Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 17:37, шпаргалка

Описание работы

Культурология – это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний. Как наука она оформилась только в 20 веке. Предпосылки для становления зародились еще в Античности.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

Файлы: 1 файл

ШПОРА КУЛЬТУРОЛОГИЯ.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

Восточная наука стояла у истоков античной, греческой  науки и философии, которая стала  основой для всей европейской  культуры.

Выделившись из безбрежного океана первобытности, древневосточные цивилизации ощутимо резко заявили о своем существовании. Размах и масштабы его деятельности свидетельствуют о ранее не виданной мощи и великолепии. Слишком легко и просто было бы заключить, что этот прорыв был всего лишь следствием роста производительных сил, начавшегося в эпоху неолита. Разумеется, производительные силы древневосточных цивилизаций заметно обогнали первобытность. Но не они лежат в основе древневосточных культур. Наверное, самым впечатляющим примером были бы пирамиды Древнего Египта. Их сооружение велось в эпоху Древнего Царства. В другие же периоды истории Древнего Египта, когда рост производительных сил стал еще более значительным, по сравнению в первобытностью и периодом Древнего Царства, древнеегипетская культура более не возвратится к этим гигантским сооружениям. Они навсегда останутся достоянием Древнего Царства.

Таким образом  для Д.В. цивилизаций характерно:

Традиционализм, взгляд в прошлое, консерватизм, отсутствие свободы (сакрализация власти), закрытый тип общества, созерцательность, мистицизм, принцип недеяния к природе, знание-мудрость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Культура Древней Греции

В истории культуры древней Греции исследователи выделяют следующие периоды:  
эгейский или крито-микенский (ІІІ-ІІ тыс. до н.э.),  
героический или гомеровский (ХІ - ІХ в до н.э.),  
архаический (VІІІ-VІ вв. до н.э.),  
классический (V-ІV до н.э.),  
эллипистический (период от начала похода Александра Македонского на Восток до завоевания Римом Египта  
носит название эллинистического (последняя третина ІV-І вв. до н.э.).

Культура Древней Греции. В истории  Др. Гр. 8-6в. до н.э. хар-

ризуются большими переменами в  хоз. деятельности, соц. жизни, к-ре. Одним

из наибольших приобретений к-ры Арх. периода есть произведения Гомера

«Илиада» и «Одиссея». В 7-6вв. до н.э. возникла гр. лирика, одним из первых

лир. поэтов считается Архилох.

 Храмы арх. периода: Аполлона  в Коринфе и Геры в Пестуме. В скульптуре арх. периода основное место занимает изображение чел-ка. Гр. худ-ки пытаются овладеть правильным построением тела чел-ка, научиться передавать движение. Обобщение знаний об окруж. мире были основой для развития ф-фии.Основателем милецкой ф-фской школы был Фалес, считавший, что первоосновой

мира есть вода, из кот. все возникает  и в кот. все превращается. За  первооснову также считали «апейрон», неопределенную, вечную материю, воздух, огонь. Древнегр. ф-ф и математик Пифагор основал ф-фскую школу в Юж. Италии. По его ф-фии мир состоит из кол-венных закономерностей, кот. можно вычислить. Заслугой пифагорейцев были разработки теорем, теории

музыки, построенной на числовых соотношениях, установления ряда кол-ных

закономерностей в мире. Идеалистическая линия в ф-фии, основанная пифагорейцами, была продолжена элейской ф-фской школой. Победа над Персией дала Гр. полную власть в Сре-рье. Военная добыча, торговля, использование рабского труда способствовали развитию всех отраслей к-ры. Классический период. В кл. период развивается драматургия. Возникновение гр. театра было связано с культом бога виноделия Диониса. Актеры выступали в козлиных шкурах и поэтому этот жанр получил название «трагедия» («песнь козлов»). Известными драматургами этого периода были Эсхил(«Закованный Прометей»),

Софокл(«Антигона» и «Царь  Эдип»), Еврипид(«Медея», «Электра»). Из прозаических жанров в классический период расцветает риторика – умение понятно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать свои позиции. Среди ф-фских проблем в кл. периоде на 1 план выдвигается  понимания сущности и места человека в мире, продолжается рассмотрение проблем бытия и первоосновы мира. Материалистическое трактование проблемы первоосновы

выдвинул Демокрит, разработав учение об атомах. Древнегр. софисты  учили,

что «человек является мерой всех вещей», а сущность вещей зависит от их

связи с чел-ком. Сократ путь к достижению истины видел в  самопознании.

Платон для объяснения бытия развил теорию о существовании  «идей».

Значительное внимание Платон уделял и вопросам государства, он предложил

проект идеального полиса, которым управляют ф-фы. Аристотель сделал свой

вклад в ф-фию, природоведение, историю, литературу, гос-ное право, основы

формальной логики. Развивались  астрономия, медицина, география, механика,

история. Вклад в медицину сделал древнегр. лекарь Гиппократ. Гр. иск-во в

кл. период достигло наивысшего развития. Скульпторы в основном изображали

богов. Наиболее выдающимися  скульпторами были Фидий, Поликлет и  Лисипп

(придворный скульптор  А. Македонского). В 5в. до н.э. - время перелома в гр. живописи, перехода к объемному изображению. Чертой гр. к-ры состязательность. Гр. агон - борьба, состязание олицетворял хар-рные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые олимпийские игры. Период от начала похода А. Македонского на Восток до завоевания Римом Е. назван эллинским. Для него хар-рно расширение взаимосвязей и

взаимовлияний гр. и вост. к-р. Эти изменения нашли свое проявление в

религии, ф-фии, литературе. Возникли новые ф-фских школы. Наиболее известны

в этом периоде учения стоиков (основатель Зенон) и философия  Эпикура(

последователь Демокрита). В  литературе в  период эллинизма  растет внимание

к человеку. Пользовалась успехом комедия. Быстрый рост городов, стремление

правителей прославить мощь своих гос-в содействовали развитию ар-ры,

особенно искусства  городского планирования и виды искусства, связанные с

украшением зданий - мозаика, декоративная скульптура, расписная  керамика..

Культура эллинизма  стала заключительным этапом в развитии культуры Др. Греции. Эллины поклонялись божествам, представляющим разные силы природы, общественные силы и явления, героям - мифическим предкам племен и родов, основателям городов. В мифах сохранились наслоения разных эпох - от древнего поклонения растениям и животным до антропоморфизма - обожествления человека. Мифология стала значительным элементом греческой культуры, на основе которого позднее развивались литература, философия, наука. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

 Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ человеческого тела. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости.

Скульпторы в основном изображали богов. Наиболее выдающимися  скульпторами

были Фидий, Поликлет и Лисипп (придворный скульптор А. Македонского).

Созданием Фидия были статуи Афины в Парфеноне и  Зевса Олимпийского в

Олимпии. Культура эллинизма  стала заключительным

этапом в развитии культуры Др. Греции.

 

9.Культура Древнего Рима

 Культура  Древнего  Рима.  До  сих  пор  широко   распространено

представление о том, что древнеримская культура не является самобытной,  ибо

римляне пытались  подражать  недосягаемым  образцам  классической  греческой

культуры, все перенимая  и практически  не  создавая  ничего  своего.  Однако

новейшие  исследования  показывают  самобытный  характер  культуры  Древнего

Рима,  ведь  она  представляет  собой  определенное  единство,  возникшее  в

результате   сочетания   оригинального   с    заимствованными    культурными

инновациями.  Не  следует   забывать   того   существенного   момента,   что

древнеримская и древнегреческая  культуры  формировались  и  развивались  на

базе  античной  гражданской  общины.  Весь  ее  строй  предопределял   шкалу

основных  ценностей,  которыми,  так или   иначе,   руководствовались   все

сограждане. К таким  ценностям принадлежали: идея значимости  и  изначального

единства гражданской  общины при неразрывной связи  блага  индивида  с  благом

всего  коллектива;  идея  верховной  власти  народа;  идея  теснейшей  связи

гражданской общины с  богами и героями, которые заботятся  о ее  благе.  Такое

восприятие божества и в  Греции,  и  в  Риме  открывало  простор  свободному

поиску в области  философии, науки, искусства и самой  религии, не  связанному

догмами и канонами. Имеет  значение и отсутствие  жреческой  касты.  Сходство

многих  черт  базиса  создавало  благоприятные  условия  для   взаимовлияния

культур, и, прежде всего, для воздействия греческой культуры на римскую.  Но

сходство  отнюдь  не  означает  тождества  —  Рим  во  многом  отличался  от

греческого, в первую очередь  афинского,  полиса.  С  самого  начала  своего

существования  Рим  вел  постоянные  войны  со  своими   соседями,   что   в

значительной мере определило и его организацию, весь строй жизни и  историю.

Если греки создавали  мифы о богах и полубогах, то для  римлян  в  центре  их

мифологии был сам  Рим, его героический победоносный народ, те,  кто  боролся

и погиб за  его  величие.  Боги,  по  убеждению  римлян,  лишь  помогали  им

победить, выказывая тем  самым свое особое расположение  к  римскому  народу.

Железная воинская дисциплина требовала  воинских  добродетелей  —  мужества,

верности, стойкости,  суровой  непреклонности,  гордого  достоинства.  Такие

добродетели требовались не только для войны, но  и  для  мирной  жизни,  для

исполнения долга хорошего гражданина. Свои особенности были и  в  отношениях

патрициев и плебеев  — первостепенное значение приобрела  борьба за  различные

законы, вырывавшиеся плебеями у их противников, что обусловило  особую  роль

права в жизни общества. Обе стороны использовали в своих  интересах  религию,

первоначально очень  близкую к  праву.  Тесная  связь  религии  с  правом,  с

политической  борьбой,  с  одной  стороны,  повышала  ее  значение  в  жизни

общества, с другой —  способствовала ее формализации,  детализации  различных

способов общения с  богами, узнавания их воли. Это исключало  полет  фантазии

и  собственную  инициативу  в  религиозной  сфере,  не  ставшей   источником

поэтического творчества.  Упомянутые  различия  во  многом  определили  путь

освоения  римлянами  греческой  культуры.  Не  удивительно,  что  здесь   мы

сталкиваемся с интересным феноменом — если греческое искусство  и  литература

благополучно были “пересажены” на римскую почву, то греческая  математика  и

логика на ней не прижились. Логика перестала быть моментом научного  поиска,

логические знания античности как  бы  “засыхали”  в  силу  интеллектуального

уровня “потребителей” римской  культуры,  их  практичности  и  трезвости.  В

результате произошло  обеднение  развитых  логических  традиций,  для  ранних

латинских переводов  характерны поверхностность и  путаница  в терминологии.

Все это объясняется  спецификой римской культуры: сила,  а  не  утонченность,

мощь, а  не  быстрота,  массивность,  а  не  красота,  утилитарность,  а  не

гармония в обыденной  жизни, факт, а не воображение доминируют  в  искусстве;

беспощадно  реалистичный  портят  в  живописи,   величественная   скульптура

характерны для нее. “Сила, облеченная  в  величие”,  —  вот  римский  идеал,

который блокировал  развитие  логики  и  математики.  Ясно,  что  постепенно

формировавшаяся греко-римская, античная культура по мере увеличения  римской

державы, превратившейся в Римскую  империю,  не  только  распространилась  в

римских провинциях, но и  сама вобрала в себя  достижения  культур  этрусков,

западных и восточных  народов. Однако, впитывая иные  культурные  ценности  и

образцы,  римская  культура  эволюционирует  в  своей   социальной   логике,

сохраняя на разных этапах эволюции свою целостность и,  заимствуя  лишь  то,

что этой целостности  не противоречит.

 

 

 

 

10.Культура Средневековья(476 г. н.э.-14в)

Средними веками культурологи называют длительный период в истории  Западной Европы между Античностью  и Новым Временем.

Можно выделить три периода:

Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI в.в);

Высокое (Классическое) Средневековье - от X -XI веков до примерно XIV века;

Позднее Средневековье, XIV- XV века.

Раннее средневековье - новые западные европейцы принимали  христианство, кот. в Р. было гос-ной  религией, на территории бывшей римской  империи формировались новые гос.формирования, создававшиеся варварами. Р-ская империя распалась на множество герцогств, графств, маркграфств, епископств, аббатств и прочих уделов. Их властители были вполне суверенными хозяевами и не подчинялись никаким импер-рам или королям. Официальной идеологией католицизма становится аскетизм. В большинстве гос-в Зап. Европы еще сохраняются

традиции  античной духовной к-ры. Школы, сущ-щие при монастырях,

культивировали «7 свободных  искусств», ориентируясь на те знания, кот.

требовало феодальное общество.

2) Высокое(классическое) средневековье - Европа начала

преодолевать затруднения  Раннего периода и возрождаться. С 5в.

сотрудничество по законам  феодализма позволило создать более  крупные гос.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"