Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:37, шпаргалка

Описание работы

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Файлы: 1 файл

ШПОРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

1. Предмет и задачи культурологии.

   Культурология  – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать  основные параметры культуры, выявить  универсальные св-ва всех явлений,  создаваемых культурой и сделать  их объектом спец исследования  на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.

Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.

Предмет культурологии  
- исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей;  
- исследование общества с т.з его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.  
- Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.  
- Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.  
- Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

Основная задача культурологии  
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.

 

2.Понятие культуры  и ее основные функции.

Культура (возделывать, обрабатывать) – это вторая природа, созданная  человеком. Историческое понятие – в античности (776 до н. э. - 476) понимали воспитанность, противопоставляли варварству. Средневековье (6-14в) – городской уклад жизни. Эпоха возрождения (14-16 в) – индивидуальное духовное развитие. Новое время (с 17в) – уровень развития духовных навыков отдельных народов. Новейшее время (19 в – н. д.) – способ специфического человеческого существования

   Культура –  это специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности  представленных продуктов материального  и духовного производства в системе соц норм и учреждений, в духовных ценностях в совокупности отношений человека к природе, другим людям и самому себе.

Подходы к определению  культуры:

1)Деятельностный-К. определяется  как специф. чел. форма активности  в совок. ее предпосылок и результатов.

2)Аксиологический –  с т.зр. результатов. Т.е. совокупность  дух. и культ. ценностей.

3)Семиотический –  культура есть совок. социокодов  через кот. трансформируется человеческий  опыт.

4)Социологический. К-это  сов. соц. институтов.

5)Гуманитарный. К. фиксирует степень культ. ценностей человека.

Функции культуры:

 Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.  
- Информационная Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная  
- Познавательная функция Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется  
- Коммуникативная функция Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.  
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.  
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.  
- Ценностная (Аксиологическая)Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.  
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.  
- Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

3.Динамика  Культуры

Динамика культуры –  это движение, развитие, рост. 

1. под динамикой понимают  изменение внутри культуры и  изменение о взаимодействии с  др. культурами.

2. раздел теории культуры  в рамках которого изучаются  процессы изменчивости культуры, их направленность, сила выраженности, обусловленности, а так же процесс адаптации культуры к новым условиям.

 К динамики культуры  относят механизмы и процессы, описывающие трансформацию культуры  и её изменение. 

Типы динамик:

1)Культурогенез(процесс  появления и становления культуры  любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе)

2)Трансляция культ. традиций(передача социокультурного опыта).Традиция-механизм соц. наследия.

3)Диффузия(заимствование  и освоение нов. культ. форм  от одной культуры к другой)

4)Трансформация форм  культуры(преобразования под действием  факторов культуры из одной  в другую)

4)Типология культур

Типология культуры это  научный метод с помощью которого изучается культура, для чего расчленяется система объектов с целью последующей  группировки и выделением обобщённой модели или типа.

   Главная задача: сравнить изучение связи, функций, отношений и уровень организации объектов.

Критерии, влияющие на типологию:

1.Историчекий критерий

2)Религиозный критерий

3)Этнический критерий

а)Этноцентризм(предпочтение своей этнической группы)

б)Полицентризм

4)Социальная типология

а)профессиональная

б)народная

с)массовая

в)доминирующая культура и субкультура

 

5.Культура и цивилизация

По времени термин "цивилизация" возник гораздо позднее термина "культура" - лишь в XVIII веке. Его автором, считается шотландский философ А. Ферпоссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин "цивилизация" был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах -широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Ферпоссон, и означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятом "культура" и означал совокупность определенных качеств человека - незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т. д. Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете можно свести к трем основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. Концепция Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, придерживался Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений. Наконец, сторонники третьего подхода резко противопоставляют культуру и цивилизацию. Примером может служить теория О. Шпенглера, изложенная им в книге "Закат Европы" (1918 - 1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой.

Классификация цивилизации Эволюция цивилизации позволяет выделить в ней две основные стадии: 1) аграрно-традиционную, характерную для рабовладельческого и феодального общества; 2) индустриальную, связавшую с капитализмом. В современной литературе активно разрабатывается идея, согласно которой примерно с конца 50-х годов нашего столетия берет начало третья стадия цивилизации - постиндустриальная. Она вызвана научно-технической революцией и высокими технологиями, которым соответствует постиндустриальное, информационное общество.

Наиболее  важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства; 2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесел; 4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для нее характерны устойчивая цивилизация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и  универсальности, что особенно заметно проявляется в последние годы, когда на наших глазах на основе новейших технологий создается единая всемирная цивилизация. Что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность, изменчивость и новизна, неудовлетворенность собой, критическое и творческое начало, самоценность, стремление к возвышенному идеалу.

 

 

6.Специфические  черты древневосточных цивилизаций.

Древневосточные цивилизации  относятся к периоду 4-3 тыс. до н.э.(Междуречье, Китай, Египет, Индия, Крито-микенская, цивилизация Майя)

Для восточных обществ  характерен традиционный тип цивилизации.

Основная идея-традиционализм, т.е. воспроизв. культурного опыта предков.

Восточный тип цивилизации  основан на авторитарно-административной системе власти и утверждении  абсолютистских, деспотичных форм правления, в то время как в западной цивилизации  развиты демократические традиции организации общества и системы власти. Это различие вызвано утверждением в Восточном типе цивилизации общинных принципов организации жизни, которые, вместе с торжеством идей государственного единства ведет к утверждению безусловного авторитета коллектива, рода, семьи над отдельной личностью и к неразвитости принципов индивидуального и личностного начала. Ярким примером такого единства может быть культура Китаю, достигшая своей полноты и завершенности в учении Конфуция об организации общества как единой большой семьи во главе с отцом – императором. Отношения в таком обществе регулируются традиционными ритуализированными нормами и правилами.

Восточный тип цивилизации  ориентирован на воспроизведение сложившихся  структур и отношений, а также  на традиционные ценности, образцы  поведения, стереотипы и формы мышления. Поэтому для Восточного типа цивилизации столь характерно глубокое уважение к старейшинам, учителям, наставникам, обладающим большим жизненным опытом и мудростью. Высокой добродетелью на Востоке считается углубление в древние учения, в своей основной массе и подавляющем большинстве религиозно-философские и этические. Мышление в восточной культуре остается в пределах классических, «правильных» воззрений, знаний и канонов, передающихся из поколения в поколение, освященных традицией и временем.

Для Восточного типа культуры становится доминирующим целостный  взгляд на мир, установка не на логически-рациональное, а прежде всего на духовно –  интуитивное постижение и переживание  единства и всеобщности Бога и  мира, а человека как части этого мира. Поэтому в Восточном типе культуры философия, наука, религия и этика неотделимы от индивидуального опыта и понимания отдельного ученого и наставника. Восточная философская и научная культура характеризуется приверженностью не к теоретическому, понятийному, а к художественному, образному изложению мыслительного материала. В этом случае предпочтение отдается постижению духовного мира человека в его единстве с природой и Богом. На этой основе собственно наука в Восточном типе культуры долгое время носила прикладной, практический и рецептурный характер, что отчасти способствовало значительным успехам в области медицины, астрономии и геометрии.

Принципы единства мира и целостности его постижения оказали глубокое влияние на художественную культуру Востока, отличающуюся глубоким традиционализмом, стремлением к познанию гармонии и красоты бесконечной вселенной и духовных основ жизни.

Для религиозной культуры в Восточном типе цивилизации  характерно превращение самой религии  с четким противопоставлением Божественного и человеческого, духовного и материального, свободного и рабского из вероучения в сложнейший комплекс религиозно – философских, морально – нравственных и практически – житейских воззрений, сумма которых составляет миропонимание человека, живущего в культурной среде восточного типаРазвитие Восточного типа цивилизаций было теснейшим образом связано с такими массовыми и мировыми религиями, как даосизм, буддизм, индуизм, христианство и ислам.

Продуктивность Восточного типа цивилизаций проявилась в целом ряде открытий и свершений. Это крупнейшие для своего времени гидротехнические, оборонительные сооружения, оригинальные образцы дворцовой и храмовой архитектуры, обсерватории, компас, фарфор, компас, бумага, разборные шрифты для печати и первые печатные книги, школы практической медицины, непревзойденные шедевры скульптуры, живописи и поэзии, самобытная народная культура.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"