда, прямой халат с поясом и широкими рукавами у женщин, распр. зонты; икебана – японское искусство аранжировки цветов.
  2. Этикет и его нормы в эпоху барокко: этикет встречи – приветствие гостя стоя, при встрече с дамой поклон, целует пальцы рук, придворные должны быть любезны, внимательны, говорить на нескольких языках, уметь играть в карты, не обращать внимание на денежные потери, петь, рисовать, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Вежливость должна возрастать в зависимости от ранга собеседника. Естественность – синоним дикости, вульгарности→аппетит оформляется в столовом этикете (появляются вилки, салфетки). Интерес к противоположному полу в учтивом флирте, ссоры – в дуэли. Много времени для развлечений: прогулки в парках, на лошадях, карточные игры, театр, бал-маскарад. Отверг. естественность: деревья в виде фигур, муштра в армии, бледный цвет лица, вычурность одежды, язык мушек и вееров. Редко мылись. Отвергаются традиции, авторитеты. Манеры и жесты медлительны, плавны, подчинение жесткому церемониалу. Уделяется внимание жесту, позе. Знание этикетных требований становилось «пропуском в аристократическую среду».
  3. Тенденция развития мат. культуры СССР 60-80-е гг. ХХ в. Одежда: Жен.: миниюбки (60-е), макси (70-е), яппи (80-90-е) миди. 1957 – в Москве фестиваль молодежи и студентов – проникновение зап. кул-ры; принцип минимальной эстетики (простые формы, ничего лишнего, необходим. простая мебель, строительство панельных домов. Квартира, дача, машина – триада, хар-ая потребит. идеал. 60-е гг. известность моделей Телегиной, Качаравы, Зайцева. Гос-во ставит задачу создания оригинальных моделей, противостоящих западной моде. Зайцев вывел на подиум повседневную одежду массового спроса. В 70-х весь ассортимент одежды шился по одним лекалам. Типовыми становятся многие предметы быта. В индустрию мебели внедряются ДСП, ДВП (они вытеснили древесину и породили корпусную мебель).
  4. Аксессуары барокко.

Характеризуется обилием декора, которые обладают внутренней экспрессией, напряжением.  В мужском гардеробе широкополые шляпы с перьями с поднятым верхним полем, потом к 80-м годам трансформируется в треуголку. Непременный атрибут перчатки, из кожи светлых тонов. Мужской костюм XVII в. находится под влиянием военизации. Обязательной деталью была шпага, которая крепилась на широкой парчовой или ременной перевязи косо идущей от правого плеча по груди и спине. Мужчины носили объемные напудренные парики и сбривали усы и бороду.Популярные аксессуары- веера, муфты, трости( и для женщин, и для мужчин), зонтики, поясные зеркала. Знатные дамы стали носить широкополую войлочную шляпу с развевающимися страусовыми перьями. Драгоценные камни и жемчуг употреблялись в меньшем количестве, чем прежде. Дамы довольствовались ожерельем, брошью в форме подвески, браслетами, представлявшими собою обыкновенно тройную нитку жемчуга, и кольцами. Между тем ,во Франции попытались шлифовать драгоценные камни и на свет появился первый бриллиант.В большой моде был веер. Обычно состоял из пучка цветных страусовых перьев или даже из одного пышного пера с богато украшенной ручкой и привешивался к поясу на тонкой золотой цепочке. В это же время появляется язык веера. Поводом к появлению парика послужили длинные локоны, бывшие в моде. Всякий кто не обладал пышной шевелюрой, старался возместить этот недостаток при помощи парика.  Особую пикантность образу придавали наклеенные черные родинки- мушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Жилище периода конструктивизма.

Как художественное направление утверждается с 1919 по 1928г. Ему свойственна эстетизация техники и требование функциональной целесообразности. Главное утилитарность.  Значительная часть построек этого периода представляет собой совершенно новые функциональные типы зданий: дома культуры, дома-коммуны, фабрики-кухни — и новый подход к городскому планированию и застройке (жилмассивы). Новый человек ХХ века должен был жить в мире ясных геометрических форм; мире, свободном от прошлых изобразительных традиций. У человека работающего, активно участвующего в общественной жизни, уже не оставалось времени на неспешное созерцание. На первое место вышли скорость и технологичность. Здания, мебель, предметы быта должны были быть удобны не только для потребителя, но и для машин, их производящих. Главным критерием в жизни и искусстве стала универсальность. Человеческая личность оказалась подчинена жестким общественным интересам. Предметы, окружающие человека, тоже потеряли свою уникальность.Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчёркнутый утилитаризм новых предметных форм.  Внимание архитекторов привлекли задачи не только промышленного, но и массового жилищного строительства, разработка жилых комплексов с экономными типовыми квартирами, рассчитанными на среднюю и низкооплачиваемую категорию людей     

5.Бытовая утварь России  сер. И вт. Пол. 19 в.

У печи хозяйка использовала ухваты разных размеров, кочергу, чапельник , чтобы доставать сковороды, большую широкую деревянную лопату, чтобы сажать хлебы. Ухват сделан из железной полосы, изогнутой в виде незамкнутого круга так, что низ горшка или чугуна входил между рогами ухвата, или рогача; ухват насаживался на длинную рукоять. В домашнем быту использовались деревянные солоницы с крышками большой емкости двух типов: в виде резного креслица или стульчика и в форме уточки. Для приготовления пищи применялись чугуны и глиняные горшки разного размера с округлым туловом и узким дном , а для жарки — плоские глиняные миски.  Жидкая пища (квас, молоко и т. п.) хранилась в глиняных крынках, кубанах с округлым туловом, небольшим донцем и вытянутым горлом. Месили тесто, укладывали готовые печеные изделия на широкие плоские деревянные ночвы вроде подноса с невысокими бортиками. Пищевые продукты хранились в изготовленных из бересты туесах, или бураках, также с крышками. Ели из глиняных или точеных деревянных чашек деревянными ложками. Глиняные изделия были муравленными, т. е. покрытыми простой поливой, иногда со скромной росписью, деревянные покрывались резьбой или росписью. В домашнем обиходе для хранения расходного запаса воды, изготовления кваса, пива, сусла использовали большие глиняные корчаги емкостью до двух ведер, по форме напоминающие горшки, хмельные напитки на стол в праздники подавали в ендовах  или в деревянных братинах, носика не имевших, а также в огромных ковшах, из которых напитки разливали небольшими ковшами-наливками. Пили напитки из медных, оловянных и деревянных стопок и из довольно объемистых  жбанов, собранных из клепок на обручах, с ручкой и крышкой. Вообще в крестьянском обиходе широко использовалась бондарная посуда: бочки, полубочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки.

29. Транспорт в странах  Европы в 19 в.

Применение паровых машин на транспорте значительно увеличило  возможности связи и коммуникаций, общения людей. Американский изобретатель Роберт Фултон в 1807 г. построил первый речное судно с паровым двигателем. В середине века появился велосипед с педалями.   На рубеже XIX и ХХ вв. осуществилась мечта человека о полете над Землей. Сначала появились дирижабли, но вскоре они были вытеснены аэропланами.  В 1808 Тревитик  создал паравоз. Для его демонстрации строят небольшой участок железной дороги, на котором он развивает максимальную скорость в 30 км/ч . Первый в истории России паровоз, был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 году . В середине двадцатого века их постепенно начинают вытеснять электровозы и тепловозы. Воображение современников поразила рельсовая дорога, по которой промчался первый локомотив. 1825 год человечество считает годом рождения железной дороги. В России первая общественная железнодорожная линия с применением паровой тяги открылась в 1837 году, связав столицу с Царским Селом.  Рельсовые пути соединили с центром самые отдаленные районы.  Развитие железнодорожной сети усиливало и военную мощь государства. Первая линия метрополитена (3,6 км) была построена в Лондоне. Запущена 10 января 1863 года . В 1885 году немецкий изобретатель Г. Даймлер, а в 1886 году его соотечественник К. Бенц изготовили и запатентовали первые самодвижущиеся экипажи с бензиновыми двигателями.  Немалый вклад в широкое распространение автомобильного транспорта внёс американский изобретатель и промышленник Г. Форд, широко применивший конвейерную систему сборки автомобилей. В России автомобили появились в конце XIX века.  Первый русский автомобиль был создан Яковлевым и Фрезе в 1896 году и показан на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

26. Сочетание традиций  и современности в материальной  культуре Китая. 

Современные города Китая становятся все более похожими на европейские, однако в сельской местности ещё осталось немало своеобразного, унаследованного от давних времен. Например, жилище китайского крестьянина представляет собой каркасно-столбовую постройку небольшого размера, с входом и окнами в фасадной стене, всегда обращенными на юг. На север выходит глухая стена, защищающая здание от холодных ветров. При строительстве почти повсеместно широко применяется глина. Современное жилище – это,  как правило, трехкомнатная постройка с входом  посередине, через кухню, которая соединяет два жилых помещения, расположенных с западной и восточной сторон дома. Для дома Китайского крестьянина обязательна традиционная конструкция,  земляной пол. От маньчжур северные китайцы восприняли канн – лежанку, обогреваемую теплом от кухонной печи. В основание канна встроены на разных уровнях параллельные горизонтальные дымовые каналы, по которым горячий воздух, нагревая канн, выходит через лежащий наружный дымоход в массивную трубу. На канне члены семьи проводят значительную часть времени – спят, едят, работают, отдыхают. Для сна раскладываются в один ряд ватные матрацы, обшитые яркой одноцветной тканью. Под голову кладут узкие четырехугольные  подголовники, туго набитые рисовой или пшеничной шелухой. Китайская кухня имеет многовековые традиции. Чай - один из самых распространённых безалкогольных напитков.  Китайская кухня тесно связана не только с историей, но и с повседневным бытом китайцев, в частности с народными и семейными праздниками. В день рождения готовят длинную лапшу – символ долголетия. Основной напиток китайцев – рисовая водка. Из традиционной пищи распространены пшеничные лепешки и пампушки, разные блюда из бобов, овощей . Мясные кушанья китайцы и корейцы готовят главным образом из свинины или кур. Китайцы и корейцы отдают предпочтение различным блюдам из речной и морской рыбы, ракообразных, моллюсков. Везде в большом ходу различные острые приправы (соевый соус, красный перец, уксус и др.). Для традиционного костюма земледельцев Северного Китая очень характерно преобладание как у мужчин, так и у женщин распашных халатов, курток и кофт при почти полном отсутствии глухих форм одежды, надевающихся через голову. В настоящее время костюм изготовляется преимущественно из хлопчатобумажной ткани синего цвета . Из обуви характерны матерчатые туфли или плетеные сандалии (нередко на деревянной подошве), из головных уборов — матерчатые головные повязки и соломенные шляпы разных типов. Праздничной женской городской одеждой является цельнокроеное узкое платье с глубокими разрезами по бокам.

Информация о работе Шпаргалки по "Культурологии"